Общие методические рекомендации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра управления физической культурой

                                    

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»

 

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

 

 

                                                                        Выполнил: студент группы 358                                                                                                                                                                               

                                                                         Глазырин Д. В.

 

                                                                         Проверил: доцент

                                                                         Шакирова М.В.

 

 

                                          Челябинск 2020

                                                   2

 

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ                                                                                     

1.1 Разминка ……………………………………………………………………. 5

1.2 Основная часть тренировки ………………………………………………. 6

1.3 Общие методические рекомендации ……………………………………... 9

Вывод по первой главе …………………………………………………………………………………...21

Список цитируемых источников……………………………………………………………………...22

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВЧНОГО ПРОЦЕССА

 «Методика организации и содержание тренировочного процесса с новичками»

2.1 План работы с новичками…………………………………………………23

2.2 План-конспект первого занятия с новичками …………………………..24

2.3 План-конспект повседневного занятия с новичками ……………………25

2.4 План-конспект занятия с новичками по ОФП …………………………...27

Вывод по второй главе ……...………………………………………………...36

Список цитируемых источников……………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………40

 

                                                        3

 

                                               ВВЕДЕНИЕ.

 

  Актуальность исследования. Достижение высоких спортивных ре­зультатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного со­вершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифициро­ванных спортсменов является совершенствование координационных способ­ностей.

Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых ха­рактеристик, совершенствования координации движений и повышения ус­тойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Боль­шинство этих аспектов, за исключением совершенствования координацион­ных способностей, получило широкое отражение в современной научной ли­тературе и в практике работы тренеров.

     Настольный теннис не является исключением из большого количества видов спорта, занятия которым предъявляют высокие требования к физической подготовке занимающихся. Занятия игрой могут рассматриваться в двух аспектах: оздоровление занимающихся и достижение высоких спортивных результатов.

  Первое направление — оздоровление занимающихся — не предъявляет больших требований к их физическому развитию. Наоборот, возможности занимающихся соответствуют их гармоничному физическому развитию. С улучшением состояния здоровья занимающихся можно повысить и уровень их функциональной и физической подготовленности. По результатам исследований специалистов занятия настольным теннисом могут быть рекомендованы для большинства людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой системы.

                                                    4

направление достижение высоких результатов требует всестороннего подхода к тренировочному процессу.

Цель исследования. Изучение особенностей тренировочного процесса в настольном теннисе с учетом высокой квалификации спортсмена и начинающего новичка.

Объект исследования  занятия настольным теннисом с углубленной специализацией занимающихся с целью достижения ими высоких спортивных результатов. Занятия игрой с целью достижения высоких результатов возможны с началом в раннем возрасте. В соответствии с этим физическая подготовка детей не может иметь однобокое направление на развитие только тех качеств и способностей, которые составят основу для достижения спортивных результатов.

Предмет исследования.  Что такое тренировочный процесс и его особенности. Молодой организм требует всесторонности развитии. Многолетние занятия игрой способствуют наряду с общим развитием детей направленное развитие и формирование физических качеств и двигательно-координационных способностей, характерных для игроков экстра-класса. Таким образом, физическое развитие занимающихся настольным теннисом имеет два направления: общая подготовка — гармоничное физическое развитие детей; специальная подготовка — развитие и совершенствование физических качеств и двигателъно-координационных способностей, характеризующих спортсменов высокого класса. Более подробно остановлюсь на вопросе специальной физической подготовки теннисистов, так как это является главной целью работы, но так же вкратце попытаюсь осветить некоторые моменты, связанные с общей физической подготовкой, потому как это является неотъемлемой частью подготовки теннисистов.

 

                                                    5

 

 

 ГЛАВА №1: ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ.

 

Разминка.

Необходимо больше внимания уделять разминке.

Согласно высказываниям группы авторов (А.Н. Амелин, Ю.П. Байгулов, А.Н, Романин) [1; 2]. В состоянии покоя мышцы и суставы закрепощены, кровоснабжение недостаточно, подвижность ограничена. Нервная система не готова быстро реагировать на действия соперника. Для того чтобы игрок мог перейти к высокоскоростной деятельности, требуется хорошо подготовить организм, это значит, грамотно выполнить разминку. Если спортсмен плохо размялся, то увеличиваются погрешности в технике.

Игрок плохо чувствует мяч, рука с ракеткой выполняет неправильное движение, ноги не успевают переместить спортсмена к месту выполнения удара. К сожалению, даже опытные игроки часто продолжают разминаться уже во время игры. К тому же из-за недостаточно хорошей разминки игрок может получить травму.

Ссылаясь на автора (А. С. Фомичев) [3]. Перед встречей обязательно нужно размять, разогреть все основные группы мышц.

 Сюда входит растяжка, беговая разминка, общеразвивающие

упражнения, упражнения на гибкость и имитация различных видов ударов.

Каждый спортсмен вместе с тренером должен разработать комплекс

разминочных упражнений, с помощью которых постепенно приводятся в

движение все мышцы, участвующие в игре. Необходимо приучить игроков

четко следовать этому комплексу.

После того, как спортсмен разогрел мышцы, можно приступить к

разминке у стола. Сначала выполняются удары на чувство, контроль мяча.

Игрок должен поймать то комфортное движение, привычный стандартный

                                                     6

 

удар, которое дает возможность долго держать мяч в игре. Постепенно

                                                          

скорость выполнения ударов по мячу увеличивается. Организм должен

привыкнуть к более быстрой игре. Потом нужно, как говорят тренеры,

«раздвигать ноги». Для этого выполняются удары из разных точек, справа–

слева, чередование удара с топ-спином, игра длинно-коротко и так далее.

 

1.2 Основная часть тренировки (примерные задания)

 Из материалов Барчукова В.Г. [4]

 Первое упражнение

Спортсмены играют справа направо по диагонали произвольно по правой

половине стола.

Задание в основном разминочное, на технику. Задача – как можно дольше

 держать мяч на столе. Постепенно ускорять игру, но не в ущерб технике.

 Каждый удар выполнять в игровой стойке.

Тренеру необходимо контролировать:

- чтобы стабильно выполнялось задание;

- чтобы удары выполнялись в оптимальной точке удара и в стандартном

положении;

- чтобы правильно выполнялся подход к мячу ногами для выполнения удара;

- чтобы более мастеровитые игроки варьировали скорость выполнения

ударов в сторону увеличения темпа.

 Второе упражнение

Удары справа по правой диагонали из угла и из центра, слева по

прямой. Тренировка на точность и правильное перемещение.

Тренеру необходимо контролировать:

                                                         7

 

- чтобы стабильно выполнялось задание;

- чтобы мяч после приема принимающего не вылетал за стол (его лучше

принимать перед собой по взлетающему мячу);

- чтобы правильно выполнялся замах. В современном настольном теннисе

 рука отводится назад ровно настолько, насколько позволяет игровая

ситуация. Корпус наклонен вперед, игрок ногами начинает удар, посылая

верхнюю часть корпуса в то направление, куда должен полететь мяч. Все эти

движения выполняются естественно.

- чтобы перемещения, в основном, выполнялись прыжками.

 Задание третье

Вращение справа по диагонали на 2/3 стола. Отрабатывается умение

правильно подходить к точке удара.

Тренеру необходимо контролировать:

- чтобы удары из центра и слева выполнялись стабильно;

- чтобы удары выполнялись перед собой

- чтобы удар выполнялся предплечьем и кистью. Желательно ближе к

отскоку. Такой прием бывает весьма неожиданным для соперника и

сложным для приема.

Китайским спортсменам это упражнение даѐтся проще, потому что

детей с самого начала ориентируют на игру справа с 2/3 стола.

 Задание четвертое

Играть из левого угла и из центра справа по левой диагонали.

Принимающий играет в центр, влево, после шестого удара

направляет мяч по прямой вправо и свободная игра по всему столу.

Тренируются передвижения, топспины по мячам, летящим на разной высоте.

                                                  8

 

Если игрок успевает выполнить это задание на достаточно

приличной скорости, то у него хорошие физические кондиции и

неплохая техника.

 Тренеру необходимо контролировать:

- чтобы все удары выполнялись перед собой;

- чтобы при ударе из правого угла – удар по мячу выполнялся с малым

замахом, ближе к столу;

- принимать мяч с сильным вращением следует по взлетающему мячу;

- правильное выполнение топ-спинов.

 Задание пятое (выход на глубокий топ-спин справа)

Удар справа из правого угла по прямой, справа из центра, слева

из левого угла по левой диагонали, справа по левой

диагонали и, наконец, справа по прямой.

Спортсмен после удара справа из левого угла должен успеть к

мячу, посланному ему вправо.

Каждое упражнение в хорошем темпе выполнять минут 12-15.

Тренеру необходимо контролировать:

- чтобы при выполнении этого упражнения принимающий посылал по

прямой мяч точно и жестко в угол;

- чтобы передвижения на последний удар справа выполнялись глубоким

выпадом, прыжком, двумя прыжками или скрестными шагами. Игрок сам

должен определить, что он должен сделать, чтобы успеть к такому мячу.

- чтобы спортсмены поддерживали хороший ритм игры и хорошо выходили

на мяч ногами.

 Задание шестое (любимое упражнение корейских спортсменов)

Точки на столе:

- в 10 см от края стола справа

                                                   9

 

- в 40 см от края слева.

Поочередное выполнение удара справа из этих двух точек.

Тренеру необходимо контролировать:

- чтобы спортсмены правильно занимали ударную позицию и старались

выполнять удар одним и тем же движением.

- в момент замаха кисть с ракеткой может немного отводиться назад,

чтобы разогнать ее к моменту удара и выполнить удар с ускорением. Для

этого кисть не должна быть закрепощена.

Общие методические рекомендации

 Из материала Холодов Ж.К. [5]

- Нужно стараться, чтобы от начала до конца тренировки все удары

выполнялись технически правильно.

 - На тренировках при разучивании ударов и комбинаций, как правило,

один игрок подставляет, а другой выполняет удары. Так вот тот, кто

подставляет, не должен выполнять свои удары пассивно. Игрок должен

стоять в игровой стойке и перемещать тело так, чтобы рука с ракеткой не

тянулась к мячу, а выполняла удар или подставку в игровом положении.

 - Тренировка шведских игроков отличается от тренировок китайских.

Китайские спортсмены упражнение выполняют по 15-20 минут. Лучшие

шведы имеют хорошую технику, хорошие ноги, каждое движение

выполняется правильно. Мяч держится долго и благодаря этому высокая

плотность игры. Поэтому, например, Ян-Увэ Вальднер за счет хорошего

чувства и контроля мяча, каждое упражнение выполняет 7-10 минут. Ему

достаточно, потому что мяч долго держится на столе и за счет этого

возникает большая плотность игры.

Хороший контроль, это когда спортсмен может вернуть мяч в нужную

                                                  10

 

точку с соответствующей скоростью и вращением.

 - Если для выполнения задания дается 15 минут, то 5 минут

выполняется задание, а потом во время выполнения задания добавляется игра на реакцию.

 - Когда большая скорость полета мяча, то замах небольшой. Если

удается начать активную атаку на соперника, заставить его отбиваться, то

замах увеличивается. Движение ракетки в направлении удара становится

Достижение высоких спортивных ре­зультатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного со­вершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифициро­ванных спортсменов является совершенствование координационных способ­ностей.

Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых ха­рактеристик, совершенствования координации движений и повышения ус­тойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Боль­шинство этих аспектов, за исключением совершенствования координацион­ных способностей, получило широкое отражение в современной научной ли­тературе и в практике работы тренеров.

 - Если на европейцев играют в корпус, то они отклоняются в стороны пассивно обороняются. Азиаты при этом, оставляя руку с ракеткой перед

собой, используют это отклонение для активных атакующих действий.

 - Во время игры возникает много проблем, которые можно свести к

минимуму при хорошей технике, а хорошая техника - это плотный контакт

ракетки с мячом, удары с ускорением, четкие и своевременные

передвижения, мощные топ-спины, выполняемые по мячам, летящим на

разной высоте, умение направить мяч в нужную точку, с конкретной

скоростью и вращением, умение видеть и управлять игрой.

 Современный настольный теннис

                                                       11

 

Ференц Карсай, комментируя этапы развития настольного тенниса в

мире, заметил, что за прошедшие годы размашистым топ-спинам,

медленным, по современным меркам, из средней зоны, пришли на замену

энергичные перекрутки, выполняемые вблизи стола и даже над столом.

Теперь каждый удар представляет опасность. И любой игрок может

выполнить атаку с любой точки стола. При агрессивной игре имеет большое

значение направление удара. При розыгрыше игрок должен послать мяч так,

чтобы не получить ответной атаки.

В современном настольном теннисе приходится иметь дело со

скоростями полета мяча, которые возросли на 30-40%. При этом у игроков

нет времени для ударов с большой амплитудой. Удары часто выполняются

почти без замаха одним предплечьем.

Спортсмены стали более универсальны и прекрасно владеют игрой, как

справа, так и слева. Мячи слева принимаются не простым блоком, а

полуперекруткой или перекруткой. Активная игра на блоке создает

возможность для контратаки.

Часто применяется активная скидка или срезка на приеме подачи с

короткого мяча, и каждый такой удар игроки стараются сделать атакующим.

Раньше подачи не носили такого агрессивного характера, как в

современном настольном теннисе. Они стали более хитрыми, порой

приносящими сразу выигрыш очка.

Новые изменения в правилах ведут к замедлению игры. Игрокам

приходится овладевать другой техникой.

По мнению группы авторов Иванов В.С., Мешконис И.И., Озолин Н.Г. [7; 8; 9]  

Они отметили некоторые направления в подготовки спортсменов из КНР.

Некоторые особенности подготовки спортсменов в КНР:

                                                      12

 

Между австрийской и китайской федерациями давно сложились хорошие

отношения. К чемпионатам мира в Бремене 2006 г. и в Загребе 2007 г. Сборные двух стран готовились вместе.

 На одной из тренировок Вернер Шлагер тренировался с Ван

Личжинем. Сорок минут они старательно выполняли задания. Так как

китайские игроки почти не делают простых ошибок, мяч подолгу

держится на столе. Вернер от такой тренировки явно устал. Я подошел к

Лю Гуюляну (старшему тренеру мужской сборной Китая) и попросил для

Шлагера перерыв. На что Лю Гуолян заметил, что Ван Личжинь только

размялся.

Китайские спортсмены настолько подготовлены, что их физическая и

психологическая форма помогает провести тренировку с полной

концентрацией, высокой скоростью длительностью два с половиной часа.

Европейский же игрок может выдержать такой темп час-полтора.

Интересно было наблюдать за работой китайской команды. Они

приезжали на сборы делегацией, в составе которой было 15 игроков, 6

тренеров, во главе с главным тренером Лю Гуоляном. Каждый тренер

работал с 2-3 игроками. Лю Гуолян осуществлял общее руководство. Это

была такая точечная работа, которая у нас даже не рассматривается.

Мы очень удивлялись, что игрокам предлагали выполнить одни и те же

4 задания, которые повторялись из тренировки в тренировку на протяжении

всего сбора:

1-е задание: играть справа с 2/3 стола;

2-е задание: играть из центра по левой диагонали справа, из левого угла

слева;

3-е задание: играть по левой диагонали – 1-й удар слева, 2-й – из левого

угла справа, слева с левого угла, справа из левого угла, справа из правого

                                                       13

 

угла по прямой;

4-е задание: короткая подача, короткая игра, начало атаки, свободный

розыгрыш очка.

Каждое упражнение европейцы выполняют 10-15 минут, а азиатские

спортсмены по 20-30 минут.

К этим тренировкам китайские спортсмены относились очень

серьезно, каждый мяч игрался с максимальной концентрацией, на пределе

возможностей.

Было откровением отношение китайских спортсменов к заданиям. В

Европе отношение игроков к тренировкам совсем другое. Практически

невозможно представить, чтобы европейские игроки беспрекословно и с

полной самоотдачей выполняли указания тренеров. Они привыкли сами

придумывать, часто менять задания. Китайские тренеры постоянно что-то

подсказывают, исправляют ошибки игроков, помогают играть технически

безукоризненно.

Тренеры в Китае пользуются беспрекословным авторитетом. Игроки

убеждены, что с ними работают специалисты высочайшей квалификации,

которые предлагают выполнить задания, необходимые для подготовки к

соревнованиям.

Большое значение придается тренировкам с большим количеством

мячей (БКМ). Тренер бросает игроку мячи подряд, с большой скоростью и

большой интенсивностью, с большим количеством заданий. С помощью

БКМ можно отрабатывать любые игровые комбинации, но со значительно

большей интенсивностью, чем они это делают при выполнении обычных

заданий. Обычно занятия с БКМ проводят тренеры. Иногда спортсмены

сами друг другу бросают мячи по указанию тренера.

У китайских игроков дисциплина на первом месте. Например: во время

                                                 14

 

обеда один из игроков долго разговаривал по телефону. К нему подошел Лю

Гуолян и попросил заканчивать разговор. Игрок продолжал разговаривать.

Лю Гуолян еще раз подошел к нему, отобрал телефон и разбил его. А игрока

за этот проступок дисквалифицировали и отчисли из сборной.

3. Методика выполнения упражнений:

 

Из материала (Богушас В.М.)  [8]

Выполнение каждого задания делится на три части:

1-я – игра на стабильность; мяч должен достаточно долго держаться

на столе;

2-я – спарринг-партнер начинает не просто подставлять, а создает

партнеру дополнительные трудности: играет на реакцию, мягко, жестко,

короче, длиннее, перекручивает, направляет мяч в туловище, через

боковую линию, старается перехватить инициативу. Например,

тренируется топ-спин из средней зоны. После 3-4 ударов спарринг

неожиданно перекручивает или играет на реакцию в другой угол;

3-я – после непродолжительного розыгрыша спарринг играет на реакцию

по всему столу до выигрыша очка.

Спарринг-партнер, играя блоком, не делает это механически, а

тренирует точность подхода к месту приема мяча и направляет мяч в нужное

место стола на стороне партнера.

  Все упражнения можно разделить на три типа:

- Задания на технику – предсказуемые

- Задания на реакцию – полупредсказуемые

- Интеллектуальные – непрогнозируемые.

Первые упражнения используются для разминки, для ввода спортсмена

                                                    15

 

в оптимальное состояние, для совершенствования передвижений и техники.

Для этого используют основные направления: правая зона стола, центральная зона, левая зона.

 Из материала (Матыцин О.В.) [9; 10]

 Используя эти зоны, можно придумать большое количество заданий:

1-е задание: Играть справа с 2/3 стола по правой диагонали.

2-е задание: Играть справа с 2/3 стола по левой диагонали.

3-е задание: Выполняется по левой диагонали. Играть справа из центра,

слева из левого угла.

4-е задание: Выполняется по левой диагонали. Играть слева из левого

угла, справа из центра, слева из левого угла, справа с заходом из левого угла, справа из правого угла по прямой.

5-е задание: Мяч направляется спаррингом для удара из центра,

следующий посылается в левый или в правый угол. Через несколько

минут, когда игрок освоится, спарринг начинает посылать 2-3 мяча в

центр, 1-2 мяча вправо или 1-2 мяча влево и т.д., все через центр.

6-е задание: Один-два удара из левого угла слева, один удар справа из

правого угла.

Тренеру необходимо следить, чтобы спортсмен при выполнении

этих заданий находился в более низкой стойке (чтобы успеть

среагировать на действия соперников), а руку располагал над

поверхностью стола.

7-е задание: 1-2 удара справа по диагонали, 1 удар слева по прямой.

8-е задание: 1-2 удар слева по диагонали, справа по прямой.

Ниже предложенные упражнения чаще всего используются в

тренировках профессионалов:

9-е задание: Один мяч посылается для удара из центра, другой в

                                                    16

 

один из углов.

Направление в центр стола – самое неудобное для каждого игрока.

10-е задание: 1-2 мяча посылается для удара из центра, третий в

один из углов. Это задание требует дополнительной концентрации для

выполнения любого удара, потому что мячи посылаются непредсказуемо.

11-е задание: Мяч посылается через раз влево:

– в левый угол – в правый; в левый – в центр; в левый – опять в левый;

в левый – в правый. Все мячи посылаются через левый угол произвольно.

Так как игрок знает, что каждый второй удар будет послан в левый

угол, то он может некоторые мячи играть более агрессивно.

12-е задание: То же самое упражнение, но справа. Справа из правого угла,

справа из центра. Могут быть посланы один или два мяча для удара справа.

Спортсмен может играть накатом, топ-спином, два раза накатом,

потом два раза топ-спином, подойти к столу, отойти от стола. Много

вариантов в одном упражнении.

13-е задание: Играть свободно в левую зону, из которой игрок может

играть, как хочет – слева, справа, чередуя удары. Тренер или партнер

неожиданно посылает один мяч глубоко вправо. Игроку нужно успеть

перекрутить справа и вернуться влево для приема слева.

Здесь совершенствуется внимание, реакция, работа ног и

передвижение.

14-е задание: Играть справа с 1/2 стола, чередуя топ-спины с

ударами, более сильные удары с менее сильными. Партнер через 3-4 удара

посылает мяч в левый угол.

15-е задание: Тренировка внимания, подхода к месту удара по мячу.

Тренер посылает мяч в центр стола, но может в любой момент перекрутить

вправо или влево. Любой мяч не прогнозируем. Для успешного

                                                17

 

выполнения этого упражнения нужна полная концентрация внимания.

Ниже предложенные упражнения также можно использовать в

тренировках с БКМ:

16-е задание: Тренер подает короткую подачу. Игрок скидывает и

старается перекрутить мяч, посылаемый в любую точку стола.

Спортсмен должен к каждому мячу подойти правильно, чтобы

выполнить удар стандартным движением.

Китайские спортсмены это упражнение применяют чаще всего.

17-е задание: Игра против левши. Спортсмены играют в паре, один из

них левша, а другой правша. Тренер посылает мяч игрокам произвольно (они не знают, к кому полетит мяч). Каждый игрок должен все время быть готов среагировать на мяч. Играет тот, в чью сторону летит мяч.

18-е задание: Игрок подает короткую подачу, спарринг принимает коротко

 вправо, либо в центр. Игрок начинает влево, игра слева налево, спарринг «ловит» вправо.

19-е задание: Игрок подает короткую подачу, спарринг принимает

коротко в центр, либо длинно в углы. Если прием коротко в центр, то

срезка или скидка коротко влево, спарринг играет в центр и свободная

игра. Если прием в углы, то начало атаки и свободная игра.

20-е задание: Тренировка перемещения игрока, находящегося в левом

углу, для выполнения топ-спина из правого угла. Игрок располагается в левом углу, немного зайдя за угол стола. Тренер посылает мяч в правый угол. Игрок делает большой шаг вправо и бьет топ-спином. Если мяч послан глубоко вправо, то удар выполняется в момент касания пола левой ногой.

21-е задание: Тренер посылает два мяча подряд: один мяч влево, а

следующий глубоко вправо.

22-е задание: Тренер играет коротко с нижним вращением, спортсмен

коротко оставляет, тренер посылает мяч полудлинно срезкой в любой угол,

                                                         18

 

чтобы он пролетал близко от кромки стола, игрок начинает топ-спином,

третий мяч тренером посылается с верхним вращением в любой угол, игрок

усиливает.

23-е задание: Игрок подает короткую подачу, спарринг принимает либо

вправо, либо в центр. Игрок начинает влево. Соперники играют слева налево, спарринг играет слева по прямой.

24-е задание: Спарринг подает коротко в центр, либо длинно в углы.

Если коротко в центр, игрок принимает скидкой влево, спарринг играет в

центр, игрок начинает атаку. Если спарринг играет в углы, игрок начинает

влево. После 3-5 мячей следует усиление, удар.

Упражнения для работы с большим количеством мячей (БКМ):

 26-е задание: Тренер играет коротко с нижним вращением, спортсмен

коротко оставляет, тренер посылает мяч полудлинно срезкой в любой угол,

чтобы мяч пролетал близко от кромки стола, игрок начинает топ-спином,

третий мяч тренером посылается с верхним вращением в любой угол, игрок

усиливает.

27-е задание: Посылается полукороткий, немного вылетающий за

кромку стола мяч с нижним вращением, а второй в другой угол с верхним.

Игрок должен смело начать топ-спином, а следующим ударить активно.

Не все тренируют начало атаки по таким мячам, играющим важную

роль, чтобы сохранить инициативу, особенно при чужих подачах.

28-е задание: Тренер посылает мяч срезкой левше, который бьет топспином по прямой, 2-й игрок со стороны тренера перекручивает.

29-е задание: Тренер подает левше коротко. Левша скидывает по всему

столу, правша начинает топ-спином.

30-е задание: Два спарринга против игрока. Короткая подача влево

левше, который играет топ-спином в левый угол, правша принимает в

                                                     19

 

правый угол левше, который перекручивает слева в правый угол правше.

31-е задание: 1 Тренер (или 1 спарринг) – левша скидывает вправо,

игрок бьет по скидке, 2 тренер (или 2 спарринг) посылает мяч топ-спином

влево, игрок перекручивает слева.

Также, один раз в неделю я практикую тренировку, направленную

только на работу ног, чтобы никакие другие упражнения от этого не

отвлекали. Обычно, такую тренировку, на которую отводится 40 минут для

каждого спортсмена, я провожу по вторникам, когда игроки уже вошли в

тренировочный ритм после выходных.

Эти упражнения игроки выполняют только справа:

1-е задание: по 3 минуты играть по правой диагонали, по левой

диагонали, по прямым и все справа.

2-е задание: по 4 минуты по трем направлениям – по правой

диагонали, по левой, по прямой.

3-е задание: 5 минут – по диагоналям.

4-е задание: заканчивается упражнение по правой диагонали – 6

минут.

Вышеизложенные задания хорошо подойдут для тренировки

молодежи, такими упражнениями можно быстро подтягивать молодежь до

уровня хорошего игрока.

    Общие методические рекомендации

 - При приеме короткой подачи необходимо коснуться мяча ближе к

отскоку, слегка подрубить резаным движением;

 - БКМ следует использовать 2-3 раза в неделю. Чем выше уровень

спортсменов, тем меньше нужно занятий с БКМ;

 - Не рекомендуется перехватывать ракетку во время розыгрыша очка;

 - Первая треть упражнения выполняется точно по заданию, вторая

                                                   20

 

треть выполняется с введением ударов на реакцию, последняя треть играется

на реакцию с розыгрышем очка;

 - Особое внимание обращать на правильность подхода к точке удара

по мячу, который следует выполнять одним и тем же стандартным

движением. Спортсмен должен следить, чтобы рука была над столом,

перемещаться прыжками, в момент перемещения выполнять замах. В замахе участвуют ноги, это движение подхватывается верхней частью туловища и заканчивается предплечьем и кистью.

 - Предугадать, куда будет послан мяч, можно только тогда, когда

принимающий внимательно следит за действиями соперника, за

разворотом корпуса, и, главное, видит момент соприкосновения мяча с

ракеткой. Необходимо определить как можно раньше, в каком

направлении отлетает мяч от ракетки. Игрок должен быть готов

среагировать на каждый посланный ему мяч.

 - Любое из предложенных ранее упражнений можно выполнять с

использованием подачи.

 - Следует обратить внимание на то, что если много играть на реакцию,

то быстро разрушается техника. Этим злоупотреблять не следует.

Желательно чередовать игры по конкретному заданию с упражнениями на

реакцию. Если играть только на реакцию, техника перемещения и всего

движения разрушается.

 - Все упражнения индивидуальны. Тренер решает сам, какие задания,

в каком сочетании, в каком объеме предлагать спортсмену, чтобы решить

задачи его подготовки.

 - При выполнении заданий тренер или спарринг должен не только

играть блоком, но и усложнять свои действия – перекручивая, ослабляя

удар или усиливая, играть разнообразней по направлениям. Лучше, если

                                                  21

 

это будет выполняться во всех заданиях. Перекрутка слева по прямой должна

быть обыденным явлением. Каждую секунду игрок должен быть готов к

перекрутке, перехвату инициативы.

Рекомендации для упражнений с большим количеством мячей (БКМ):

 - Тренер может бросать мячи одному спортсмену, двум, могут

бросать мячи два тренера.

 - У тренера для БКМ может быть две-три ракетки с разными

накладками.

 - При упражнениях с БКМ можно соединить все предыдущие

упражнения, которые были раньше, и дать такую же или большую нагрузку.

 - Тренер может для каждого конкретного упражнения по-разному

держать ракетку. Важно не как держать ракетку, а как обрабатывается мяч,

чтобы к игроку он приходил с нужным вращением, в нужное место.

 - Для занятий с БКМ нужны небольшие тазики, в которые

насыпаются мячи. В руку желательно брать 4-5 мячей, чтобы разыграть

полноценную комбинацию.

 - Тренер или спарринг может бить по мячу после отскока от стола

или прямо с руки. При последнем варианте скорость мяча выше.

 - Для выполнения топ-спинов или полу-топ-спинов тренер должен бить

по мячу за столом, стоя у края стола. Тогда мяч полетит с хорошим вращением.

 - Для выполнения защитного удара следует отойти от стола и

посылать мяч игроку ударами с нижним вращением мяча.

 

                                     ВЫВОД ПО ГЛАВЕ:

В современном настольном теннисе игрок должен уметь очень хорошо

                                                     22

 

владеть мячом, направлять мяч в нужную точку, с необходимой скоростью,

вращением, что должно приводить к выигрышу очка. Для совершенствования техники тренеры придумывают специальные задания. Спортсмены благодаря

этим упражнениям обретают надежность выполнения игровых элементов.

Многократное повторение и правильное исполнение – главное в тренировках.

Тренер в первую очередь должен особенно пристально наблюдать за правильность и точностью выполнения задания.

             Список цитируемых источников

1 Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: Физкультура и спорт. 1982. 111 с.

2 Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.:   1979. 159 с.

3 Фомичев А.С. Основы подготовки в настольном теннисе. М.: Физкультура и спорт, 2018г стр.45.

4 Барчукова Г.В. Пути совершенствования техники в настольном теннисе: автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1982. 24 с.

 

5  Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания 2018г, стр. 30-75

6 Богушас В.М. Последовательность обучения технике игры в настольный теннис. Вильнюс, 1976. 26 с.

7 Иванов B.C., Коллегорский В.В. Заглядывая в завтра // Спортивные игры. М., 1961. №4. С. 20.

8 Мешконис И.И. Оценка эффективности тренировки в динамике спортивного соревнования // Построение тренировки по годам обучения в спорт, школах: Тез. докл. II Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1987. С. 98-99.

9 Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1980.

10 М. Матыцин О. В. Классификация технических действий для анализа игровой деятельности в настольном теннисе / О. В. Матыцин, О.Н.Шестеркин, П.Шестаков — М., 1999

 

                                            23

                                            

 

 




double arrow
Сейчас читают про: