Роль интернета в процессе социализации подростков

 

Наблюдения показывают, что всё больше в последнее время подростки расширяют систему социальных связей за счет Интернет-коммуникаций, находят референтов, которые в их непосредственном окружении не представлены, могут реализовать ряд социальных ролей, которые в реальности они «проиграть» не могут. Более того, безграничность Интернет - среды обусловливает постоянное ощущение неполноты своего социального опыта, понимание нереализованности своих потенциалов и порождает соответствующее желание более полно и эффективно войти в эти контакты, среды, овладеть ресурсами.

Отмечая специфику социализации в среде Интернет, можно, прежде всего, отметить опосредованный характер влияния. Если традиционно содержание, характер, темпы и другие параметры социализации определялись исключительно наличной средой (семья, школа и т.д.), то Интернет принес в социализацию принципиально новый момент - опосредованную социальность. Агенты социализации присутствуют в виде виртуальной реальности, которая порой начинает конкурировать (и выигрывать) у реальных агентов социализации.

Второй момент состоит в том, что, если традиционно процесс социализации носил целенаправленный и регулируемый характер, то социализация в Интернет - пространстве носит в основном стихийный характер. Личность сама выбирает варианты своего существования в Сети, сама находит (или ее находят) референтов, сама определяет объемы и способы существования в Интернет - сообществе. Это порождает ряд дефектов социализации.

Третье. Интернет - коммуникации не только заменяют традиционные формы, в которых происходила столетиями социализация (общение, игра, обучение и т.д.), но и ограничивают эти виды деятельности в реальной жизни. Человек предпочитает общаться не лично, а с помощью Интернет-почты, играет в интернет - игры. Более того, он начинает искать в Интернет-пространстве возможности удовлетворить потребности в социальных отношениях (в т.ч. любви, дружбе, признании). В итоге возникает разрыв с культурной традицией, формируется личность нового типа.

В-четвертых, необходимо отметить, что происходит практически полная деформация самого процесса социализации. Личность в Интернет -пространстве начинает усваивать нормы, цели, ценности, правила, принятые не в том конкретном обществе, в котором она живет, а в том или ином сетевом сообществе, где доминируют нормы и ценности, не имеющие прочных историко - культурных корней, не связанных с бытием данного социума, с его ценностями. Несовпадение сетевых норм и ценностей с ценностными основаниями конкретного общества может привести в итоге к конфликту между личностью, усвоившей «сетевую культуру», с тем обществом, в котором она живет.

В последние годы в публикациях все чаще встречается термин «киберсоциализация» [8], под которой предлагается понимать процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет - среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, и online-играх.

Кроме того, в интернет - пространстве в режиме реального времени личность может вступать в практически неограниченное количество коммуникаций за счет использования таких технологий как чаты, блоги и пр. Хронотоп киберпространства обладает особыми уникальными чертами. Здесь нет необходимости перемещаться в пространстве для поиска партнеров по общению, что позволяет иметь контакты с людьми, находящимися практически в любых уголках планеты. В Интернете возникает возможность (за счет анонимности общения) менять пол, возраст, социальный статус и тем самым «примерять» на себя различные социальные роли, не подвергаясь риску потерпеть неудачу. В целом в интернет-среде возникают невиданные прежде возможности создания виртуальной личности и экспериментирования с идентичностью. Благодаря Интернету личность намного быстрее и эффективнее интегрирует знания о существующих в социуме нормах, ценностях, моделях поведения.

Перечисленные особенности интернет – социализации усугубляются именно в подростковой среде.

Ребёнок, находясь на критическом переходном этапе между детством и взрослой жизнью, наиболее чувствителен к разного рода воздействиям, и факторы социальной среды, в которой он находится, оказывают на его становление наибольшее влияние. Без преувеличения можно сказать, что учащиеся средних и старших классов ведут «двойную жизнь». Чтобы успешно социализироваться среди сверстников в школе, подросткам приходится прилагать усилия по созданию собственного имиджа, как в реальной жизни, так и в интернет - пространстве. Всё больше школьников создают личные профили в таких социальных сетях, как «Вконтакте.ру», «Твиттер», «Инстаграм», «Тамблер» и др. Зачастую у одного и того же человека может быть по нескольку профилей в разных соц. сетях, каждый из которых отнимает определённое количество реального времени.

Глава II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: