Политическая социализация и ее основные агенты
Выполнил ст. гр. 08280 Манзаев А. И.
Научный руководитель: к. соц. н. доцент Бальжинимаева Е.П.
г. Улан-Удэ
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3
ГЛАВА 1: Личность и теории социализации личности___________________5
1.1. Понятие индивида и личности__________________________________5
1.2. Теории социализации личности_________________________________8
ГЛАВА 2: Процесс социализации___________________________________13
2.1. Этапы и стадии социализации_________________________________14
2.2. Институты и агенты социализации_____________________________16
ГЛАВА 3: Политическая социализация______________________________20
3.1. Агенты и институты политической социализации________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ________________________________________27
Введение
Актуальность. Процесс социализации индивида исследуется людьми уже достаточно долгое время. Ещё в Античности известные учёные Платон и Аристотель интересовались процессом социализации личности. Платон достаточно подробно описал процесс усвоения норм и ценностей в своей работе «Государство», а Аристотель утверждал, что человек по своей природе является существом политическим, т.е. общественным. Благодаря передаче новым поколениям достижений культуры, общество продолжает существовать и развиваться. Кроме того, перемены в сознании и поведении людей могут многократно усиливать общественное развитие.
|
|
В связи с этим интерес к процессу политической социализации становится тем активнее, чем больше он может оказать влияние на усвоение индивидом норм и ценностей общества и формирование вектора развития общества согласно интересам власти. Политическая социализация важна и для гражданского общества. Это касается формирования знаний о государстве, его политике, которые превращаются в убеждения, способности отстаивать свои политические взгляды, участия в политических мероприятиях. Всё это необходимо для воспроизводства политической культуры изменения её последующими поколениями.
Степень изученности. Понятие социализации в конце XIX в. ввёл в научный оборот Ф. Гидденс как «развитие социальное природы и характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Однако тогда оно не имело конкретного отношения к политической сфере, но уже тогда стало очевидно, что политические ценности являются неотъемлемым элементом нормативной структуры, которую личность должна приобрести в результате общественного воздействия на ее индивидуальное сознание. Процесс социализации получил развитие в работах М. Вебера, Э. Гиддинса, Ю. Хабермаса, З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других.
|
|
Объект исследования: Процесс социализации личности.
Предмет исследования: Политическая социализация и агенты социализации.
Цель исследования: Раскрыть сущность политической социализации и рассмотреть её основные агентов.
Задачи:
1. Раскрыть понятия индивид и личность.
2. Рассмотреть процесс социализации личности.
3. Разобрать основных агентов социализации.
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Социализация личности
Человек с рождения не является ни личностью, ни гражданином. А гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина – это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности – это соответствие тем требованиям и ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.
Для понимания процесса политической социализации, сначала необходимо разобраться в процессе социализации личности, используемого в социологии и социальной психологии.
Понятие индивида и личности
При изучении процесса социализации необходимо рассмотреть субъект социализации – личность. Каждый конкретный человек – это индивид. Он уникален и неповторим. Вместе с тем он универсален, ибо всегда является существенным индивидом. Ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается и взаимодействует. Индивид всегда является членом определенной социальной общности, что не отменяет его индивидуальности. В этом смысле каждой человек – это индивид, имеющий свое особое «Я». Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности является, прежде всего, социологическим, в отличие от понятий «человек и «индивид», имеющих биологический и социально-философский смысл.
Современная социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Мертона и других.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.
В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 – начале 20 в.
Смысл «концепции символического интеракционизма» Дж. Мида заключается в том, что человеческое «Я» формируется через восприятие других. Мы представляем себя такими, как кажемся другим, мы понимаем какими должны быть суждения о нас другими и наше ощущение себя складывается из нашего представления о суждении других. Продолжая идеи Кули, Дж. Мид разработал «теорию идентичности». Человек воспринимает окружающую действительность не непосредственно, а осмысливая реальность через символы – язык, жесты, телодвижения, которые воспринимаются и разделяются другими членами общества. Дж. Мид считал, что человек осознаёт собственную идентичность, получает представление о себе, если смотрит на себя глазами другого.
|
|
Одной из основных является «ролевая теория личности». Роль – это модель поведения личности, обусловленная её социальной позицией, статусом. Чем старше человек становится, тем больше ролей выполняет. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего ожидают от этой роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет.
Одним из первых систематизировал социальные роли Т. Парсонс. В ролевой теории Т. Парсона преодолевается утилитарное представление о социальной системе как системе рациональных ролевых отношений, и раскладываются механизмы эмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение. Социальные роли различаются между собой: по временным и пространственным границам, по способам получения, по степени свободы, по мотивам и интересам. Это связано с местом какой-либо группы и её членов в социальной структуре.
«Статусно – ролевая концепция» Р. Линтона. Р. Линтон характеризовал социальную структуру двумя основными понятиями – социальный статус и роль. Если статус – это позиция человека в обществе, он статичен и выражает устойчивость общества, преемственность в его развитии, то роль – динамична. Роль включает в себя ценности и установки, предписываемые обществом всем людям, имеющим одинаковый статус. Различают прирождённый статус и достигнутый. При этом статусы не равнозначны: наряду с главными, есть и второстепенные. Чаще всего определяющий статус связан с профессией, должностью, иногда с доходом, творческими достижениями.
З. Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей в «теории утраченных объектов» – источников удовольствия. Он показал, как в результате усилий индивида приносящая удовольствие роль другого, становится частью его "Я", т.е. личностной структуры индивида.
Особое место в социологии личности занимают «нормативно – ценностные концепции». Они предписывали человеку необходимость и важность соблюдения норм, традиций, определённого жизненного уклада и поведения. Если нормы – это конкретные правила поведения, то ценности – это общие взгляды и духовные принципы, регулирующие общественную жизнь.
|
|
Понимание человека как деятельностного существа сложилось в рамках «деятельностной теории». Представители данного направления считали человека активным участником социальных преобразований, а не пассивным наблюдателем. Личность человека формируется и развивается в той мере, в какой он вовлечён в социальную роль. Центральной категорией здесь является «деятельность». По вопросу, любая ли деятельность формирует человека как личность, мнения учёных расходятся. Представители «гуманистической психологии» рассматривали личность как уникальную целостную систему, способную к самосовершенствованию, которая определяет цели, ценности и сам смысл жизни. А высшие духовные потребности реализуются на основе удовлетворения низших. Сторонники противоположной точки зрения – Маркс, Ницше, Бердяев, считали, что только труд и активная созидательная деятельность человека может сформировать личность. При этом подчёркивалась роль именно интеллектуального, творческого труда, как фактора создания гармоничной личности.