Во время проведения УТС со сборными командами ежедневно должны
использоваться тренировки с Большим Количеством Мячей, отрабатывая:
- Атаку с коротких мячей справа и слева;
- Атаку с длинных мячей справа и слева;
- Чередование атаки с коротких и длинных мячей справа и слева;
- Чередование скидки с коротких мячей и атаки с длинных мячей;
- Сочетание атаки с коротких мячей с последующим завершением (2-
х-3-х ходовки);
На каждом УТС все спортсмены ежедневно должны тренировать
31
подачи (не менее 500-700 подач) с разными вращениями:
- короткие – около 70-75%;
- длинные быстрые 20-25%.
- Умение управлять мячом
Для совершенствования данного умения необходимо проводить
тренировку (основную ее часть) так, чтобы спортсмены постоянно
совершенствовали умение направить мяч в заданную зону.
Для выполнения таких упражнений рекомендуется разделить стол
мелом на три части и справа налево обозначить номера зон 1,2,3. На другой
стороне стола то же самое. Примерные задания следующие:
- одна сторона играет справа в 1,2,3, другая играет из 1 и 2 зоны справа,
а из 3 зоны слева, потом наоборот;
- одна сторона играет справа в 1,2, 1,2, потом 3 и снова 1,2,1,2,3.
Другая сторона играет справа, справа, справа, справа, слева, потом наоборот.
далее упражнения можно усложнять:
1 (справа), 2 (справа), 1 (справа), 3 (слева), 3 (справа).
- далее можно использовать упражнения из 3 зоны слева, справа
поочередно.
- Техника передвижения:
Для отработки передвижения вперед назад следует использовать
следующие условные упражнения:
- игра справа направо у стола (работают кисть и предплечье)
постепенно отходя от стола (включается в работу плечо и корпус). При этом
следует обращать внимание на то, чтобы в момент удара все движения были
навстречу мячу;
- используя разметку на 3 зоны можно придумать много разных
32
упражнений и сочетаний для любого уровня игры.
- можно применить разделение стола на 4 части и в подготовительном
периоде давать много разнообразных упражнений
Тренеру необходимо следить не только за отработкой передвижений,
но и умения направить мяч не просто на другую сторону, а по месту.
Отработка завершающих ударов:
-Из игры слева - налево заход и завершающий удар справа по прямой
или по диагонали.
- Из игры справа - направо завершающий удар по прямой.
- Из игры подрезкой слева - налево начало атаки вращением справа в
середину стола и затем завершение атаки справа в разные углы (один раз
вправо, один раз влево).
Основная задача - выполнить каждое упражнение по 10 раз.
Задание выполняется по-очереди каждым партнером. После выполнения
первого задания следует сразу переходить ко второму, а затем к следующему.
Такое задание рассчитано на 40-45 минут, то есть на 1 часть тренировки.
Отбор: Я начинал свою настоящую тренерскую деятельность у А.А.
Старожильца, который проповедовал систему - "набор через обучение" (это,
пожалуй, самая тяжелая система, но и очень интересная).
Для этого надо научиться работать с группой малышей, играть с ними
в различные подвижные игры, развивающие качества для настольного
тенниса, "офанатить", научить жонглировать, научить правильным
движениям, - и это только на первом этапе занятий. Для такой работы надо
любить детей и свой вид спорта.
Направления работы для тренировки в подготовительном периоде
Тренировки в подготовительном периоде:
33
Тренировка №1
- Быстрый кач со стола по элементам, в заключение по всей площадке
- Слева-налево из левого угла с неожиданным заходом и ударом
справа (попасть 20 раз).
- Справа-направо из двух зон. Завершающий справа по прямой
(попасть 20 раз).
- Слева-налево из двух зон. Завершающий слева по прямой (попасть
20 раз).
- Активный отдых.
- Из левого угла слева по прямой, справа по диагонали не попадая в
середину стола.
- Игра справа направо – максимальная точность.
- Свеча и удар по свече.
- Совершенствование подач – 4 вида по 100 раз.
Тренировка №2
- Начало атаки из кача вращением, прием в прием вращения
подставкой, и снова кач.
- Из трех зон в три зоны по диагонали.
- Тренировка пар по элементам.
- Слева-налево из середины столаи из средней зоны.
- Поочередно раз справа раз слева из правого угла.
- Смена вращений по всей площадке.
- Из игры слева–налево частые переводы.
- Кач с боковым вращением мяча.
- Справа направо из левого угла (на точность)
- Игра в четыре зоны, обязательно попадая в заданные по очереди
зоны (1,3,2,4 – 1,4,4,2).
34
- Совершенствование подач 2 вида по 30-40 раз.
Тренировка №3
- Из трех зон в три зоны по прямой.
- Начало атаки из кача одиночным завершающим вращением.
- Тренировка передвижения вперед-назад.
- Тренировка смены вращений.
- Свеча и удар по свеча.
- Игра по элементам и связки из второй зоны.
- Тренировка укоротки.
- Совершенствование подач 1-2 вида 30-40 раз.
Тренировка №4
- Одна сторона слева – другой в три зоны, партнеру из 1 и 2-ой зон
играть мяч справа.
- Начало атаки из кача вращением слева (попасть по 20 раз).
- Одна сторона слева – другой в 3 зоны (в середину вправо и влево)
соперник играет только правым ударом.
- Одна сторона справа – другой в три зоны, из 2-о1 и 3-ей зон сыграть
левым ударом, из 1-ой – правым.
- Начало атаки из кача вращением справа.
- Свеча и удар по свече.
- Игра на точность по прямым.
- Совершенствование подач (4 вида по 100 раз).
Тренировка №5
- Справа направо из двух зон не соблюдая порядка зон.
- Слева налево из двух зон не соблюдая порядка зон.
- Начало атаки из кача через вращение с продолжением (попасть по 15
раз).
35
- Игра из второй (средней) зоны.
- Пары.
- Тренировка смены вращений.
- Раз слева, раз справа из середины стола.
- Тренировка переводов (15 очков).
- Совершенствование подач (1-2 вида по 40 раз).
Тренировка №6
- Восьмерка со сменой направлений.
- Из левого угла раз слева, раз справа по диагонали.
- Передвижение вперед-назад.
- Раз справа, раз слева из середины стола.
- Быстрый кач по всей площадке.
- Свеча и удар по свече.
- Одна сторона слева другой в три зоны (в середину вправо и влево),
партнер играет только справа.
- Совершенствование подач (4 вида по 100 раз).
Тренировка №7
- Одна сторона справа другой в три зоны, не соблюдая порядок зон
(через зону не играть).
- Слева налево в две зоны, не соблюдая порядок зон.
- Вращение из средней зоны против активных подставок партнера.
- Тренировка пар.
- Тренировка переводов.
- Начало атаки через вращение после подачи с продолжение
(выполнить из 25 подач).
- Игра слева налево с усилением и завершением.
- Совершенствование подач (4 вида по 100 раз).
36
Тренировка №8
- Вращение из средней зоны против активного приема партнера по
всему столу.
- Смена вращений.
- Из середины стола поочередно справа слева, при игре слева
усиление.
- Тренировка пар.
- Начало атаки после подач через вращение с продолжением
(выполнить 25 подач).
- Одна сторона слева другой в три зоны, не соблюдая порядок зон
(через зону не играть).
- Совершенствование подач (4 вида по 100 раз).
Тренировка №9
- Игра из трех зон в три зоны по прямой.
- Начало атаки после подач через вращение с завершением атаки (из 25 очков).
- Из трех зон в три зоны по диагонали.
- Свеча и удар по свече.
- Восьмерка из левого угла.
- Восьмерка из правого угла.
- Игра из средней (второй) зоны.
- Совершенствование подач (4 вида по 100 раз).
37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ № 2
Приступая к работе тренер должен знать:
Детскую психологию.
Теорию и методику физического воспитания.
Основы спортивной тренировки.
Иметь план тренировочного процесса.
Тренер должен уметь применять, приобретенные теоретические знания на практике.
Список цитируемых источников
1 Шестеркин О. Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: Автореф дис.... канд. пед. наук/ РГАФК. — М., 2000.
2 Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта // дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
3 Воронин Е.В. Направленное формирование стиля игры в настольном теннисе с учётом его типологической обусловленности // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности: межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1984. С. 137-146.
4 Анисимова Б.Н. Как освоить азы техники // Настольный теннис. М.: ППО, 1991. №9. С. 15-16.
5 Матыцин О. В. «МВ» — современный метод тренировки // Настольный теннис — информационно-методическая газета. — 1991. — № 2.
6 Серова Л. К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе. Курс лекций / Л. К. Серова. - СПб., 2001
7 Серова Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков. — Ленинград, 1989
8 Розин Б.М. Не только о настольном теннисе: Записки спортивного арбитра / Б. М. Розин. — Душанбе, 1990.
38
9 Чжун Хуэй. Настольный теннис: Пер. с кит. / Послесл., спец ред Г.В.Барчуковой. — М., 1987.
10 Старожилец А. А. Формулы успеха: Подготовка спортсмена // Настольный теннис. — 1993. — № 1.
11 По материалам журнала «Настольный теннис» (№1 (36) 2017 г.)
12 По материалам журнала «Настольный теннис» (№10 (45) 2018 г.)
13 Попов М.А. Акробатика в тренировке теннисиста. М.: Физкультура и спорт, 1975.
14 Усмангалиев М.Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1991.
15 Доклад на семинаре тренеров России в Казани (2017 г.)
16 Мешконис И.И. Оценка эффективности тренировки в динамике спортивного соревнования // Построение тренировки по годам обучения в спорт, школах: Тез. докл. II Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1987. С. 98-99.
17 Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977
18 Матыцин О. В. Научно-практические аспекты исследования особенностей личности высококвалифицированных спортсменов по настольному теннису // Теория и практика физической
культуры / О. В. Матыцин, О.В. Дашкевич. — 1989. — № 5.
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По общепринятому мнению, тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку на начальном этапе обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых. Основными педагогическими принципами работы тренера в этот период являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.
Анализ литературы по настольному теннису показал, что вопрос технической подготовки юных спортсменов освещен недостаточно полно. Большая часть материала имеет скорее познавательный характер, либо является выражением собственного мнения или точки зрения авторов на какую-либо проблему.
На начальном этапе занятий настольным теннисом тренеру следует уделять внимание как общей физической подготовке юных спортсменов, чтобы создать «фундамент» технико-тактического мастерства (и чем прочнее этот фундамент, тем более разнообразными могут быть техника и тактика), так и специальной. С ростом спортивного мастерства физическая подготовка должна носить все более специализированный характер. Неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой на возрастном уровне групп начальной подготовки. Но, тем не менее, следует добиваться технически верного исполнения изученных элементов.
В ходе учебного процесса тренер наблюдает за развитием у детей таких важных качеств как смелость, активность, игровое мышление, решительность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, способность к мобилизации усилий целеустремленности. При работе с детьми большое значение имеет решение таких важных проблем, как общее воспитание, физическое и психическое развитие.
Таким образом цель исследования была достигнута, исходя из предоставленного материала мы видим, что особенность тренировочного процесса зависит от квалификации, уровня технической и физической подготовленности. Отсюда выстраивается сам процесс подготовки теннисиста,
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: Физкультура и спорт. 1982. 111 с.
2 Анисимова Б.Н. Как освоить азы техники // Настольный теннис. М.: ППО, 1991. №9. С. 15-16.
3 Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: Физкультура и спорт, 1979. 159 с.
4 Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта // дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
5 По материалам журнала «Настольный теннис» (№1 (36) 2017 г.)
6 Доклад на семинаре тренеров России в Казани (2017 г.)
7 По материалам журнала «Настольный теннис» (№10 (45) 2018 г.)
8 Доклад на семинаре тренеров России в Видном (2018 г.)
9 Матыцин О. В. Научно-практические аспекты исследования особенностей личности высококвалифицированных спортсменов по настольному теннису // Теория и практика физической
культуры / О. В. Матыцин, О.В. Дашкевич. — 1989. — № 5.
10 Матыцин О. В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и деятельности: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1990.
11 Матыцин О. В. «МВ» — современный метод тренировки // Настольный теннис — информационно-методическая газета. — 1991. — № 2.
12, М. Матыцин О. В. Классификация технических действий для анализа игровой деятельности в настольном теннисе / О. В. Матыцин, О.Н.Шестеркин П.Шестаков — М., 1998.
13 Мешконис И.И. Оценка эфективности тренировки в динамике. Построение тренировки по годам обучения в спортивной школе. 2018. С.98-102.
14 Матыцин О. В. Многолетняя подготовка спортсменов в настольном теннисе / О. В. Матыцин. — М., 2001
15 Серова Л. К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе. Курс лекций / Л. К. Серова. - СПб., 2001.
16 Мешконис И.И, Ошибки в настольном теннисе. 1999.
41
17 Старожилец А. А. Формулы успеха: Подготовка спортсмена // Настольный теннис. — 1993. — № 1.
18 Усмангалиев М.Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1991.
19 Фомичев А.С. Основы подготовки в настольном теннисе. М.: Физкультура и спорт, 2018г стр.45.
20 Портных Ю.И. Психологическая подготовка игроков в настольном теннисе: Лекция для студентов, слушателей ФПК, аспирантов, тренеров-преподавателей / Ю.И.Портных, Л.К.Серова. — СПб., 1997.
21 Прейс М. П. Эффективность игровых действий высококвалифицированных спортсменов в экспериментальных условиях соревнований (на примере настольного тенниса): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1990.
22 Розин Б.М. Не только о настольном теннисе: Записки спортивного арбитра / Б. М. Розин. — Душанбе, 1990.
23 Серова Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков. — Ленинград, 1989.
24 Серова Л. К. Содержание спортивной подготовки настольном теннисе. Курс лекций / Л. К. Серова. - СПб., 2001.
25 Чжун Хуэй. Настольный теннис: Пер. с кит. / Послесл., спец ред Г.В.Барчуковой. — М., 1987.
26 Шестеркин О. Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: Автореф дис.... канд. пед. наук/ РГАФК. — М., 2000.
27 Барчукова Г.В. Пути совершенствования техники в настольном теннисе: автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1982. 24 с.
28 Богушас В.М. Последовательность обучения технике игры в настольный теннис. Вильнюс, 1976. 26 с.
29 Воронин Е.В. Направленное формирование стиля игры в настольном теннисе с учётом его типологической обусловленности // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности: межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1984. С. 137-146.
30 Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта // дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
31 Иванов B.C., Коллегорский В.В. Заглядывая в завтра // Спортивные игры. М., 1961. №4. С. 20.
32 Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.
42
33 Мешконис И.И. Оценка эффективности тренировки в динамике спортивного соревнования // Построение тренировки по годам обученияв
спорт, школах: Тез. докл. II Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1987. С. 98-99.






