Анализ результатов исследования психической адаптации студентов, имеющих татуировки

В ходе подготовки исследования по выбранным методикам в роли исследуемых были выбраны студенты Крымского Инженерно-педагогического университета 2-3 курсов, где принимало участие 20 человек (5 юношей и 15 девушек) возрастом от 20 до 23 лет. Для отбора требовались студенты, которые были готовы к выполнению заданий, физически и психически были способны к пониманию условий и инструкций проведения. Так же поставленным условием был факт наличия татуировок.

Исследуемые отнеслись к представленной процедуре с положительно и с интересом. Предварительная беседа для знакомства состояла из ненавязчивых общих вопросов, которые не предполагали нагнетающую обстановку, причину для споров или недопонимания, что положительно сказалось на дальнейшем взаимодействии, проведении методик и выполнение предварительно поставленных задач. Помощь в проведении исследований предоставляли так же сотрудники университета и кураторы групп.

Первым исследованием по выявлению уровня психической адаптации являлась методика «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, так как она рассматривалась как вводная по простоте и краткости выполнения. Для исследуемых была озвучена инструкция, которая в повторении не нуждалась. На прохождение методики у 20 исследуемых времени было потрачено, в среднем, до получаса с условием озвучивания инструкции и ознакомления с бланками.

По окончании проведения методики «Самооценка психологической адаптивности» результаты были подсчитаны и интерпретированы с помощью составленной таблицы (см. общие результаты в ПРИЛОЖЕНИЕ А).

В первой группе исследуемых мы выявили что:  50% студентов выявлен средний уровень социально – психологической адаптации, у 30% уровень адаптации ниже среднего и у 20% низкий уровень.

А во второй группе, мы выявили что: 40% студентов  имеют средний уровень социально – психологической адаптивности, а у остальных 50% уровень социально – психологической ниже среднего и 10% низкий уровень социально – психологической адаптации. Высокого уровня выявлено не было. (Таблица 2.1)

Таблица 2.1 Уровень социально – психологической адаптации по методике «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. По первой группе

Уровень социально – психологической адаптации Количество студентов Результаты в %
Средний уровень 5 человек 50%
Ниже среднего 3 человек 30%
Низкий уровень 2 человека 20%

 

Таблица 2.1 Уровень социально – психологической адаптации по методике «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. По второй группе.

Уровень социально – психологической адаптации Количество студентов Результаты в %
Средний уровень 4 человек 40%
Ниже среднего 5 человек 50%
Низкий уровень 1 человека 10%

 

 

На основании полученных результатов составлен следующий график:

График 2.1-Сравнение двух групп по  методики «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова

 

Согласно полученным данным на графике 2.1 по методике психологической адаптивности разница между группами незначительная, показатели уровня адаптивности находятся в пределах ниже нормы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Вторым исследованием являлся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Исследуемым были предъявлены регистрационные бланки в виде таблицы, где было необходимо поставить «+» или «-» согласно номеру озвученного утверждения.

На прохождение данной методики было потрачено времени, в общем, до 40 минут. Далее полученные «сырые» баллы были переведены в «стены», согласно ключу методики и на основании полученных результатов были составлены индивидуальные протоколы.

По завершении задания и просмотре всех 20 протоколов исследования была сформирована таблица с общими результатами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Проанализировав результаты исследования выявлено, что:

15% (3 человека) - высокий уровень адаптации. Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

70% (14 человек) - нормальный уровень адаптации. Лица этой группы без особых проблем адаптируются к новым условиям деятельности, как правило, не конфликтны, обладают нормальный эмоциональной устойчивостью.

15% (3 человека) - удовлетворительный уровень адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью.

Исследуемых с низким уровнем адаптации не было выявлено.

Согласно общим полученным данным [ПРИЛОЖЕНИЕ Б] нормальный уровень адаптации преобладает в исследуемой группе, что говорит об адекватной оценке ситуации, собственного поведения и адаптивной среды в целом.

Подробно общие результаты представлены в приложении: Б.

 

 

Таблица 2.2 - Среднее арифметическое по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ) по первой группе

патохарактерологические особенности личности Среднее арифметическое
Ипохондрия (Hs) 9,3
Депрессия (D) 10,75
Истерия (Hy) 8,4
Психопатия (Pd) 10
Мужественность – женственность (Mr) 10,3
Паранойяльность (Pa) 8,25
Психастения (Pr) 9,2
Шизоидность (Sc) 8,1
Гипомания (Ma) 6,6
Интроверсия (Si) 8,9

\

 Таблица 2.2.1 - Среднее арифметическое по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ) по второй группе группе

патохарактерологические особенности личности Среднее арифметическое
Ипохондрия (Hs) 9,2
Депрессия (D) 10,6
Истерия (Hy) 8,2
Психопатия (Pd) 10,2
Мужественность – женственность (Mr) 10
Паранойяльность (Pa) 8,4
Психастения (Pr) 9,3
Шизоидность (Sc) 8,2
Гипомания (Ma) 6,4
Интроверсия (Si) 8,5

    

Данная методика позволила выявить, что у студентов, первой и второй группы наблюдается: преобладает нормальный уровень адаптации, а также патохарактерологические особенности направлены на склонность к депрессии и тенденцию к снижению фона настроения, неувереснности в собственных силах. Так же преобладает шкала мужественности – женственности, что говорит о высокой степени идентифинкации исследуемых к мужским (у парней) и женским (у девушек) ролевым поведениям.

Таблица 2.3 – Интерпретация основных астенических и психотических проявлений по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ)

Шкалы Среднее арифметическое рез – тов основных астенических и психотических проявлений  
АС 3,2
ПС 3,7
ДАН 3,9

Таблица 2.3.1 – Интерпретация основных астенических и психотических проявлений по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ)

Шкалы Среднее арифметическое рез – тов основных астенических и психотических проявлений  
АС 3,1
ПС 3,6
ДАН 3,8

 

 

Проведя анализ и сравнение полученных результатов 20 студентов, используя  U-критерия Манна-Уитни. Мы получили:

 

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 3.2 1 3.4 2.5
2 3.7 5 3.4 2.5
3 3.9 6 3.5 4
Суммы:   12   9


Результат: UЭмп = 3

 


Критические значения

UКр

p≤0.01 p≤0.05
- 0

Ось значимости:

 


Полученное эмпирическое значение Uэмп(3) находится в зоне незначимости.

Из полученных данных мы можем сделать вывод что, Uэмп находится в зоне незначимости в свою очередь это свидетельствует о том, что нами не было выявлено различий в адаптации студентов с татуировками и без них.

 

 




Выводы по 2 разделу

Таким образом, для проведения констатирующего эксперимента исследования психической адаптации студентов, имеющих татуировки и без них, были определены методики «Самооценка психологической адаптивности» (Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) и «Адаптированность студентов в вузе» (Дубовицкая Т. Д.), которые позволяют определить показатели адаптации, в том числе среди учебной группы и адаптацию к обучению. Для сравнения среднего арифметического двух групп по выбранным методикам был использован метод математической статистики U - критерий Манна–Уитни.

Исходя из полученных данных психической адаптации разница среди испытуемыми незначительна, показатели адаптации у большинства в пределах ниже нормы.

Проведя анализ и сравнение полученных результатов, используя U - критерий Манна–Уитни, мы сделали вывод, что у студентов, имеющих татуировки, и не имеющих их, уровень адаптации не отличается.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании теоретического анализа литературы и подходов к изучению проблемы психической адаптации в отечественной и зарубежной психологии, можно сделать вывод, что психической адаптацией называется приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Студенты, молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности. Психологические особенности студентов могут различаться в связи с разными этапами развития студенческой группы, выбором различных специальностей, а также с личностными особенностями самих студентов. В результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяются три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения. Существует множество причин, которые могут привести к возникновению дезадаптации в жизни студента. В свою очередь, дезадаптация приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов.

Эмпирическое исследование психической адаптации у студентов, имеющих татуировки, и тех студентов у которых её нет. Привело к выводу, что взаимосвязь между уровнем психической адаптации и нанесением татуировок не существенна.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2015. – 702 с.

2. Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество [Текст]: Уч. записки XIII. - СПб.: СПбГУ, 2016. - 69 с.

3. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы / Г.Г.Аракелов // Вести. Моск. унта. Сер. 14, Психология.. – 2015. - №4. – С. 45-54.

4. Баканова, А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности - профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт - Петербург, 19-20 ноября 2012 г. - СПб., 2012. С. 82-84.

5. Балабанова, Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические исследования. 2015. №11. С. 26-35.

6. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (г. Санкт-Петербург, 25–28 июня 2016 г.): В 8 Т. Т. 1. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. – С. 453–457.

7. Бодров В.А. Информационный стресс/В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2016. – 382 с.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ. - 2016. – 528с.

9. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса Ч. 1 «Копинг стресс» и теоретические подходы к его изучению. Психологический журнал – 2017.

10. Вассерман, Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом./ Л.И. Вассерман, В.А. Абабков,Е.А.Трифонова – СПб.: Речь, 2016. – С. 26 – 35.

11. Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19.

12. Горизонтов, П.Д. Стресс /П.Д. Горизонтов[Текст]: М, 2017. - 628 с.

13. Илюхин, А.Г. Развитие копинг-стратегий у студентов в ситуациях интеллектуальных испытаний. [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тамбов, 2016.

14. Карвасарский, Б. Д. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. – СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2017. – С. 28.

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса [Текст]/Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 2017. – 381 с.

16. Кобзева, О.В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте [Текст]/ О.В.Кобзева //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. –2015 – № 3 – С. 155-158

17. Корзун, С. А., Коломейцев, Ю. А. Основные научные подходы к копинг поведению (совладающему поведению) / С.А. Корзун, Ю.А. Коломейцев // Проблемы управления: Научно-практич. журн. – 2018. С. 3-10.

18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития./Г. Крайг, Д. Бокум – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 940с.

19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие

человека от рождения до полной зрелости: Учеб. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.– 464 с.

20. Кучина, З. Б. Психолого-акмеологические особенности совладающего поведения студентов вуза на экзаменах разного типа. [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кострома, 2018.

21. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. – Женева, 2017. С.121– 126.

22. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс [Текст]: Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 2016- 178-208.

23. Маленова, А. Ю. Особенности представления о копинг-поведении и выбора копинг-стратегий студентами в ситуации экзамен/ А. Ю. Маленова // Вестник Омского университета. Серия «Психология» 2017. – С. 12 – 18

24. Мандель, Б. Р. Психология стресса: учебное пособие / Б. Р. Мандель. М.: ФЛИНТА, 2016. - 252 с.

25. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь. –СПб.: Возрастная психология Прайм-Еврознак, 2015. – 632 с.

26. Мухина В.С.:6-е изд., стереотип.. – М.: Академия, 2018. – 456 с.

27. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 2016. - 122 с.

28. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 2018. - 124 с.

29. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Социально – психологический центр», 2016. – 349 с.

30. Сорокина, Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза. [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль. – 2015.

31. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса / И. А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21– 25.

32. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2018. С.111 – 115

33. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]:. СПб.: Питер, 2016. – 256 с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова

ТЕСТ

Группа А

1.​ Я часто испытываю тягу к новому впечатлению.

2.​ Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую, с одного дела не другое.

3.​ Я быстро могу перейти от отдыха к интенсивной деятельности.

4.​ Я быстро схожусь с новыми людьми.

5.​ Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6.​ Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7.​ Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.

8.​ Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9.​ Мне приходится слушать от окружающих и друзей, что я человек деятельный и подвижный.

10.​ Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.

Группа Б

11.​ Я не люблю заводить новых знакомств.

12.​ Мне трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.

13.​ Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня медленно, но зато усваиваются очень прочно.

14.​ Меня иногда упрекают в медлительности.

15.​ Я не люблю подвижных игр.

Обработка результатов (инструкция):

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

8-10 баллов – высокий

6-7 баллов – выше среднего

5 баллов – средний

3-4 баллов – ниже среднего

2-1 баллов – низкий.

 

 

Таблица 1- Интерпретация рез-тов методики «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова по первой группе

Инициалы Возраст Пол Интерпретация результатов
1. Е. А. 21 Жен. 1 б. – низкий
2. М. Д. 21 Жен. 3 б. – ниже среднего
3. Т. Л. 20 Жен. 3 б. – ниже среднего
4. Р. И. 23 Муж.  5 б. - средний
5. Ф. А. 21 Муж. 3 б. – ниже среднего
6. А. А. 20 Жен. 2 б. - низкий
7. А. В. 22 Жен. 4 б. – ниже среднего
8. И. С. 21 Жен. 5 б. - средний
9. Е. А. 21 Жен. 3 б. – ниже среднего
10. Н. А. 20 Жен. 5 б. - средний

 

Таблица 2- Интерпретация рез-тов методики «Самооценка психологической адаптивности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова по второй группе

 

1. Т. И. 23 Жен. 5 б. - средний
2. И. Ю. 21 Муж. 4 б. – ниже среднего
3. М. А. 20 Жен. 3 б. – ниже среднего
4. О. М. 20 Жен. 5 б. - средний
5. Т. А. 20 Жен. 4 б. – ниже среднего
6. В. А. 21 Муж. 4 б. – ниже среднего
7. В. О. 23 Муж. 5 б. - средний
8. А. Д. 22          Жен. 3 б. – ниже среднего
9. З. И. 23 Жен. 5 б. - средний
10. Т. Ю. 21 Муж. 2 б. – низкий

 

Исходя из результатов, занесенных в таблицы, выявлено, что у первой группы:

30% (3 человек) обладают средним уровнем социально – психологической адаптивности;

50% (5 человек) обладают уровнем социально – психологической адаптивности ниже среднего;

20% (2 человека) обладают низким уровнем социально – психологической адаптивности.

А у второй группы:

40% (4 человек) обладают средним уровнем социально – психологической адаптивности;

50% (6 человек) обладают уровнем социально – психологической адаптивности ниже среднего;

10% (1 человека) обладают низким уровнем социально – психологической адаптивности

Согласно полученным данным на графике 2.1 по методике психологической адаптивности разница между группами незначительная, показатели уровня адаптивности находятся в пределах ниже нормы.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

Текст опросника

1. Бывает, что я сержусь.

2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

4. Судьба определенно несправедлива ко мне.

5. Запоры у меня бывают очень редко.

6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.

10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

12. У меня бывают часто странные и необычные переживания.

13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

15. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.

19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.

20. Голова у меня болит часто.

21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

26. Я человек общительный.

27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

30. У меня мало уверенности в себе.

31. Иногда я говорю неправду.

32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.

33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

37. Самая трудная борьба для меня — это борьба с самим собой.

38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

41. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.

50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

57. Я легко плачу.

58. Я мало устаю.

59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

60. С моим рассудком творится что-то неладное.

61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.

64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.

66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.

68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.

69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

70. Думаю, что я человек обреченный.

71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.

72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.

82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

83. Кто-то управляет моими мыслями.

84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

87. Я вполне уверен в себе.

88. Никому не доверять самое безопасное.

89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.

92. В игре я предпочитаю выигрывать.

93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

95. Я ежедневно выпиваю много воды.

96. Счастливее всего я бываю, когда один.

97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.

98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредствомгипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

99. Я редко заговариваю с людьми первым.

100. У меня никогда не было столкновений с законом.

101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей это как бы придает мне вес в собственных глазах.

102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.

103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.

107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.

108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

109. Мне, как правило, везет.

110. Меня легко привести в замешательство.

111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.

114. Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.

115. Мне кажется, что меня никто не понимает.

116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

117. Я легко теряю терпение с людьми.

118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.

119. Часто мне хочется умереть.

120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть..

121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.

123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.

126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

130. Я часто обращаюсь к людям за советом.

131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

132. Меня довольно трудно вывести из себя.

133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.

135. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.

136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.

137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.

138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов’ я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.

142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.

144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.

145. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.

146. У меня есть дурные привычки; которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

148. Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.

150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.

151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.

153. Я человек нервный и легко возбудимый.

154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

155. Будущее кажется мне безнадежным.

156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.

157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.

158. Чаще всего я чувствую себя усталым.

159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.

161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.

163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.

164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.

165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Обработка и интерпретация результатов

На каждый вопрос теста пациент должен отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов совпавших с «ключом». Каждое совпадение ответа с «ключом» оценивается в один балл.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 3- Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность» первой группы

Инициалы исследуемых НПУ КС МН
1. Е. А. 4 3 6
2. М. Д. 7 6 7
3. Т. Л. 4 5 6
4. Р. И. 5 4 4
5. Ф. А. 8 6 7
6. А. А. 3 4 3
7. А. В. 4 5 7
8. И. С. 4 3 6
9. Е. А. 5 7 8
10. Н. А. 7 9 9

Таблица 4- Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность» первой группы

1. Т. И. 5 3 6
2. И. Ю. 5 4 5
3. М. А. 3 5 5
4. О. М. 7 7 8
5. Т. А. 4 5 6
6. В. А. 3 5 4
7. В. О. 3 5 5
8. А. Д. 2 4 3
9. З. И. 5 3 6
10. Т. Ю. 5 4 5

 

Таблица 5 - Интерпретация адаптивных способностей по шкале методики «Адаптивность» первой группы

Инициалы исследуемых Уровень адаптивных способностей (стэны) Интерпретация
1. Е. А. 5 Нормальный уровень адаптации.
2 М. Д. 6 Нормальный уровень адаптации.
3. Т. Л. 5 Нормальный уровень адаптации.
4. Р. И. 6 Нормальный уровень адаптации.
5. Ф. А. 7 Нормальный уровень адаптации.
6. А. А. 3 Удовлетворительный уровень адаптации.
7. А. В. 6 Нормальный уровень адаптации.
8. И. С. 5 Нормальный уровень адаптации.
9. Е. А. 5 Нормальный уровень адаптации.
10. Н. А. 8 Высокий уровень адаптации.

 

 

Таблица 6 - Интерпретация адаптивных способностей по шкале методики «Адаптивность» первой группы

 

1. Т. И. 6 Нормальный уровень адаптации.
2. И. Ю. 5 Нормальный уровень адаптации.
3. М. А. 5 Нормальный уровень адаптации.
4. О. М. 8 Высокий уровень адаптации.
5. Т. А. 5 Нормальный уровень адаптации.
6. В. А. 4 Удовлетворительный уровень адаптации.
7. В. О. 5 Нормальный уровень адаптации
8. А. Д. 4 Удовлетворительный уровень адаптации.
9. З. И. 6 Нормальный уровень адаптации.
10. Т. Ю. 5 Нормальный уровень адаптации.

 

 

График 1 – Интерпретация результатов методики «Адаптивность»


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе»,

Инструкция: с целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.

Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» – 1; «Нет» – 0.

Список суждений:

1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.

3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.

6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.

8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.

12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.

13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.

Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.

Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.

Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.

Шкала адаптированность к учебной деятельности. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: