Для проведения занятий рекомендуется разбить всех занимающихся на
группы и поставить по одному лучшему с одной стороны стола, а остальных
по 5-6 человек с другой стороны стола.
- Первое упражнение на столах: уронить мяч на стол не игровой рукой
и после отскока движением срезка слева попасть на другую сторону. И так
выполнить по 20 раз.
- Далее можно проводить эстафеты на столах. Считаются только
правильные попадания.
- Второе упражнение: Встать в стойку теннисиста для наката справа,
не игровой рукой с мячом прислонить мяч к ракетке и движением наката
справа перебросить мяч на другую сторону.
- Далее можно также провести эстафеты с этим заданием.
- Следующее упражнение: лидеры роняют мяч и срезкой слева
перебивают мяч на другую сторону, на другой стороне после отскока ребята
должны отправить мяч на другую сторону, если не попал - еще одна попытка.
После 5-6 раз успешных попаданий вновь эстафеты - кто быстрей и
27
правильней выполнит по 5 раз.
- Далее объявление победителей. Это очень важный момент.
Командная победа или призовое место очень сплачивает детей. А так как
эстафет много, то и победителей много.
- После выполнения заданий лучшим разрешается свободная игра на
столах, остальные сдают чеканку на улучшение результатов, которые
обязательно записываются.
- После подобных занятий в течение месяца, можно провести первые
соревнования новичков (классы). Соревнования по чеканке, эстафеты и игры
на счет до 11 очков из одной партии по системе выиграл - играешь с
победителем другой пары, проиграл - играешь с проигравшим. После
соревнований определяются лидеры и отстающие.
- Для обучения правильному вращению мяча необходимо
использовать «колесные тренажеры» или «тренажеры-ролики». В таком
случае тренировки будут проходить намного продуктивнее и интереснее, так
как обучающимся становится понятно, что от них хочет тренер при разных
вращениях. Срезка - идет вращение вниз, накаты - идет вращение вверх.
- Также можно и нужно использовать упражнения на имитацию.
- Сначала срезку слева 2 серии по 50 раз, потом накат справа 2 серии по
50 с перерывом 30 секунд и встряхиванием игровой руки. В дальнейшем
можно постепенно увеличивать выполнение в одной серии до 70, а задания
выполнять в очередности: Срезка слева; Накат справа; Накат слева; Срезка
слева; Накат справа; Накат слева.
- Затем отработка подач: Подача слева с боковым вращением - 50 раз;
Подача справа из приседа с боковым вращением (топорик) - 50 раз; Подача
28
справа веером из приседа - 50 раз; Подача слева с боковым вращением - 50
раз; Подача справа с боковым вращением из приседа - 50 раз; Подача веером из приседа - 50 раз.
- После выполнения имитации подач необходимо подходить к столу
и подавать отработанные подачи.
- Для отработки правильной техники ударов следует применять
стенку отражатель, которая ставится к столу под небольшим углом.
Такой стенкой могут служить крышки стола («половина» стола соперника).
- В конце занятия можно использовать игры на счет в "королевский
стол".
- Постепенно, по мере роста мастерства обучающихся, следует
добавлять ежедневные упражнения на отработку начала атаки из
промежуточной игры (срезки слева). Примерное задание следующее: срезка
слева налево 3-раза, заход и открытой ракеткой накат справа. Задание
выполняется по 5 раз каждой стороне.
Использованы материалы авторов (Попов М.А., Усмангалиев М.Ж.) [13;14].
Примерный план-конспект занятия с новичками по общей и
Специальной физической подготовкам
- Разминка: бег, ускорения, ускорения с неожиданной сменой
направления (по свистку);
- Передвижения в стойке теннисиста лицом вперед двигаясь вперед и
передвигаясь в стороны, то же самое правым боком вперед, то же самое
левым боком вперед, то же самое спиной вперед. Дозировка: 2 минуты
работы, 30 сек. отдых.
5 мин. - Перерыв
- Далее передвижение в 3-х метровой зоне на результат.
- 2 попытки по 1 мин. с записью результата;
29
- 3 попытки по 30 секунд с записью результата.
- Прыжки с места - на правой ноге, на левой ноге, на двух ногах - с
замером результата.
- Метание теннисного мяча (для большого тенниса) на дальность - 3
попытки.
- Скоростные отжимания от поверхности (земли) - 3 попытки 10, 15,
20 раз.
- Скакалки резиновые - 3 попытки по 3 минуты, двойные прыжки на
количество раз.
- Прыжки через гимнастическую скамейку - 30 сек., 1 мин.
Все результаты обязательно записываются
Использовались материалы (Доклад на семинаре тренеров России и Казани) [15]
Некоторые методические рекомендации для тренеров
- Тактика игры
Тактика - это совокупность технических элементов, физических
возможностей, направленных на достижение победы плюс морально-волевые усилия.
На мой взгляд, тактика подразделяется на следующие виды:
-Тактика длительного розыгрыша мяча.
-Тактика зажима с неожиданным переводом в другой угол.
- Тактика бескомпромиссной игры.
- Тактика вращений.
- Тактика смены игрового ритма.
- Тактика подач.
- Тактика нелогичной игры.
- Тактика промежуточной игры.
30
Учитывая подобную классификацию, все спортсмены могут готовить
планы игры в предложенном соответствии, а любому тренеру (из одной
организации или бригады) сразу становится легко работать с воспитанником другого тренера, так как все говорят соответственно на одном языке.
Каждый вид тактики расшифровывается на конкретные комбинации с
учетом сильных и слабых сторон соперника и с учетом сильных сторон
Вашего игрока.
Своим воспитанникам следует рассказывать о тактике, о видах тактики
и о системе подач, а именно - какие действия могут следовать после подач с
нижним, с нижнебоковым или боковым вращением. Следует объяснять о
том, как следить за соперником и в зависимости от того, где он стоит и в
какой стойке – как подавать ту или иную подачу и что делать после ее
приема (активного или пассивного). Лучше всего помимо рассказа также
приводить примеры из своего игрового опыта и обучать ребят не только
перебивать мяч на стол, но и немного думать, как выиграть встречу.
Использовались материалы авторов (Мешконис И.И., Матвеев Л.П. Матыцин О.В.) [16; 17; 18]






