Можно различать следующие средства обучения:
· по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и схематический их показ);
· по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которое рассчитан этот материал;
· по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления, картина, диакадр, кинолента);
· по организационным формам работы с ним (фронтальная на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).
Наиболее часто используемый классификационный признак технических средств обучения (ТСО) — по видам восприятия.
· экранные средства обучения (ЭС),
· звуковые средства обучения (ЗС)
· экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС).
Средства, основанные на компьютерных технологиях (средства информационных и коммуникационных технологий — ИКТ), выделяются особо, поскольку имеют специфические свойства по сравнению с другими средствами обучения.
|
|
Типология средств обучения.
Экранные средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд).
· Учебные диапозитивы — серия изображений, предназначенных для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим способом на прозрачном материале (стекло, пленка). Проецируют их на плоскость с помощью диапроектора или рассматривают на просвет.
· Транспаранты — изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическими и фотографическими способами. Различают транспаранты, состоящие из одного кадра и 2—6 накладывающихся кадров. Демонстрируют транспаранты с помощью графопроектора.
· Эпиобъекты — изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты и пр.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отображенном свете.
· Учебные диафильмы — серии изображений, полученных фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности.
Звуковые средства обучения включают радиопередачи и звукозаписи различного типа (магнитные записи, грампластинки).
Экранно-звуковые средства обучения:
· Кинопособие — это позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным звуковым сопровождением. Фонд учебных кинопособий состоит из кинофильмов, кинофрагментов и кинокольцовок.
· Видеозаписи — это зафиксированные на специальной магнитной ленте при помощи видеомагнитофона и телевизионной камеры изображение и звук, которые могут быть воспроизведены на телевизионном экране.