В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития народа. В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца 20 - начала 21 века, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с литературно-художественными произведениями новейшей литературы последних десятилетий.
Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная знакомству с биографией автора, обзором его творчества, анализу нескольких произведений, ориентирована на изучение в течение 6-ти часов обучающимися 10-ых классов.
Материал, отобранный для изучения, помогает обучающимся раскрыть замысел писателя, расширяет знания обучающихся о понятии «лирический герой», его функциях и роли в произведении. Программа содержит многообразный познавательный материал теоретической и практической деятельности, рассчитана на выработку у обучающихся навыка анализа художественного текста.
|
|
Особенность и актуальность курса заключается в том, что материал отобран для практических и теоретических занятий согласно требованиям ФГОС. Умение анализировать текст произведения, давать характеристику персонажам, выявлять авторскую позицию необходимы обучающимся не только для успешной сдачи экзаменов, но и развития исследовательской компетенции. Отобранные материалы способствуют формированию эстетического вкуса обучающихся. Программа соответствует основным образовательным целям школы в развитии личностного и профильного направлений в обучении старшеклассников.
Цели для данного курса:
· способствовать формированию духовно развитой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к самобытной поэзии;
· развивать эмоционально-чувственный интеллект путём восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и интерпретации авторской позиции;
· формировать читательскую компетенцию, способствовать повышению интереса к чтению современной литературы;
· развивать устную и письменную речь учащихся;
· развивать навык анализа художественного произведения, навык работы с художественной деталью и образной системой;
· способствовать овладению ключевыми теоретико-литературными понятиями при анализе поэтического текста;
|
|
· развивать навык создания собственного текста (творческое письмо, мини-сочинение) по результатам восприятия и интерпретации поэтического произведения;
· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Формы обучения: лекция, практикум, проверочная работа, эссе, сочинение.
Методы обучения: метод творческого чтения, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный метод.
Приемы обучения: комментированное чтение, беседа, слово учителя; анализ текста художественного произведения; составление тезисов прочитанных статей учебника или критических статей, составление синхронистических статей; подготовка сочинений.
Принципы отбора материала: системность, практическая направленность, сознательность и прочность.
Общая характеристика элективного курса
Курс способствует развитию навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы путём изучения творчества современного уральского поэта Александра Кердана. Курс направлен на развитие исследовательской компетенции и творческих способностей, воспитание интереса к художественному творчеству и поэзии в частности.
Место курса в учебном плане ОУ
На изучение курса отводится 1 час в неделю (6 часов). Курс занимает центральное место в интеграции гуманитарных предметов с точки зрения развития общего уровня обучающегося, его нравственности, культуры. Кроме этого, курс учит воспринимать информацию на всех предметах, интерпретировать ее, понимать аспекты поднятых проблем.
4. Содержание учебного курса:
№ п/п | Содержание курса | Количество часов |
Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана | ||
1. | «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». | 1 |
2. | Тестовая работа: «Поэты современности». «А. Б. Кердан – поэт современности». | 1 |
3. | «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». | 1 |
4. | «Военная лирика А. Б. Кердана». | 1 |
5. | Прозаическое наследие А. Б. Кердана». | 1 |
6. | ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). | 1 |
ИТОГО: | 6 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В ходе изучения данного курса старшеклассник должен усвоить:
· сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;
· основные теоретико-литературные термины; основные направления современной литературы;
· определять идейно-тематические особенности художественного произведения;
· определять авторскую позицию в произведении;
· самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;
· аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный аппарат;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Используются следующие средства обучения: аудио- и видеотехника, электронные средства, словари и справочные материалы, сочинения и мемуары о писателях XXI в., тексты критических статей, репродукции картин, планы для написания сочинения и эссе.
Литература
1. Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. 562 с.
2. Кердан А. Б. Сибирский тракт: Стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1991. 80 с.
3. Кердан А. Б. Суд офицерской чести: Проза и публицистика. – Пермь:Кн.изд-во, 1991. 234 с.
4. Кердан А. Б. Лирика: Стихи и поэма. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. 80 с.
5. Кердан А.Б. Сочинения в трех томах. Т.1: Стихотворения, венок сонетов, поэмы, переводы. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. 448 с.