Оборудование школьного кабинета информатики
Введение в учебный план средней школы нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. Очевидно, что эта проблема, вытекая из общей задачи компьютеризации образования, имеет более широкое значение, чем обеспечение преподавания нового учебного курса, так как предусматривает в конечном итоге также и интересы преподавания всех школьных дисциплин, постановки всего школьного дела.
Способ технического решения этой же задачи — оборудование в школах кабинетов, оснащенных комплексами учебной вычислительной техники (КУВТ) на базе персональных ЭВМ, включенных в глобальные сети. Как видим, именно этот путь в условиях все более широкого распространения компьютерной коммуникации сохраняется как генеральный путь компьютеризации сферы образования.
Кабинет вычислительной техники — это учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащенное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся, других форм внеклассной работы в школе.
|
|
Кабинет вычислительной техники (КВТ) — это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, межшкольного учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий.
Построение и применение КУВТ должно вестись в соответствии со следующими принципами:
· адаптивности — способности непрерывного изменения и адаптации к изменяющимся условиям и предъявляемым к ней требованиям;
· интегрированности — полноты охвата решаемых задач, учета их внутренней структуры и взаимосвязей между их составными частями;
· унифицированности — обеспечения единства взглядов на содержание процесса обработки и обмена информацией со стороны всех его участников, а также единства внутренних и внешних интерфейсов;
|
|
· распределенности — временного и пространственного распределения выполняемых функций между компонентами вычислительной техники, размещенными на взаимосвязанных вычислительных ресурсах;
· персонализации — возможности удовлетворения требований конкретного пользователя.
Средства вычислительной техники в образовании должны быть рассчитаны на эксплуатацию в течение не менее 5 лет с момента приобретения. Поэтому приобретение морально устаревшего оборудования представляется недопустимым, что необходимо учитывать при покупке уже эксплуатировавшихся компьютеров и программного обеспечения.
В КВТ проводятся:
· занятия по ОИВТ и отдельным общеобразовательным учебным предметам с использованием электронно-вычислительной техники, кинофильмов, диапозитивов, таблиц и других учебно-наглядных пособий;
· составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий;
· внеклассные и факультативные занятия по ОИВТ;
· экспериментальные уроки и практические занятия.
Дидактические и учебно-наглядные пособия КВТ включают:
· задания для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся на компьютерах;
· комплект научно-популярной, справочной и методической литературы;
· набор лучших компьютерных программ, созданных учащимися;
кроме того, в кабинете должны быть:
· журнал инструктажа учащихся по охране труда;
· журнал отказов машин и их ремонта;
· инвентарная книга для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования;
· аптечка первой помощи;
· средства пожаротушения.
Расстановка рабочих мест учащихся в КВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту ученика. Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда, является периметральная расстановка.
Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать:
· набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов;
· заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;
· комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;
· журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
· журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;
· журналом сведений об отказах ПЭВМ и их ремонте;
· стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ учащихся;
· аптечкой первой помощи;
· средствами пожаротушения;
· инвентарной книгой учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.
При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ.
Обратим внимание только на некоторые положения этого документа. Согласно Сан ПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах продолжительность работы не должна превышать 6 часов день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся зависит от их возраста, но не должно превышать:
|
|
· для учащихся I кл. (6 лет) — 10 мин;
· для учащихся II—V кл. — 15 мин;
· для учащихся VI—VII кл. — 20 мин;
· для учащихся VIII—IX кл. — 25 мин;
· для учащихся X—XI кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.
После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.