Особенности социализации подростков

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают значительные различия в специфике протекания процесса социализации в различные возрастные периоды.

Так, например, по мнению А.В. Петровского, в подростковом возрасте наиболее активно осуществляется индивидуализация: «Процесс и результат социализации заключает в себе внутренний до конца неразрешимый конфликт между идентификацией личности с обществом и ее обособлением, то есть успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой» [7].

Изучая непосредственно социализацию подростков, авторы подчеркивают ее выраженные особенности. Именно в этом возрасте расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками. Однако, основным механизмом взросления в этот период является присвоение подростком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. п. И именно роль взрослых в демонстрации такого рода образцов должна быть ведущей.

Таким образом, особенности социализации подростка соотносятся с его потребностями в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

Поиски подходящего места в обществе придают социальному поведению подростка характерную нестабильность. Формирование социального опыта подростков осуществляется путем зондирования всякого рода ситуаций, в которых он оказывается. Доказательством этого служит неустойчивость интересов, частая смена окружения (кружки, секции, клубы, дворовые компании, группы по интересам), своеобразный поиск оптимальной для себя группы сверстников по уровню развития или запросов. Расширение зоны самостоятельности, опора только на имеющийся опыт отношений предыдущего этапа развития, не всегда полных и адекватных представлений о мире взрослых придает этому периоду неустойчивую характеристику.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствами массовой информации образцам и эталонам так называемых успешных людей. Другой момент воздействия касается запроса на успешного человека, он затрагивает и мотивационную сферу подростка, начинает запускать программу – любыми средствами добиться признания. Подросток, испытывающий в жизни затруднения – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие самореализации, боязнь быть непризнанным в группе и т. д. – начинает сравнивать себя с транслируемыми образами СМИ. Механизмы следования за готовыми формами поведения и образами, которые преподносятся зачастую однобоко, фрагментарно, позволяют быть причастными к тем группам, которые уже заявлены в обществе и механизм конформизма вступает в действие.

К основным факторам социализации подростка относятся особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п.. Т.е. основными институтами социализации подростка являются семья, неформальная группа и школа.

Однако в конце прошлого века возник и весьма динамично получил развитие такой принципиально новый социальный институт как Интернет. Интернет отвечает одному из важнейших критериев социального института - это удовлетворение устойчивой социальной потребности за счет реальных функций, которые он выполняет. Эти функции весьма многообразны - среди них ведущей является коммуникативная, через которую реализуются и другие функции, такие, как содействие упрочению социальных отношений за счет трансляции информационных моделей поведения и деятельности.

Как и другие, традиционные социальные институты, Интернет воздействует на личность подростка, социальную группу, формирует сходное поведение в конкретных типовых ситуациях, открывает возможности для согласования интересов и потребностей, корректировки способов удовлетворения этих потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: