Первым ученым, который систематизировал основы государственной бюрократии, считают Макса Вебера. Он полагал идеальным такое государственное управление, которое построено на принципах бюрократической иерархии – авторитарная власть начальника, принимающего и контролирующего решения и, распоряжение подчиненными. Государственные служащие, по его мнению, должны быть высококвалифицированными специалистами, обладающие корпоративным духом и сословной честью, что гарантирует их неподкупность. Он разделял точку зрения Вудро Вильсона о том, что профессией чиновника не должна быть политика. Чиновнику следует точно и добросовестно выполнять приказ политика, под его ответственность. Разработанные М. Вебером принципы бюрократии [2] универсальны и могут применяться в различных странах.
Анализ Вебера был основан на бюрократической модели Германии, но разработанные им принципы достаточно универсальны и могут быть применены повсеместно.
Основные принципы рациональной бюрократической организации, согласно Веберу, таковы:
|
|
1) административные учреждения организованы иерархически;
2) каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;
3) гражданские служащие назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах или по результатам экзаменов;
4) гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;
5) для гражданского служащего его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;
6) служащий не владеет учреждением, в котором работает;
7) служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;
8) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.
Вебер понимал, что в правовом государстве, построенном по принципу разделения властей, исполнительная власть призвана осуществлять основные политические решения, принятые властью законодательной. При этом правительство выполняет функцию по принятию политических решений и руководству государством, а администрация реализует эти решения в политической практике. Сословная сплоченность бюрократии, по мнению Вебера, вытекает из ее фактически властного положения по отношению к «нивелированному» подчиненному большинству населения и характеризуется следующими чертами:
- повышенной социальной оценкой «чина», защищенного административными и уголовными нормами;
- построением ранговой иерархии на принципах «назначаемости» (в противовес принципу выборности);
- пожизненным статусом «чина» и «службы»;
- регулярным денежным вознаграждением в соответствии с рангом;
|
|
- карьерным принципом перемещения в ранговой иерархии.
Властное положение бюрократии основывается также на владении техникой управления, содержание которой имеет два основных аспекта: во-первых, специальные знания, полученные профессиональными государственными служащими в результате подготовки в соответствующих областях государственного управления; во-вторых, знания правил бюрократического процесса в самих ведомствах. Бюрократия стремится монополизировать технику управления, используя для этого такие приемы, как засекречивание информации, защита «служебной тайны» и т.п.
Идеальным Вебер считал государственное управление, построенное на жестких бюрократических принципах: авторитарная власть руководителя, который принимает решения, отдает распоряжения подчиненным и контролирует их исполнение. При этом задача служащих государственной администрации заключается только в том, чтобы применять управленческие принципы к конкретным ситуациям, для чего и разрабатываются определенные правила государственного администрирования.
Вебер представлял профессиональных государственных служащих как высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. Вебер также считал, что подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым «политическим» управленческим чиновникам.
Идеи М. Вебера и В. Вильсона оказали значительное воздействие на становление теории государственного управления как дисциплины специализации. В их работах были сформулированы три основополагающие идеи научной теории государственного управления:
- государственное управление делится на две основные сферы - политическое и административное управление;
- аппарат административного управления находится в подчинении у политического руководства;
- кандидаты на политические должности избираются или назначаются на короткий период времени, а все государственные служащие, аппаратные работники должны отбираться на основе системы профессиональных оценок и служить на постоянной основе (принцип пожизненного найма).
Концепция разделения государственного управления на политическое руководство и государственную службу (административно-государственное управление) была положена в основу классической теории государственного управления и получила широкое признание в мире.
В странах Запада это привело к развитию сразу двух наук – теории административно-государственного управления (public administration) как менеджмента в государственных организациях и теории политического управления в рамках политической науки (political science).