Понятие социализации. Факторы социализации. Виды и основные институты социализации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной психологии

 

«Влияние интернета на социализацию подростков»

Курсовая работа

 

Выполнил: Студент 2 курса
группы 1874 з
Блем Эдуард Андреевич
_____________________  
Руководитель: преподаватель Кроян Гоар Федяевна
 
(оценка)
   

 

Барнаул, 2019

 

Содержание

 

Введение

Глава I Теоретические аспекты социализации подростков и влияния на этот процесс интернета

1.1 Понятие социализации

1.2 Особенности социализации подростков

1.3 Роль интернета в процессе социализации подростков

Глава II

Исследовательская работа по выявлению наличия влияния интернета на социализацию учащихся 8-9 классов МБОУ «Романовская СОШ».

Заключение.

Список источников и литературы.

Приложение.

 

 

Введение.

Не подлежит сомнению тот факт, что Интернет прочно и, видимо, надолго вошел в нашу жизнь и в жизнь подростков, в том числе. Всемирная паутина, как самое распространенное средство массовой информации, стала не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Становясь всё более доступным в ежедневном использовании, интернет обеспечивает возможность более сильного влияния на индивида. Проблема влияния средств массовой информации в целом на сознание и поведение людей и на подростков, в частности, последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии, как за рубежом, так и в нашей стане. Особенно актуальна проблема влияния Интернета в связи с ростом насилия в современном обществе, появлением новых форм общественно-опасных деяний. И в то же время возросла роль интернета в познавательной деятельности, как источника обширной информации, площадки для невербального общения, организации дистанционных мероприятий. Вместе с тем, по своему содержанию сведения, размещаемые в Интернете, часто не контролируемые и зачастую несут в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего мира, получающих наряду с полезной также  и ненужную информацию, которая будет сказываться на их дальнейшем развитии.

Общество придерживается различных точек зрения о вреде и пользе всемирной паутины и социальных сетей. И даже ученые не могут прийти к единому мнению в данном вопросе.

Возможность пользоваться Интернетом, с одной стороны, оказывает положительное влияние на детей и подростков: там они могут почерпнуть новые знания, найти ответы на интересующие их вопросы, но, с другой стороны, всемирная сеть опасна. Длительное и регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем. Игры и общение в социальных сетях постепенно заменяют подростку реальную жизнь - он перестаёт общаться с друзьями, выходить из дома, ведёт малоподвижный образ жизни. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорно-двигательного аппарата. Наряду с влиянием на физическое состояние, Интернет воздействует и на не сформировавшуюся психику подростка (1- стр. 71-74).

Данное противоречие и является проблемой исследования.

Цель исследования — сформулировать условия эффективного развития подростка и его социализации  под влиянием Интернета.

Объектом исследования является процесс развития личности подростка и его социализации.

Предметом исследования является Интернет, как неотъемлемый социокультурный фактор процесса социализации подростков.

Гипотеза исследования: Интернет, как социокультурный фактор развития личности подростков, будет позитивно влиять на процесс их социализации при соблюдении следующих условий:

1. Контроль со стороны родителей;

2. Индивидуальное приобщение подростка к Интернету, привитие культуры интернет – пользователя;

3. Наличие иных форм реального общения;

Увеличение физического развития подростков, занятий спортом.

Задачи исследования:

· Изучить литературу по проблеме исследования;

· Раскрыть понятие социализации, особенности прохождения этапов социализации подростков;

· Выявить условия влияния Интернета на развитие личности подростка и его социализацию.

· Разработать методические рекомендации социальным педагогам и родителям.

Методы исследования:

· Метод сбора и анализа литературы по исследуемой проблеме;

· Методы сбора эмпирических данных, метод опроса: анкетирование.

Этапы исследования:

1. Анализ литературных источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования;

2. Разработка программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы;

3. Анализ, систематизация и обобщение полученных результатов;

Формирование основных теоретических взглядов и практических рекомендаций.

 

Глава I. Теоретические аспекты социализации подростков и влияния на этот процесс интернета

Понятие социализации. Факторы социализации. Виды и основные институты социализации.

Краткий психологический словарь дает следующее понятие этому термину. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. [ 2- C.359].

Однако, термин «социализация», не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.

Почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в девяностых годах детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Можно отметить два подхода к концепции социализации, расходящиеся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает, как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект - объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект - субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [4 – глава 1].

В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой рассматриваются, как его синонимы: «развитие личности» и «воспитание».

По содержанию «социализацию» можно охарактеризовать, как процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщения к системе социальных связей.

Тем самым, по объему понятия «развитие личности» и «социализация» как бы совпадают. Однако, в первом понятии более четко представлен акцент на активность личности. Во втором же в центре внимания – социальная среда и направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, некоторые авторы, например, Г.М. Андреева – сторонница второго подхода, отождествляют термин «социализация» с термином «воспитание», употребленном в широком смысле. Отмечая, что, если в узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д., и ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия, а в качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. То в широком смысле слова под "воспитанием" понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д., и субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, "вся жизнь". Поэтому и  различие с термином «социализация» ликвидируется [3 – глава 16].

И сущность социализации определяется ею, как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. То есть, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Иными словами, понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми, а так же и само такое взаимодействие.

Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека, как биосоциального существа, немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

При этом, процесс социализации в этом его понимании не противостоит процессу развития личности, а позволяет обозначить различные точки зрения на проблему, а именно, со стороны взаимодействия личности и среды.

Выделяют факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы, выделяемые А.В. Мудриком.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу.

Четвертая - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Голованова Н.Ф. так же из макрофакторов отдельно выделяет мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество), и относит к макрофакторам - этнос, страну, государство. К мезофакторам определяет демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре, а к микрофакторам, так же, как и А.В. Мудрик, семью, школу, группы ровесников. [5 – глава 12.2].

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Виды социализации выделяют следующие:

1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Если виды социализации классифицировать по временному периоду, можно говорить об этапах или стадиях социализации.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности.

Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Применяя этот принцип, Андреенкова Н.В. [6] выделяет три основные стадии:

1. дотрудовую,

2. трудовую,

3. послетрудовую.

1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

   2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.

3.Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения, как пожилой возраст, так и не работающее население, начинают занимать значительное место. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. И в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. [3 – глава 16].

А.В. Мудрик этапы социализации соотносит с возрастной периодизацией жизни человека, считая, что таковая удобна с социально-педагогической точки зрения. Он исходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:

1. младенчество (от рождения до 1 года),

2. раннее детство (1-3года),

3. дошкольное детство(3-6лет),

4. младший школьный возраст(6-10лет),

5. младший подростковый(10-12лет),

6. старший подростковый (1214 лет),

7. ранний юношеский(15-17лет),

8. юношеский(18-23года) возраста,

9. молодость(23-30лет),

10. раннюю зрелость(30-40лет),

11. позднюю зрелость(40-55лет),

12. пожилой возраст(55-65лет),

13. старость (6570 лет),

14. долгожительство (свыше 70 лет). [4 – глава 2]

 

В некоторых изданиях можно встретить такие этапы социализации:

1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Вторичный этап длится всю жизнь человека.

 

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Основными институтами социализации являются: семья; сверстники; образовательные учреждения; религия; правовая система; средства массовой информации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование ребенка. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: