Проблемы реализации правового статуса Министра внутренних дел РФ

Теория и практика функционирования органов внутренних дел постоянно эволюционируют по мере развития общества.

Правовой статус Министра внутренних дел РФ следует рассматривать в плане единства его социального содержания и правовой формы. Он реализуется в конкретных правоотношениях, в силу чего его функциональные черты и свойства проявляются через правосубъектность.

 Субъектом правоотношений, как регулятивных, так и охранительных, может выступать только лицо, обладающее сознанием и волей, способное совершать активные действия и нести за них ответственность.

Особенность правового статуса Министра внутренних дел РФ заключается в том, что при выполнении возложенных на него законодательством обязанностей вне внутриорганизационных отношений МВД России, по отношению к субъектам права, в том числе и административного, Министр выступает от имени государства и являются субъектом, участвующим в управлении в сфере внутренних дел.

На укрепление правового статуса Министра внутренних дел РФ может оказать позитивное воздействие общественный контроль, а также расширение принципа коллегиальности при принятии значимых управленческих решений.

Не секрет, что есть примеры, когда назначенные волевым решением "эффективные" руководители не пользовались даже минимальным доверием вверенного им коллектива и во избежание массового проявления недовольства личного состава их пришлось экстренно переводить на другую работу.

Анализируя юридическую ответственность, заметим, что она играет важную роль в содержании административно-правового статуса Министра органов внутренних дел РФ. В некоторых случаях ответственность является гарантией выполнения возложенных обязанностей. Министр органов внутренних дел несёт административную, уголовную, дисциплинарную и материальную ответственность. Каждый из видов юридической ответственности по-своему обеспечивает режим законности и дисциплины в организации и осуществлении государственных служебных отношений в системе МВД России.

Несмотря на целый ряд мер, направленных на обеспечение правового статуса Министра внутренних дел РФ, нужно еще многое сделать для совершенствования служебных отношений в системе МВД России. Так, в настоящее время существует насущная необходимость совершения целого ряда действий, направленных на исключение таких явлений, как: протекционизм, непотизм, коррупционный фаворитизм и др., которые весьма существенно снижают регулирующий потенциал законодательства.

Развитие законодательства о правовом положении Министра внутренних дел свидетельствует о том, что положено начало очередному реформированию административно-правового статуса МВД. В связи с этим нужна оптимальная кодификация правовых норм, регулирующих административно—правовой статус Министра внутренних дел РФ.

 Представляется целесообразным разработать и принять специальный пакет нормативно-правовых актов о деятельности Министра внутренних дел РФ и органов внутренних дел в условиях военного времени, в котором урегулировать вопросы, касающиеся режима военного и осадного положения и правомерности действий Министра внутренних дел РФ и органов МВД России при его обеспечении. Необходимо предусмотреть особенности взаимодействия  Министра внутренних дел РФ и органов внутренних дел с чрезвычайными и иными органами государственной власти в условиях режима чрезвычайного и военного положения.

 

ВЫВОД

 

Говоря о правовом статусе Министра внутренних дел РФ как официальной, формальной дефиниции, следует сказать, что"правовой статус" и "правовое положение" Министра внутренних дел РФ лучше всего рассматривать как тождественные. Правовой статус Министра внутренних дел РФ носит отраслевой характер, в этой связи можно провести определенную дифференциацию между общим правовым положением, конституционно-правовым положением и административно-правовым положением Министра внутренних дел РФ. Эта связь может быть выражена такой формулой, как общее, особенное и специальное (единичное). Размышляя непосредственно о содержании правового статуса Министра органов внутренних дел, заметим, что он имеет сложную конструкцию и подразделяется на общий, особенный, специальный, а также индивидуальный правовой статус. Общий статус предопределяется предписаниями Конституции России, согласно которой сотрудники органов внутренних дел обладают целым рядом личных прав, равны перед законом и судом, также они пользуются всеми правами и свободами, установленными и гарантированными Конституцией. Статус Министра внутренних дел РФ носит сложный характер. Это отмечалось и зарубежными учеными.

Особенный правовой статус Министра внутренних дел РФ связан с особенностями службы в органах внутренних дел. Нужно отметить, что несмотря на специфику службы в органах внутренних дел, ее организация подчиняется предписаниям нормативных правовых актов, которые носят универсальный характер

Следует сказать, что в целом правовой статус Министра внутренних дел РФ носит особенный, а в некоторых случаях и специальный характер.

На укрепление правового статуса Министра внутренних дел РФ может оказать позитивное воздействие общественный контроль, а также расширение принципа коллегиальности при принятии значимых управленческих решений.

Развитие законодательства о правовом положении Министра внутренних дел свидетельствует о том, что положено начало очередному реформированию административно-правового статуса МВД. В связи с этим нужна оптимальная кодификация правовых норм, регулирующих административно—правовой статус Министра внутренних дел РФ.

 Представляется целесообразным разработать и принять специальный пакет нормативно-правовых актов о деятельности Министра внутренних дел РФ и органов внутренних дел в условиях военного времени.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации входит в состав центрального аппарата МВД РФ.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение на должности высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и освобождение от этих должностей, а также продление срока службы лицам, замещающим указанные должности, осуществляет Президент Российской Федерации по представлению Министра, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью соответствующего министерства на основе единоначалия, распределяет обязанности между своими заместителями, вносит на рассмотрение Правительства России проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию своего министерства; утверждает положения о структурных подразделениях министерства, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства и руководителей территориальных органов министерства, утверждает уставы подведомственных организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с их руководителями и так далее.

Министр внутренних дел РФ несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству России, а по вопросам, отнесенным Конституцией России, ФКЗ России и Федеральными Законами (ФЗ) России к полномочиям Президента России, и Президенту России.

Особенность правового статуса Министра внутренних дел РФ заключается в том, что при выполнении возложенных на него законодательством обязанностей вне внутриорганизационных отношений МВД России, по отношению к субъектам права, в том числе и административного, Министр выступает от имени государства и являются субъектом, участвующим в управлении в сфере внутренних дел.

Правовой статус Министра внутренних дел РФ носит отраслевой характер, в этой связи можно провести определенную дифференциацию между общим правовым положением, конституционно-правовым положением и административно-правовым положением Министра внутренних дел РФ.

Размышляя непосредственно о содержании правового статуса Министра органов внутренних дел, заметим, что он имеет сложную конструкцию и подразделяется на общий, особенный, специальный, а также индивидуальный правовой статус.

Следует сказать, что в целом правовой статус Министра внутренних дел РФ носит особенный, а в некоторых случаях и специальный характер. Если обобщить те задачи и функции, которые выполняет Министр внутренних дел РФ, то они сводятся преимущественно к обеспечению правопорядка, а также к защите прав и свобод граждан. Более детально правовой статус проявляет себя именно в специальном аспекте и определяется в соответствующем должностном регламенте, именно в этом нормативном документе закрепляются границы его должностной компетенции.

Правовой статус занимает центральное место в содержании правового положения рассматриваемого субъекта права. Он является базой для становления и развития самых различных аспектов служебного положения Министра внутренних дел РФ.

Сердцевиной обозначенного положения являются права, обязанности, запреты (ограничения), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность. Все эти компоненты правового положения Министра внутренних дел РФ находятся между собой в определенной логической взаимосвязи, более того, они взаимно дополняют друг друга.

Говоря о правах Министра органов внутренних дел, необходимо отметить, что они могут быть подразделены на права, которые необходимы для непосредственного выполнения им своих должностных обязанностей, и права, связанные с реализацией функций органа внутренних дел. Министру предоставлены права, касающиеся его социальной и правовой защиты. Особо следует сказать о правах на профессиональный рост и развитие и др. Еще раз подчеркнем, что права Министру органов внутренних дел РФ предоставляются именно для выполнения возложенных на него обязанностей.

Что же касается обязанностей, то Министр обязан знать законодательство, которое касается предмета его профессиональной компетенции, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, поддерживать необходимый уровень физической подготовки и др. Режим службы в органах внутренних дел предполагает установление различного рода запретов, которые, собственно, и выражают сущность соответствующего режима. Большинство запретов, которые направлены на ограничение гражданской правосубъектности Министра органов внутренних дел, касаются противодействия коррупции, они также имеют целью обеспечение надлежащего служебного поведения. Обеспечить полноценную реализацию правового статуса Министра органов внутренних могут гарантии, которые подразделяются на правовые гарантии, организационные, экономические, идеологические, а также социальные гарантии. Обратим внимание на некоторые из перечисленных гарантий.

Развитие законодательства о правовом положении Министра внутренних дел свидетельствует о том, что положено начало очередному реформированию административно-правового статуса МВД. В связи с этим нужна оптимальная кодификация правовых норм, регулирующих административно—правовой статус Министра внутренних дел РФ.

Представляется целесообразным разработать и принять специальный пакет нормативно-правовых актов о деятельности Министра внутренних дел РФ и органов внутренних дел в условиях военного времени, в котором урегулировать вопросы, касающиеся режима военного и осадного положения и правомерности действий Министра внутренних дел РФ и органов МВД России при его обеспечении. Необходимо предусмотреть особенности взаимодействия Министра внутренних дел РФ и органов внутренних дел с чрезвычайными и иными органами государственной власти в условиях режима чрезвычайного и военного положения.

Завершая исследование правового статуса Министра внутренних дел РФ, следует отметить, что, несмотря на целый ряд мер, направленных на его обеспечение, нужно еще многое сделать для совершенствования служебных отношений в системе МВД России. Так, в настоящее время существует насущная необходимость совершения целого ряда действий, направленных на исключение таких явлений, как: протекционизм, непотизм, коррупционный фаворитизм и др., которые весьма существенно снижают регулирующий потенциал законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: