Предпосылки возникновения молодежной субкультуры

 

Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов.

- отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (реакция эмансипации и негативизма);

 

- попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

 

- поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (реакция группировки).

 

Практика показывает, что «субкультурные» группы пополняются за счет подростков из достаточно благополучных, состоятельных и очень состоятельных семей. Когда с возмужавшим подростком обходятся как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной организации (группе равных), где начинает отрабатывать социальную роль «не маменькиного сынка». В таком случае молодежная субкультура превращается для подростка в игру, отсутствие которой у некоторых в молодости оборачивается порой неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» (в положительном смысле этих понятий) во взрослом состоянии.

 

Другой вариант сбоя социализирующей функции семьи возникает во внешне благополучных семьях, в которых родители полностью заняты либо работой (зарабатыванием денег), либо собой, у них совсем не остается времени на собственного ребенка.

 

Какие ситуации в школе могут толкнуть подростка в неформальную группировку, к молодежной субкультуре?

 

Первая – нет контакта с учителем, вторая – проблемы с коллективом класса. Мы имеем дело с предвзятым отношение учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношениях к этому ученику одноклассников. Такое отношение может быть заслуженным или незаслуженным, подросток может реагировать на такую ситуацию по-разному; одноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, и нейтральную.

 

Уйти в неформалы молодых людей побуждает внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры. Почти каждый восьмой подросток пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества. У него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуру, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимает ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

 

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.

 

Профилактика экстремизма среди детей и подростков.

 

Этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний». Экстремистская деятельность (экстремизм) - это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

 

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.


Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремистских и террористических организаций.


К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

· это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.,

· это нарастание социальной напряженности,

· это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей,

· это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

 



Виды экстремизма.

 

Примером национального экстремизма является движение скинхедов. Это одно из самых распространенных националистических движений, которое зародилось в Англии в 60-е годы. Дословный перевод названия этого течения обозначает – «бритая голова». Первыми представителями этого движения были молодые люди из рабочих кварталов Лондона, представители тяжелого физического труда, которые первоначально выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. А в 70 – е годы скинхеды уже выступали с идеей «расовой чистоты» и «отъема рабочих мест у понаехавших эмигрантов». Это движение очень быстро получило поддержку в других странах мира. С середины 90-х годов Россию охватило движение «скинов», которое существует по сегодняшний день. Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.


Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

 

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал – большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов.

 

По данным Московского бюро по правам человека, в 2010 г. наиболее неблагополучными с точки зрения экстремистских проявлений в РФ являлись: Москва и Московская область, Ингушетия, Санкт-Петербург, Калмыкия, Нижегородская область и Ростов-на-Дону. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет. Около 98 тысяч молодых людей участвовали в деятельности различных экстремистских группировок. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь. Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;

3)проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде;

4) воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств;

5) увеличение количества занимающихся в отделениях доп. образования.

 

 

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями так естественные для данного возраста. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделиться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим о концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д. Социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «т.н. нормальные» подростки, а такие же, как они «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединиться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

 

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: