Под комплексом средств обучения понимают их совокупность, необходимую и достаточную для изучения какой-либо темы учебной программы.
Комплекс характеризуется определенной структурой, то есть последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будут проводиться занятия.
В каждом комплексе можно выделить главный, доминирующий компонент, с которым связаны в той или иной последовательности другие средства обучения, причем все они должны быть согласованными, дополняющими друг друга.
Разработка комплекса средств обучения по отдельному вопросу программы состоит из следующих операций:
1. Определение задач обучения и воспитания при изучении данного вопроса.
2. Определение характера и объема знаний, которые должны усвоить учащиеся по учебнику.
3. Учет предшествующего познавательного опыта учеников.
|
|
4. Элементарный анализ содержания знания (используется прежде всего учебник).
5. Определение последовательности передачи знаний, формирование умений и навыков.
6. Формирование шагов перехода от незнания к знанию.
7. Методическая разработка каждого шага:
· моделирование познавательной деятельности учащихся;
· проектирование методов обучения;
· проектирование способов осуществления обратной связи и коррекции недостатков;
· определение состава и характера средств обучения.
8. Разработка способов систематизации, закрепления, применения и проверки знаний, приобретенных при осуществлении всех шагов, и определение необходимых для этого средств обучения.
9. Составление номенклатуры средств обучения для изучения данного вопроса.
Лекция №8. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ.
Программное обеспечение по курсу информатики.
В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:
· программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств (или их фрагментов) учебного назначения для конкретных педагогических целей;
|
|
· объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы);
· средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.
· программное обеспечение учебного демонстрационного оборудования, (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, цифровые камеры, демонстрационные доски, проекторы и т.д.);
Функциональное назначение средств вычислительной техники и программного обеспечения (ПО) в сфере образования начинает рассматриваться в более широком диапазоне применений:
· как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;
· для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами;
· для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникации;
· для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием;
· для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и мультимедиа-средств;
· для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
· для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием;
· для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения, связанных с этим научно-исследовательских работ.
Программное обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен включать:
· системное ПО (операционная система, операционные оболочки, сетевое ПО, антивирусные средства, средства резервного копирования и восстановления информации и т.п.);
· ПО базовых информационных технологий (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, системы компьютерной графики и системы подготовки компьютерных презентаций, телекоммуникационное ПО и др.);
· инструментальное ПО общего назначения;
· ПО учебного назначения (рекомендуются к применению при наличии сертификата Министерства образования РФ);
· ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения.