Пояснительная записка

В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития народа. В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца 20 - начала 21 века, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное   знакомство   с   литературно-художественными произведениями новейшей литературы последних десятилетий.

Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени       А. Б. Кердана», посвященная знакомству с биографией автора, обзором его творчества, анализу нескольких произведений, ориентирована на изучение в течение 6-ти часов обучающимися 10-ых классов.

Материал, отобранный для изучения, помогает обучающимся раскрыть замысел писателя, расширяет знания обучающихся о понятии «лирический герой», его функциях и роли в произведении. Программа содержит многообразный познавательный материал теоретической и практической деятельности, рассчитана на выработку у обучающихся навыка анализа художественного текста.

Особенность и актуальность курса заключается в том, что материал отобран для практических и теоретических занятий согласно требованиям ФГОС. Умение анализировать текст произведения, давать характеристику персонажам, выявлять авторскую позицию необходимы обучающимся не только для успешной сдачи экзаменов, но и развития исследовательской компетенции. Отобранные материалы способствуют формированию эстетического вкуса обучающихся. Программа соответствует основным образовательным целям школы в развитии личностного и профильного направлений в обучении старшеклассников.

Цели для данного курса:

· способствовать формированию духовно развитой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к самобытной поэзии;

· развивать эмоционально-чувственный интеллект путём восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и интерпретации авторской позиции;

· формировать читательскую компетенцию, способствовать повышению интереса к чтению современной литературы;

· развивать устную и письменную речь учащихся;

· развивать навык анализа художественного произведения, навык работы с художественной деталью и образной системой;

· способствовать овладению ключевыми теоретико-литературными понятиями при анализе поэтического текста;

· развивать навык создания собственного текста (творческое письмо, мини-сочинение) по результатам восприятия и интерпретации поэтического произведения;

· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Формы обучения: лекция, практикум, проверочная работа, эссе, сочинение.

Методы обучения: метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный метод.

Приемы обучения: комментированное чтение, беседа, слово учителя; анализ текста художественного произведения; составление тезисов прочитанных статей учебника или критических статей, составление синхронистических статей; подготовка сочинений.

Принципы отбора материала: системность, практическая направленность, сознательность и прочность.

 

Общая характеристика элективного курса

Курс способствует развитию навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы путём изучения творчества современного уральского поэта Александра Кердана. Курс направлен на развитие исследовательской компетенции и творческих способностей, воспитание интереса к художественному творчеству и поэзии в частности.

Место курса в учебном плане ОУ

На изучение курса отводится 1 час в неделю (6 часов). Курс занимает центральное место в интеграции гуманитарных предметов с точки зрения развития общего уровня обучающегося, его нравственности, культуры. Кроме этого, курс учит воспринимать информацию на всех предметах, интерпретировать ее, понимать аспекты поднятых проблем.

 

4. Содержание учебного курса:

№ п/п Содержание курса Количество часов

Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана

1. «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». 1
2. Тестовая работа: «Поэты современности». «А. Б. Кердан – поэт современности». 1
3. «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». 1
4. «Военная лирика А. Б. Кердана». 1
5. Прозаическое наследие А. Б. Кердана». 1
6. ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). 1
  ИТОГО: 6

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В ходе изучения данного курса старшеклассник должен усвоить:

· сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;

· основные теоретико-литературные термины; основные направления современной литературы;

· определять идейно-тематические особенности художественного произведения;

· определять авторскую позицию в произведении;

· самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;

· аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный аппарат;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Используются следующие средства обучения: аудио- и видеотехника, электронные средства, словари и справочные материалы, сочинения и мемуары о писателях XXI в., тексты критических статей, репродукции картин, планы для написания сочинения и эссе.

 

Литература

1. Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. 562 с.

2. Кердан А. Б. Сибирский тракт: Стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1991. 80 с.

3. Кердан А. Б. Суд офицерской чести: Проза и публицистика. – Пермь:Кн.изд-во, 1991. 234 с.

4. Кердан А. Б. Лирика: Стихи и поэма. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996.  80 с.

5. Кердан А.Б. Сочинения в трех томах. Т.1: Стихотворения, венок сонетов, поэмы, переводы. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. 448 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: