Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на основном этапе

Основной этап составления библиограф ического пособия включает два подэпапа: аналитический и синтетический.

Аналитический подэтап предполагает:

- общий библиографический анализ документов;

- уточнение библиографических описаний;

- аннотирование или реферирование;

- индексирование, предметизацию;

- окончательное оформление библиографической записи.

Общий библиографический анализ документов предполагает ознакомление библиографа с содержанием и формой документов, оценку их научной новизны и значимости, типологических, стилевых и жанровых особенностей, целевого и читательского назначения, уровня художественного оформления, полиграфических и издательских особенностей.

При анализе документа изучается титульный лист, аннотация, издательские сведения, оглавление (содержание), вступительная статья, примечания и комментарии. При необходимости производится полное или выборочное ознакомление с текстом документа. Для более объективной оценки значимости документа изучаются рецензии на него, критические статьи, отзывы, справочники, биографические статьи, посвященные автору докумен та, и пр.

Уточнение библиографических описаний — процесс, начало которому фактически было положено на этапе выявления документов из основных и дополнительных источников. На данном этапе происходит проверка правильности составления библиографических описаний в традиционной либо машиночитаемой форме и сверка их с оригиналом, если сведения были заимствованы из вторичных источников информации.

Аннотирование или реферирование — процессы, направленные на расширение и углубление содержательной характеристики документа, содержащейся в библиографическом описании.[1]

Окончательное оформление библиографической записи является завершающей операцией, объединяющей все предшествующие операции данного подэтапа. Структура библиографической записи зависит в конечном счете от целевого читательского назначения, жанровых, видовых и других особенностей составляемого пособия.

Синтетический подэтап включает:

- отбор документов;

- группировку библиографических записей.

Отбор документов — один из важнейших процессов библиографирования. В данном случае под отбором понимается ограничение массива включаемой в пособие информации в соответствии с намеченными критериями.

Ограничительный отбор служит средством реализации поисковой и коммуникативной функций библиографической информации. Критерии отбора могут быть пространственными (фонд одной или ряда библиотек, ассортимент издательской продукции), формально-издательскими (вид издания, тираж, объем, способ печати), хронологическими (учётный период, время создания документа), территориальными, языковыми, авторскими и др. Как правило, во многих пособиях формальные критерии отбора используются в различных сочетаниях.

Содержательный отбор также не касается качественной оценки документа библиографом. В отличие от ограничительного, содержательный отбор требует от библиографа достаточно глубоких знаний отрасли или предмета и носит более активный характер по отношению к потребителям информации.

Качественный отбор служит средством реализации оценочной функции библиографической информации и предполагает исключение документом, не соответствующих целевому и читательскому назначению готовящегося пособия.

В библиографической практике, как правило, охарактеризованные выше методы отбора используются в сочетании друг с другом, и при этом один из них ни мнется основным, а остальные — дополнительными, сопутствующими.

Группировка библиографических записей завершает синтетический подэтап библиографирования. Группировка позволяет ориентироваться в материале, устанавливает взаимосвязи между библиографическими записями. Выделяются три основные операции:

- разделение отобранного массива библиографических записей на определенные группы по избранному признаку;

- определение последовательности разделов, подразделов, рубрик, подрубрик;

- распределение записей внутри последнего деления по заранее выбранному способу расположения.

Основными способами группировки являются формальный, содержательный и рекомендательный.

Формальная группировк а (по алфавиту авторов и заглавий документов, по виду изданий, по месту издания, хронологии, языку, месту хранения, формату и т.д.) обеспечивает поиск конкретных документов по их внешним признакам. При формальной группировке не затрагивается  содержание документов.

Содержательная группировка предполагает обращение библиографа к аннотации (реферату) и распределение материала по темам (вопросам), отраженным в документах. При этом различают систематическую, тематическую и предметную группировки.

При систематической группировке материал располагается по определенной схеме классификации (ББК, УДК, по другим универсальным классификациям, чаще всего — отраслевым научным классификациям). Такие группировки отличаются стабильностью, логичностью, последовательностью, обозримостью, высокой степенью апробации.

Близкая к ней тематическая группировка предполагает большую или меньшую детализацию разделов и подразделов, возможность изменять их последовательность. Как правило, тематическая группировка используется в пособиях комплексной тематики либо в пособиях по новым научным направлениям, не имеющим устоявшейся схемы классификации.

При предметной группировке записи располагают в алфавите наименований предметных рубрик, что позволяет быстро находить материал по конкретным, узким вопросам. Алфавитно-предметное расположение приводит к тому, что документы по близким или смежным темам, близкие по содержанию, оказываются разнесенными по разным рубрикам пособия. При этом приходится прибегать к значительному количеству ссылок и отсылок или дублированию материала.

Рекомендательная группировка ориентирована на оказание консультационной помощи читателю и существует в различных вариантах — от  общего к частному или от простого к сложному. На этом этапе возможна значительная степень субъективизма, которая тем меньше, чем выше профессиональный уровень библиографа. Во многих случаях при такой группировке составители проводят консультирование со специалистами-консультантами, что снижает субъективизм в оценке документом

Как правило, в большинстве пособий используется сложная группировка материала, основанная на сочетании нескольких вариантов — например по разделам, подразделам, рубрикам и подрубрикам, а в пределах последнего деления — по заранее выбранной формальной группировке (в алфавите ин торов, в прямой или обратной хронологии и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: