Понятие индивида и личности

Политическая социализация и ее основные агенты

 

 

Выполнил ст. гр. 08280 Манзаев А. И.

Научный руководитель: к. соц. н. доцент Бальжинимаева Е.П.

 

г. Улан-Удэ

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3

ГЛАВА 1: Личность и теории социализации личности___________________5

1.1. Понятие индивида и личности__________________________________5

1.2. Теории социализации личности_________________________________8

ГЛАВА 2: Процесс социализации___________________________________13

2.1. Этапы и стадии социализации_________________________________14

2.2. Институты и агенты социализации_____________________________16

ГЛАВА 3: Политическая социализация______________________________20

3.1. Агенты и институты политической социализации________________23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ________________________________________27



Введение

Актуальность. Процесс социализации индивида исследуется людьми уже достаточно долгое время. Ещё в Античности известные учёные Платон и Аристотель интересовались процессом социализации личности. Платон достаточно подробно описал процесс усвоения норм и ценностей в своей работе «Государство», а Аристотель утверждал, что человек по своей природе является существом политическим, т.е. общественным. Благодаря передаче новым поколениям достижений культуры, общество продолжает существовать и развиваться. Кроме того, перемены в сознании и поведении людей могут многократно усиливать общественное развитие.

В связи с этим интерес к процессу политической социализации становится тем активнее, чем больше он может оказать влияние на усвоение индивидом норм и ценностей общества и формирование вектора развития общества согласно интересам власти. Политическая социализация важна и для гражданского общества. Это касается формирования знаний о государстве, его политике, которые превращаются в убеждения, способности отстаивать свои политические взгляды, участия в политических мероприятиях. Всё это необходимо для воспроизводства политической культуры изменения её последующими поколениями.

Степень изученности. Понятие социализации в конце XIX в. ввёл в научный оборот Ф. Гидденс как «развитие социальное природы и характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Однако тогда оно не имело конкретного отношения к политической сфере, но уже тогда стало очевидно, что политические ценности являются неотъемлемым элементом нормативной структуры, которую личность должна приобрести в результате общественного воздействия на ее индивидуальное сознание. Процесс социализации получил развитие в работах М. Вебера, Э. Гиддинса, Ю. Хабермаса, З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других.

 

Объект исследования: Процесс социализации личности.

Предмет исследования: Политическая социализация и агенты социализации.

Цель исследования: Раскрыть сущность политической социализации и рассмотреть её основные агентов.

Задачи:

1. Раскрыть понятия индивид и личность.

2. Рассмотреть процесс социализации личности.

3. Разобрать основных агентов социализации.

Структура курсовой работы: Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.


 


Глава 1. Социализация личности

Человек с рождения не является ни личностью, ни гражданином. А гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина – это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности – это соответствие тем требованиям и ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

Для понимания процесса политической социализации, сначала необходимо разобраться в процессе социализации личности, используемого в социологии и социальной психологии.

 

Понятие индивида и личности

При изучении процесса социализации необходимо рассмотреть субъект социализации – личность. Каждый конкретный человек – это индивид. Он уникален и неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности, что не отменяет его индивидуальности. В этом смысле каждой человек – это индивид, имеющий свое особое «Я». Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности является, прежде всего, социологическим, в отличие от понятий «человек и «индивид», имеющих биологический и социально-философский смысл.

Современная социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Мертона и других.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.

В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 – начале 20 в.

Смысл «концепции символического интеракционизма» Дж. Мида заключается в том, что человеческое «Я» формируется через восприятие других. Мы представляем себя такими, как кажемся другим, мы понимаем какими должны быть суждения о нас другими и наше ощущение себя складывается из нашего представления о суждении других. Продолжая идеи Кули, Дж. Мид разработал «теорию идентичности». Человек воспринимает окружающую действительность не непосредственно, а осмысливая реальность через символы – язык, жесты, телодвижения, которые воспринимаются и разделяются другими членами общества. Дж. Мид считал, что человек осознаёт собственную идентичность, получает представление о себе, если смотрит на себя глазами другого.

Одной из основных является «ролевая теория личности». Роль – это модель поведения личности, обусловленная её социальной позицией, статусом. Чем старше человек становится, тем больше ролей выполняет. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего ожидают от этой роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет.

Одним из первых систематизировал социальные роли Т. Парсонс. В ролевой теории Т. Парсона преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Социальные роли различаются между собой: по временным и пространственным границам, по способам получения, по степени свободы, по мотивам и интересам. Это связано с местом какой-либо группы и её членов в социальной структуре.

«Статусно – ролевая концепция» Р. Линтона. Р. Линтон характеризовал социальную структуру двумя основными понятиями – социальный статус и роль. Если статус – это позиция человека в обществе, он статичен и выражает устойчивость общества, преемственность в его развитии, то роль – динамична. Роль включает в себя ценности и установки, предписываемые обществом всем людям, имеющим одинаковый статус. Различают прирождённый статус и достигнутый. При этом статусы не равнозначны: наряду с главными, есть и второстепенные. Чаще всего определяющий статус связан с профессией, должностью, иногда с доходом, творческими достижениями.

З. Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей в «теории утраченных объектов» – источников удовольствия. Он показал, как в результате усилий индивида приносящая удовольствие роль другого, становится частью его "Я", т.е. личностной структуры индивида.

Особое место в социологии личности занимают «нормативно – ценностные концепции». Они предписывали человеку необходимость и важность соблюдения норм, традиций, определённого жизненного уклада и поведения. Если нормы – это конкретные правила поведения, то ценности – это общие взгляды и духовные принципы, регулирующие общественную жизнь.

Понимание человека как деятельностного существа сложилось в рамках «деятельностной теории». Представители данного направления считали человека активным участником социальных преобразований, а не пассивным наблюдателем. Личность человека формируется и развивается в той мере, в какой он вовлечён в социальную роль. Центральной категорией здесь является «деятельность». По вопросу, любая ли деятельность формирует человека как личность, мнения учёных расходятся. Представители «гуманистической психологии» рассматривали личность как уникальную целостную систему, способную к самосовершенствованию, которая определяет цели, ценности и сам смысл жизни. А высшие духовные потребности реализуются на основе удовлетворения низших. Сторонники противоположной точки зрения – Маркс, Ницше, Бердяев, считали, что только труд и активная созидательная деятельность человека может сформировать личность. При этом подчёркивалась роль именно интеллектуального, творческого труда, как фактора создания гармоничной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: