Глава 2. Время проникновения христианства на Боспор

2.1. Религия на территории Боспорского государства

 

Главной особенностью религиозной жизни в Пантикапее и на всем Боспоре было то, что античная религия долгое время оставалась официальной религией государства. Так, например древние греческие культы имели общий характер еще в III веке. Официальный царский культ занимал важное место в политике государства, и в свою очередь власть стремилась поддержать некоторые особо почитаемые святилища.

Во второй половине III века Боспор переживает нашествия варварских племен и это становится причиной определенного упадка государственных институтов, а также бедственного положения городского и сельского слоев населения. «В тоже время складываются предпосылки в идеологической жизни, в первую очередь выразившееся в наличии тенденций к монотеизму, что в конечном итоге и обусловило распространение на Боспоре достаточно универсальной христианской религии»[19]. С появлением иудеев связывается распространение на Боспоре монотеистического культа Бога Высочайшего. Если опираться на самую позднюю из боспорских надписей, которая упоминает это божество, то по ней мы можем увидеть, что наместник Феодосии Аврелий Валерий Строг в 306 г. построил молельню Богу Высочайшему. Так же монотеистический культ доминировал среди членов культовых союзов, фиасов в Танаисе. Этот культ, по мнению исследователей, имел в себе не только иудейские веяния. Поклонением синкретическому божеству, в котором отобразились функции греческого Зевса, фракийского Сабазия, а также иранского бога-всадника, отображает тягу местного населения к поиску монотеистического бога, бога-защитника.

Как мы упомянули ранее, с почитанием безымянного божества связано появление и образование новых специальных мужских объединений – фиасов, а также синодов, койнонов, гитерий, союзов и т. п. В таких союзах существовала сложная иерархия должностных лиц, которые управляли ими. «Причем в родственных по характеру союзах наблюдается определенные отличия по ряду частных вопросов, что, вероятно, отображает различие религиозных воззрений, которые складывались в ходе формирования этого культа на Боспоре»[20]. Ряд исследователей предлагает считать синодами сугубо культовые объединения, а фиасами – профессиональные корпорации под покровительством божеств. В этих объединениях состояла основная масса горожан древнего Боспора и почти вся знать. Изучая союзы фиасов, Н.И. Новосадский говорит о том, что христианство появляется на Брспоре еще во II-III веках н.э.. Так благодаря тесной связи Боспора с Малой Азией, как мы ранее упоминали, и проникали новые религиозные течения, способствовавшие и распространению христианства. Раскопками, проводившиеся на территории Пантикапея, в частности на горе Митридат, была обнаружена цистерна, засыпанная не позднее II века, в которой было обнаружено изображение креста. Вероятно, что во II веке христианство уже имело своих последователей не только среди населения Малой Азии, но уже и среди отдельных групп людей на Боспоре, в частности мастеров-строителей.

2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков

 

Одной из важных находок данного времени, материальных свидетельств о пребывании здесь христиан, говорит находка 1993 года, выполненная под управлением В.А. Хршановским. В некрополе города Китея им был раскопан большой каменный склеп. Он был сооружен в эллинистическое время и использовался как погребальный до I-II веков. «Позже он становится местом совершения тризн»[21].

Одной из интересных находок является серебряный перстень (Рисунок 2.), второй половины III века. На гемме перстня изображен Т-образный крест, по обеим сторонам которого находятся изображения рыб. В подтверждение данной датировки выступает и найденная в данном раскопе бронзовая монета боспорского царя Рискупорида, отчеканенная в 263 году н.э.. Подобные перстни с христианской символикой были найдены в могильнике близ современной деревни Новоотрадное, а также в районе боспорского города-крепости Илурат. На пастовой вставке последнего в центре изображен крест, по сторонам которого начертаны буквы М и О.

В описании мученичества святого Афиногена и десяти учеников его говорится, что он предпринял путешествие в город Севастию (Малая Армения), входившего в то время в состав Боспрского (Понтийского) царства. «Отослав оленя в пустыню, сам он поспешил в город Севастию к своим ученикам. Придя к городскому судье, он начал громко кричать:       – Зачем ты обокрал меня, мучитель, расхитив церковь мою? пусть видит Бог злое дело, совершенное тобой, и пусть обрушится Своим гневом на тебя!»[22]. Данный факт является также одним из доказательств в пользу того, что именно с пленными христианами из Малой Азии, Педахтои Каппадокийской, откуда происходил святой, попадает и распространяется христианская религия на территории Боспора. В общем, не смотря на отсутствие каких-либо точных упоминаний о христианах Боспора в III веке мы имеем множество археологических свидетельств о начале проникновения сюда, на крайние северные границы греческой ойкумены, христианского учения (культа – для того времени). Как вывод, из археологических раскопов мы можем сказать, что первые адепты (священнослужители, мученики, последователи) данного вероучения появляются здесь еще до III века.

Как было упомянуто ранее, о христианстве в III века на территории Боспора свидетельствуют малое число источников, в основном это некоторые археологические памятники. О христианстве в IV веке свидетельствуют уже не только памятники археологии, но появляются некоторые эпиграфические и письменные источники. В первой главе нашей работы мы свами изучили, что на Боспоре известны надгробия с изображениями крестов, раннехристианскими эпитафиями (молитвами, псалмами и т.п.). Основная часть этих надгробий была обнаружена на равнинной местности пантикапейского некрополя, называемого местным населением Глинище. Меньшее количество таких надгробий было обнаружено на северном склоне горы Митридат (современная Керчь).

Надгробия с христианскими надписями были проработаны и проанализированы П.Д. Диатроптовым и И.А. Емцем. Так к IV веку они относят «надгробия Евтропия, Евпрепия, Платона, Агораста сына Луя, Трифона сына Агафа, Устана сына Нейкифора»[23].

Самым ранним из них, опираясь на сохранившуюся эпитафию, считают надгробие Евтропия (Рисунок 3.), которое датируется началом IV века. Данный археологический памятник представляет собой известняковую надгробную плиту, на которой, как вы можете видеть, сохранилась двухстрочная надпись. В начале первой строки мы видим малый прочерченный крестик, а после надпись, которая гласит: ««Здесь покоится Евтропий. 601 г.»»[24]. Дата написана по боспорской эре, что в пересчете на наше летоисчисление соответствует 304 году н.э.. Также к первой половине IV века относится находка (Рисунок 4.), сделанная на Карантинной улице г. Керчь (современная ул. Кирова). Выбитая надпись на данном надгробии гласит: ««Трифон, сын Агафа, прекрасно проживший жизнь, покоится здесь. Карбан поставил». Над надписью имеется хрисма и буквы: А и О. Внутри букв сохранились следы от красной краски. Все имена, упомянутые в эпитафии, являются греческими»[25]. Имея не значительное количество христианских надгробий, датированных именно IV веком, можно сказать, что «уже в это время возникают христианские участки некрополя Пантикапея: на северном склоне горы Митридат в районе таких улиц как Госпитальная и Желябова, в районе Глинища и по дороге, ведущей к Царскому кургану»[26]. Некоторые сообщения о христианах, живших на территории Боспора, а также об одном из их епископов, второй половины IV века, сохранились в византийских хрониках.

2.3. Места богослужений первых христиан Боспора

 

В IV веке на Боспоре христианами еще не сооружались специальные постройки (храмы) для справления богослужений, а в основном приспосабливались уже заброшенные погребальные и другие постройки на месте античных некрополей Пантикапея, Илурата, Ките и иных.

Так при раскопе Царского кургана (Рисуноки 5.), который находится на территории современного поселка (района города Керчь) Аджи-Мушкай, в погребальной камере были обнаружены множественные изображения крестов различной конфигурации. При специальном архитектурном исследовании данного погребального памятника В.Ф. Гайдукевичем были изучены около ста изображений крестов. Данные кресты можно разделить на несколько типов (Рисунки 6,7,8.).

Исследователь А. А. Шалькевич так описывает типы данных крестов. 

«Первый тип – кресты с четко и аккуратно прорезанной тонкой неглубокой линией с изогнутым или раздвоенным концом.

Второй тип – представлен крестами с подрубленными, раздвоенными и расширенными концами, вырезанными грубо, линией разной толщины.

Третий тип – простые по рисунку кресты, состоявшие из широких перекладин, обведеных по контуру или углубленных в камень всей широкой площадью. Еще один тип представлен крестом сложной формы»[27].  Все данные типы, описанные нами и представлненные А.А. Шалькевичем, уступают в количественном отношении к типу крестов, состоящих из двух простых пересекающихся линий. Все обнаруженные кресты, по мнению исследователей, могут быть отнесены к IV или даже к концу III векам. По мнению доктора исторических наук В. Ф. Гайдукевича, спасаясь от гонений в склепе Царского кургана, убежище себе нашли первые христиане, обустроив там себе место молений. Изучив место расположения и нанесения изображений крестов, можно сказать, что Царский курган был свободного посещения.

Еще несколько мест для христианских богослужений были обретены на некрополе боспорского города-крепости Илурат. В 1972 году здесь был найден склеп (Рисунок 6.), сооруженный в I-II веках из тщательно отесанных и пригнанных известняковых блоков. «На стенах погребальной камеры оказалось шесть вырезанных позднее изображений крестов: три – на северной стене, два – на восточной, а один в нише напротив входа»[28].  По своей форме данные кресты повторяют кресты, найденные в Царском кургане, но кроме простейших форм был обнаружены и изображения крестов с расширяющимися окончаниями, дуговидной выемкой, а также с вилкообразными окончаниями. В связи с тем, что данный склеп не раз подвергался разграблению, то установить хронологию использования сооружения представляется сложным. Но благодаря находкам на полу фрагментов посуды и других вещей, можно предположит, что камера посещалась не позднее IV века.

Существуют предположения, что склеп на некрополе города Китей, где был найден вышеупомянутый перстень с изображением креста и рыб, также являлся местом для богослужения.

Исходя из рассмотренных нами мнений и археологических находок, можно сказать, что погребальные камеры на некрополях Паникапея, Илурата, Китея были местами для богослужений первых христиан, находящихся вдали от глаз не посвященных. Это было обычным в практике ранних христиан, отделявших себя от окружавшего их мира, опасаясь неминуемых гонений и казни за проповедь.

2.4. Ритуальная посуда первых христиан

 

Большая часть стеклянных и глиняных сосудов III-IV веков с христианскими символами и надписями была найдена при раскопке некрополей боспорских городов. В первую очередь это стеклянные чаши-патеры с надписями, изготовленные в Сирии в первой половин IV века (Рисунок 7.). Выше приведенная патера была найдена на территории Пантикапея, а также было найдено две патеры в городе Нимфее. Эти приспособления, тарелки, чаши, служили для священнодействия и для раздачи или разноса Святых Даров (причастия) по домам христиан. Таким образом, в первые века христианства причастие раздавалось на руки самим верующим, из чего следует, что такие или подобные сосуды (Рисунок 8.) должны били иметь отдельные лица или даже семейства, сосуды, исключительно предназначенные для получения и хранения Святых Даров. Приведенное выше изображение представляет нам серебряное с позолотой блюдо с изображение императора Констанция II, которое было найдено в Пантикапее (Керчь) и датируется концом IV века. Изучив данную находку можно предположить, что христиане, в чьем владении находилась данная утварь, были приверженцами и исповедниками арианской (ереси) ветви христианства, как и император, чье изображение находится на данной посуде.

Помимо патеров и блюд на территории Пантикапея были найдены чаши, кувшины и т.п.. Все это использовалось не только для хранения каких-либо христианских богослужебных реликвий, но и было неким приспособлением для совершения литургии. В общем, вышеуказанная утварь была тем необходимым минимумом для раннехристианских богослужений. Поэтому не удивительно, что они встречаются в христианских погребениях. Так, с некой долей вероятности, можно сказать, что наличие или отсутствие в погребальных склепах таких сосудов или различных вещей, с христианской символикой, является достаточным показателем вероисповедования умершего в позднеантичный период.

Исходя из изученного нами материала можно cказать, что процесс проникновения и становлении христианства на Боспоре и в частности Пантикапее (Керчи) начинается во II – первой половине III веков от Рождества Христова. Во второй половине III века сюда на Боспор вместе с пленниками готов из Малой Азии проникают и попадают группы христиан, которые, как мы говорили, могли быть из состава клира, что способствовало более быстрому усвоению христианства. В это период поваляются первые христианские общины, которые погребая своих собратьев и единоверцев на участках пантикапейского и других некрополей, устанавливают погребальные стелы с надписями и изображениями креста. Исходя из описаний и мест археологических находок христианского содержания, христианские общины существовали в таких городах Пантикапей-Боспор-Керчь, Тиритака, Илурат, Китей, в некоторых поселения Крымского Приазовья и Таманского полуострова. Так уже в первой половине IV века все эти общины объединились в одну единую епархию со своим епископом. По свидетельству письменных источников, боспорские епископы на протяжении IV века принимали участие в церковных соборах, но какие-либо другие письменные свидетельства о жизни епископии отсутствуют. Все это говорит о том, что еще на протяжении III-IV столетий количество христиан среди местного населения на Боспоре не было существенным или большим.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: