Место современной специальной психологии среди других наук

   Специальная психология опирается на общую психологию и педагогику, а также тесно связана с клинической психологией и патопсихологией. Вместе с тем специальная психология имеет свою специфику и не тождественна этим наукам. Так, патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, клиническая психология, изучает психологические факторы возникновения и течения болезни, влияние болезни на развитие личности, занимается психодиагностикой, психокоррекцией и псхопрофилактикой психических болезней и вызван­ных соматическими заболеваниями патологических изменений психики. Специальная психология в отличие от патопсихологии и клинической психологии имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отда­ленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате воздействия эндогенных и экзогенных патологических факторов.

  Кроме вышеуказанных дисциплин специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология.

     Для сурдопсихологии и тифлопсихологии важна взаимосвязь с отоларингологией (наукой о заболеваниях уха, горла, носа) и офтальмологией (наукой о заболеваниях органов зрения). Кроме того, специальная психология соприкасается с невропатологией (наукой об органических и функциональных болезнях нервной системы), патоанатомией (наукой, изучающей отклонения в строении организма), генетикой (наукой о законах наследственности и наследственных заболеваниях), детской психиатрией (наукой, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте).

 

Первичный дефект и вторичные отклонения

     Психическое развитие детей с различными нарушениями — это своеобразный путь развития, совершающийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с дефектом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят психическое развитие ребенка в целом. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодей­ствии с окружающим миром, у них возникают характерные особенности разви­тия личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие «структура дефекта», введенное Л. С. Выготским. Изучая такие дефекты, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отмечал, что причи­ны, их вызывающие, ведут к возникновению основ­ного (биологического) нарушения в сфере психической деятельности, которое оп­ределяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушени­ем при глухоте является грубое нарушение или отсутствие слухового восприятия, при слепоте – выключение или резко выраженная не­достаточность зрительного восприятия, при умственной отсталости — нарушения в интеллектуальной деятельности (т.е. прежде всего недостатки мышления). Пер­вичный дефект приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления: все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения. Так, при глухоте вторич­ным дефектом выступает нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это про­исходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение рече­вого развития в свою очередь отрицательно сказывается на разви­тии восприятия и мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, которые приводят к проблемам во взаимодействии с окружающим миром и как следствие – ущербной дезадаптированной личности. Вторичные отклонения имеют, как правило, системный характер, меняют всю структуру межфунциональных взаимодействий, причем, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. Вторичные отклонения являются основными объектами психоло-педагогической коррекции. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками в развитии, в частности слуха, автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а требуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

 

Вопросы к практическому занятию:

· Охарактеризуйте предмет и задачи специальной психологии и проведите сравнительную характеристику специальной психологии как науки с дефектологией и логопелией.

· Какие методы использует специальная психология и в чём заключается специфика их применения?

· Раскройте сущность каждого вида дизонтогенеза

· Раскройте понятия первичного дефекта и вторичных нарушений

 

Литература ЭСБ Лань

1. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии: учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск: РИПО, 2017. — 223 с. — ISBN 978-985-503-718-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131949 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

2. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию: учебное пособие / З. В. Поливара. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 271 с. — ISBN 978-5-9765-1666-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119417 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

3. Специальная психология: учебное пособие / под редакцией Е. С. Слепович, А. М. Полякова. — Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 511 с. — ISBN 978-985-06-2186-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65323 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: