Особенности изучения биографии и творчества писателя в старших классах

Различные подходы к изучению биографии автора в полной мере могут реализовать основные задачи ее изучения. Знакомство с личностью писателя осуществляется на первых уроках. Именно страницы из биографической истории писателя или поэта формируют установку на изучение произведения, его глубокий анализ и целостное восприятие. Паршина С. Г. Подчёркивает актуальность изучения биографии создателя художественного текста в современной школе: «Внимание к человеку, к проявлению его возможностей свойственно нашему времени. В литературоведении, критике, среди читателей растет интерес к личности писателей. Жизнь требует полноценного изучения биографий писателей в школе. Помимо познавательного и воспитательного значений они являются ключом к пониманию произведений, созданных писателем»[33]. Действительно, задача учителя старших классов, в первую очередь, заключается в том, чтобы уроки по биографии писателя или поэта стали настоящей психологической и эстетической подготовкой̆ к изучению художественного текста. «Знакомство с биографией̆ должно происходить в единстве с обзором твор­чества, «ибо эстетическая задача при изучении биографии писателя состоит в том, чтобы увидеть, как жизнь воплощается художником в произведения искусства»[34], - как справедливо добавляет В. Г. Маранцман.  На наш взгляд, преимущество стоит отдать хронологическому пути изучения биографии, когда рассказ о жизненном пути поэта сопровождается обзор творчества на данном этапе. В таком случае (в отличие от пути предваряющего рассказа о жизни в отрыве от творческого развития) соблюдается принцип историзма. Таким образом, изучение биографии писателя – это своего рода рама жизни, в которую затем гармонично вписывается картина творчества поэта. Тогда анализ тематики и проблематики творчества будет подкреплён биографическими фактами и иметь более глубокий характер изучения.

Одними из наиболее важных аспектов изучении биографии и творчества писателя являются среда, окружение и эпоха. Все эти факторы определяют социальную обусловленность произведения. Такие исследователи как Н. И. Горобец и И. А. Новикова определили три основных направления при изучении биографии и творчества писателя:

1. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве.

2. Жизненный и творческий путь.

3. Очерк жизни и творчества.

Следует рассмотреть каждое из направлений.

Краткие сведения о писателе зачастую дают школьникам, когда изучаются фрагментарно зарубежное произведения (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10), либо одно из главных произведений в творчестве писателя. В основном такое направление указывает на важные и значимые события в жизни, которые повлияли на мировоззрение и на все творчество в целом.

Более детально стоит остановиться на жизненном этапе писателя, конкретно на периоде, в который было создано изучаемое произведение. Здесь необходимо обратиться к анализу и изучению художественного текста произведения, стоить отметить весомые аспекты влияния жизненных событий на творчество писателя.

Одним из самых распространенных видов - очерк жизни и творчества писателя как «целостный, законченный, с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно обобщаются основные факты жизни писателя, выделяются социально-индивидуальные черты его личности»[35], - отмечает В. Н. Дробот. Очерк демонстрирует многогранность личности писателя, приближает к текстуальному пониманию произведения. Несколько произведений в статье, очерке, монографической работе показывает эволюцию творчества писателя, его «зрелость таланта», расцвет творчества. Таким образом, ученики понимают, что биографические сведения характеризуют творческое начало автора, с другой стороны анализируемые произведения показывают в себе фактические события из жизни. Школьники приобщаются к размышлениям и переживаниям поэта, познают индивидуальный мир, представляют события, в котором автор был участником.

В. В. Голубков пишет, что «лекция о биографии писателя должна отразить:     

1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;

2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;

3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;

4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы»[36].

Монотонная лекция учителя может лишить урок занимательности и увлекательности. Учителю рекомендуется использовать разнообразные формы урока, чтобы урок наполняли яркость содержания, артистизм, тональность, выразительность, потому что «в рассказ о жизни писателя надо включить и живой диалог, и страницу воспоминаний, и отрывок из письма. Голос, выражение лица учителя, его глаза могут заставить зазвучать этот материал или лишить его притягательной силы. Нужно вжиться в строй мыслей и чувств писателя, чтобы передать в лекции задумчивость и восторг, тоску и вдохновение»[37], - добавляет В. Г. Маранцман.

Одним из известных приемов изучения биографии являются составление хронологической таблицы, конспект лекции учителя, викторины, лирические признания писателя. Стоит отметить о важности межпредметных связей. Уроки истории смогут дополнять биографию, рассказывать о социальном происходящем, об эпохи жизни писателя. Возможно, подключить кино, музыку, живопись для полного эмоционального воздействия.

Роль изучения биографии писателя помогает внеклассная работа в виде элективных курсов, посвященная анализу произведений литературы. Это и музыкальное сопровождение, читательские конференции, письма, дневники писателя и прочие средства.

В. В. Голубков предоставляет следующую классификацию наглядных средств:

- «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.;

- художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.;

- графические: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, а еще лучше — создание этих схем учителем в классе при активном участии школьников»[38].

При изучении биографии материал важно подкреплять чтением лирических произведений, имеющих прямое отношение к творчеству писателя, обращения к людям, которые могли оказать влияние на автора. Конкретизировать представление обучающихся об авторе помогает демонстрация изобразительного материала: портреты, таблицы, картосхемы, групповые фотографии, копии биографических документов.

Таким образов, изучение биографии писателя в старших классах — это один из ключевых структурных элементов исследования монографической темы. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Сегодня особенно возрастает методическая актуальность изучения биографии писателя. Возрастает интерес к духовным ценностям, которые так важно сохранить в современном обществе. Изучение биографии с грамотным использованием различных форм уроков и методов обучения открывает широкий спектр возможностей для духовного развития учащихся старших классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: