Археологические памятники древнегреческой культуры Гомеровского периода, музейные собрания и артефакты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Теология и религиоведение»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Поликонфессиональные особенности стран

Большого Средиземноморского Региона»

На тему: Боги и демоны «Илиады» Гомера. Оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности

 

 

Выполнил: магистрант группы ТЕО/м-19-1-о

Андрущенко Игорь

Валентинович, иерей

«___» ____________ 20__г.

Направление:

Теология 48.04.01

Профиль: Государственно-конфессиональные отношения

Научный руководитель:

доцент Смирнова Т. В.

«___» ____________ 20__г.

 

Оценка: _______________

 

«___»_____________20__г.

 

 

Севастополь

Г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….. 3

Глава 1. Древнегреческая религия как религиозный антипод Христианства в Средиземноморском регионе.

1.1. Археологические памятники древнегреческой культуры, музейные собрания и артефакты………………………….……5

1.2. Восприятие древнегреческого мифа в европейской культуре………………………………………………………….8

1.3. Нравственная оценка Олимпийских богов, изображенных в «Илиаде» Гомера……………………………………………….13

Глава 2. Языческий политеизм с точки зрения Христианства.

    2.1. Запрет языческих культов в Священном Писании Ветхого и Нового Завета……………………………………………………………………….26

    2.2. Осуждение греческих богов христианскими апологетами на примере сочинений Климента Александрийского………………………………29

Заключение………………………………………………………………..…31

Библиографический список……………………………………………...….33

Приложения……………….…………………………………………………36

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена нравственной оценке древнегреческой религии с христианских позиций. Сын Божий Иисус Христос воплотился и пришёл к людям как Совершенный Бог и Совершенный Человек в период могущества Римской империи. В духовно-культурном отношении это была эпоха синкретизма. Множество народов, обитавших в районе Средиземноморья, со своими самобытными традициями были объединены под властью Рима. Хетты, финикийцы, египтяне, минойцы, эллины, этруски, римляне – эти и многие другие народы внесли свой вклад в формирование единой средиземноморской культуры. И проповедь святых апостолов прозвучала в первую очередь среди народов, входивших в Римскую империю, чтобы затем распространиться за её пределы для всего мира.

Чтобы понять условия, в которых проходило евангельское благовестие, трудности, с которыми столкнулись древние проповедники истины Христовой, необходимо иметь представление о дохристианской культуре Средиземноморья, которая в религиозном контексте с точки зрения авраамических религий характеризуется как языческая. Одним из главных компонентов её является религия Древней Греции. Древнегреческие боги пользовались популярностью в Римской империи, и им продолжали поклоняться в народе до 391 г., когда римский император Феодосий I Великий издал эдикт, официально окончательно запрещающий языческие культы.

Древнегреческая цивилизация оставила нам множество археологических и литературных памятников, которые дают нам возможность ознакомиться с особенностями её государственного устройства, социально-экономических отношений, быта и религиозных взглядов. В нашем исследовании затрагивается важный период формирования греческой культуры, отраженный в знаменитом эпосе Гомера «Илиада». Мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков» [ 28, с. 6. ].

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к дохристианским языческим религиям в современном обществе. Это проявляется в возникновении многочисленных новых религиозных «неоязыческих» движений во всём мире, целью которых является воссоздание древних исчезнувших культов. Особенно популярны такие религиозные направления в молодёжной среде. Дохристианская культура часто идеализируется, как якобы содержащая гармонические отношения человека и природы. При этом её нравственная составляющая игнорируется. Но именно моральные нормы социума, представления о добре и зле, добродетелях и пороках, являются главными критериями духовной культуры с точки зрения христианства и других мировых религий.

Объектом настоящего исследования является дохристианская древнегреческая религия Средиземноморского региона.

Предмет исследования – пантеон богов Олимпийцев, изображенный в «Илиаде» Гомера, одном из наиболее значимых источников сведений о культуре Древней Греции.

Цель исследования – оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности.

Методы исследования: анализ источников и научной литературы, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный анализ.

В качестве исследовательской гипотезы выступает предположение, что древнегреческий пантеон, изображенный в эпосе Гомера «Илиада», с точки зрения христианства является отражением религиозной практики общения с падшими духами.

Курсовая работа содержит следующие структурные элементы: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованной литературы, приложения. В работе содержится 10 рисунков, объём работы 41 страница. Список литературы включает 37 наименований.

 

Глава 1. Древнегреческая религия как религиозный антипод Христианства в Средиземноморском регионе.

Археологические памятники древнегреческой культуры Гомеровского периода, музейные собрания и артефакты.

  «Илиада» Гомера – один из самых ранних литературных памятников, содержащий сведения о культуре Древней Греции. Гомер, живший предположительно в VIII в. до н. э., излагает в эпосе события Троянской войны, произошедшей приблизительно в XIII-XII вв. до н. э. Множество исследований посвящено личности Гомера и вопросу исторической достоверности описываемых событий. Немецкий археолог Генрих Шлиман в XIX в. своими находками в Малой Азии подтвердил возможность существования города Трои в древности. И в настоящее время мало у кого вызывает сомнение, что в эпосе Гомера звучат отголоски реальных исторических фактов, хранившиеся в народной памяти в течение веков.

Поэма Гомера датируется архаическим периодом известной истории античности. Большинство исследователей датируют её VIII-м веком до н. э. Геродот утверждал, что Гомер жил за 400 лет до его времени, что соответствует 850-м годам до н. э.

Поэма описывает события, происходившие во время Катастрофы бронзового века, начала 12 века до н. э. Таким образом, Гомера отделяет от описываемых событий порядка 400 лет, Греческие Тёмные века. Серьёзные дебаты ведутся исследователями по поводу того, насколько правдиво описаны в поэме реальные традиции микенской цивилизации. В перечне кораблей есть свидетельства того, что «Илиада» описывает не географию Греции железного века времён Гомера, а ту, которая существовала до дорийского вторжения.

Название Ἰλιάς «Илиада» буквально обозначает «Троянская поэма», в соответствии со вторым названием Трои — «Илион». Долгое время исследователи спорили о том, описывает ли поэма реальные события, или Троянская война была лишь вымыслом. Раскопки Шлимана в Трое обнаружили культуру, соответствующую описаниям в «Илиаде» и относящуюся к концу II тысячелетия до н. э. Недавно дешифрованные хеттские надписи также свидетельствуют о наличии могущественной ахейской державы в XIII веке до н. э. и даже содержат ряд имён, до сих пор известных лишь из греческой поэмы.

В Амброзианской библиотеке (г. Милан) хранится иллюминированная рукопись Илиады V в. из Византии, которую называют «Амброзианская Илиада» или «Илиас Пикта» (Амброзианская библиотека, Cod. F. 205 Inf.). Амброзианская Илиада считается уникальной, поскольку является единственным набором древних иллюстраций, на которых изображены сцены из Илиады, и рассматривается как пример перехода от греческой устной традиции к письменному слову [ 36 ]. Амброзианская Илиада состоит из 52 миниатюр, которые, по оценкам, были вырезаны из их оригинальной рукописи до XIII в., каждая из которых имеет маркировку римскими цифрами. Текстовые части написаны на классическом греческом языке.

Основываясь на палеографическом изучении греческого унциального письма рукописи, создание Амброзианской Илиады датируется I-V вв. н. э., и, возможно, над ней работали несколько художников [ 37 ].

 Сегодня Амброзианская Илиада хранится в Библиотеке Амброзиана в Милане (рис. 2). Она была приобретена в библиотеке генуэзского коллекционера Джана Винченцо Пинелли кардиналом Фредерико Борромео, и поступила в библиотеку 14 июня 1608 года. Изображения рукописи можно посмотреть в иконографической базе данных Института Варбурга [ 13 ].

Самым старым манускриптом, содержащим полный текст Илиады на древнегреческом языке является Venetus A из Национальной библиотеки Марчиана (г. Венеция), написанный в X веке (рис. 3). В этом же манускрипте содержатся схолии к Илиаде. В них содержатся фрагменты из сочинений четырёх античных грамматиков Дидима, Аристоника, Геродиана и Никанора, а также объяснения смысла слов и другие пояснения к тексту.

Первое печатное издание «Илиады» осуществлено в 1488 году Дмитрием Халкокондилом во Флоренции.

В России эпос Гомера вызывал неизменный интерес и неоднократно переводился на русский язык [см. прил. I]. Первый перевод «Илиады» на русский был сделан К.А. Кондратовичем в 1758—1759 гг., прозой, с латыни, с издания Иоанна Спондана. Перевод так и не издан, хотя сохранился. В печати впервые переводы фрагментов из «Илиады» Гомера на русский язык появились в том числе из-под пера М. Ломоносова. В 70-е — 80-е годы XVIII века появляются в печати переводы с оригинала: П. Е. Екимов осуществил прозаический перевод (1776, 1778), а Е. И. Костров — александрийским стихом (п. I—VI, 1787; п. VII—IX, «Вестник Европы», 1811). В 20-х годах XIX в. новый прозаический перевод обеих поэм Гомера сделал И. И. Мартынов. Разбор всех песен «Илиады» в 1826 г. опубликовал И. Я. Кронеберг.

Начавший переводить «Илиаду» александрийским стихом Н. И. Гнедич затем отказался от этого замысла и перевёл всю поэму гекзаметром (1829). Перевод был горячо приветствуем лучшими писателями, в особенности Пушкиным. «Илиада» в переводе Гнедича, изобилующем архаизмами, в точности передаёт ощущение подлинника по силе и яркой образности языка и считается классическим русским переводом.

Существует также перевод Минского (Москва, 1896), впоследствии неоднократно подвергавшийся критике. В XX веке перевод «Илиады» выполнили В. В. Вересаев (Москва — Ленинград, 1949) и П. А. Шуйский (работа последнего до сих пор не издана, пока из неё оцифрована только Песнь I (с комментариями)). В 2008 г. вышла «Новая Илиада» Петра Прихожана, рифмованное переложение, сделанное по имеющимся русским переводам. В 2019 г. издан перевод Кострова, дополненный переводом недостающих песен, созданным А. И. Любжиным и стилизованным под XVIII—начало XIX в.

В событиях Гомеровского эпоса нашла отражение культура Эгейской (Крито-Микенской) цивилизации, развивавшейся на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии). Эта цивилизация оставила множество археологических памятников, изучение которых, начатое в конце XIX - начале XX в. археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом, продолжается и в настоящее время.

Сегодня имеется возможность ознакомиться с предметами материальной культуры древней цивилизации в музеях стран Большого Средиземноморского Региона. Самая богатая коллекция находится в Национальном археологическом музее в Афинах. В Музее находятся порядка 11 тысяч экспонатов, причем коллекции керамики и скульптур считаются самыми богатыми в мире. Включает в себя артефакты нескольких цивилизаций, развивающихся последовательно в районе Эгейского моря: эпоха неолита, кикладская и микенская цивилизации. Наиболее значимые экспонаты доисторической эпохи - это погребальные золотые маски, в том числе и Агамемнона [рис. 4]. Предметы, найденные при раскопках в кикладском архипелаге, датируются 2-3 тысячелетиями до н.э. Тут же представлены находки, сделанные на острове Санторини на раскопках древнего города Акротири (разрушен извержением вулкана в XIV веке до н.э.). Коллекция скульптур, начиная с VII века до н.э. по V век н.э., представлена, как одиночными предметами, так и скульптурными группами, саркофагами, бюстами и алтарями. Огромная коллекция керамики охватывает период с XI века до н.э. по романскую эпоху. Здесь можно увидеть аттическую керамику с геометрическим орнаментом, в том числе две дипелонские погребальные амфоры с изображением погребального шествия, культовую керамику из святилищ, таких как храм Геры в Аргосе, чернофигурную аттическую керамику эпохи архаики, краснофигурную аттическую керамику эпохи классики и многое другое. Также представлена коллекция миниатюр Стомату. Коллекция изделий из бронзы считается одной из богатейших в мире: оружие, посуда, орудия труда, культовые и погребальные предметы - лучшие артефакты из святилищ Акрополя, Олимпии, Додони, островов Эгейского моря и Крита. С древней культурой Эгейского моря и Кипра можно ознакомиться также в Музее кикладского искусства в Афинах. Остатки древних Микен имеется возможность увидеть в Археологическом музее в Микенах, расположенного на месте раскопок древнего города. Руины древней Трои открыты туристам для просмотра в Археологическом музей в Чанаккале (Турция) [рис. 5].

Тысячи артефактов древнегреческой цивилизации находятся во многих музеях мира, в том числе и в России [рис. 6, рис. 7]. Так называемый «Клад Приама», обнаруженный Шлиманом, хранится в Москве, где он выставлен для обозрения в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: