Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на подготовительном этапе

ЛЕКЦИЯ № 5.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

План лекции

1. Общие положения

2. Этапы составления библиографических пособий

2.1. Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на подготовительном этапе

2.2. Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на основном этапе

2.3. Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на заключительном этапе

 

Общие положения

Составление библиографических пособий — одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. При этом объем работы по созданию библиографических пособий находится и прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки и ее величины: чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении. Вне зависимости от видов библиографических пособий процесс их создания имеет некие общие основополагающие моменты, связанные с определением, типологией, предъявляемыми требованиями и основаниями необходимости их составления.

Создание библиографических указателей, списков, обзоров и картотек предполагает обязательное использование предшествующего опыта и методических решений. В основе составления любого библиографического пособия лежат общие методы библиографирования, образующие некую модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее существенных и типичных черт создаваемого пособия. Для «доведения» пособия до нужного уровня необходимы специфические приемы библиографирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом, целевым и читательским назначением. Это достигается путем использования частных методик библиографирования. Освоение общей и частной методик библиографирования — одно из главных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке библиографа.

Этапы составления библиографических пособий

Составление библиографических пособий складывается из подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного этапов. При создании библиографических пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.

Последовательность и содержание процессов составления библиографических пособий на подготовительном этапе

Подготовительный этап составления библиографического пособия включает:

- выбор и изучение темы;

- разработку плана-проспекта;

- выявление документов по теме пособия.

Выбор и изучение темы определяются прежде всего актуальностью и социально-общественной значимостью будущего пособия, потребностями читателей в литературе по конкретной теме, возможностями библиографирующего учреждения, отсутствием готовой библиографической продукции по указанной теме. В этом помогает наличие сводных координационных планов создания библиографической продукции, детальное ознакомление с текущими и перспективными планами смежных библиографирующих учреждений. Существенную помощь могут оказывать планы-проспекты издательской деятельности учреждений, осуществляющих библиографирование, либо выявление подобных сведений на их электронных страницах в Интернете. Прежде всего выбор темы пособия определяется на основе изучения читательского спроса и проведения мониторинга информационных потребностей. Немалую значимость приобретает ознакомление с указателями библиографических пособий в любой форме, что позволяет определить библиографическую обеспеченность темы, принять объективное решение о правомерности создания данного пособия, учесть и использовать имеющийся опыт библиографирования.

Разработка плана-проспекта необходима прежде всего при подготовке крупных по объему и сложных по структуре библиографических пособии План-проспект содержит обоснование актуальности и новизны темы, определение целевого и читательского назначения будущего пособия. В соответствии с ними устанавливаются принципы отбора литературы, тематические границы посо бия. Тематические границы пособия определяются основной идеей, которую должна раскрыть совокупность спи бранных документов. Отбор осуществляется в установленных хронологических границах (рамках) учетного периода, под которыми следует пони мать годы издания (создания) документов.

Установление хронологических границ при составлении ретроспективных указателей, текущих пособий и рекомендательных пособий принципиально различно. Для «капитальных» указателей исходной точкой может служить период (дата) возникновения самой темы, наличие «библиографических белых пятен», верхняя хронологическая граница предыдущих пособий и т Хронологические границы текущих пособий определяются периодичностью их подготовки (издания).

В рекомендательных (популярных) пособиях понятие «учетный период» весьма размыто, поскольку их задача — предоставить пользователям сведения о наиболее ценных и актуальных документах. Как правило, под этим подразумевается документопоток за последние годы.

В плане-проспекте обязательно оговариваются виды включаемых документов, территориальные и языковые границы отбора документов. Оговаривается структура библиографической записи.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки документов. При этом не только отмечается способ группировки (систематическая, предмет; тематическая, алфавитная, хронологическая или их комбинация), но и приводится его структура: перечень основных рубрик, подрубрик и состав справочного аппарата пособия (наличие вспомогательных указателей, приложений, введения, предисловия). При разработке схемы пособий используется структура самой отрасли знания.

В плане-проспекте определяется также условный предполагаемый объем пособия, основные этапы его создания, круг участников-составителей и консультантов и их обязанности, сроки завершения работы. При возможности публикации пособия оговариваются способ печати, вопросы оформления и тираж.

Выявление документов по теме пособия. Основная задача на этапе составления плана-проспекта состоит в максимально полном выявлении документов. Результатом этой деятельности является создание массива библиографических записей по теме пособия — это начальная «синтезирующая» операция, предваряющая глубокий содержательный анализ документов.

Выявлению массива документов предшествует определение круга основных и дополнительных источников информации. В ходе обследования источников их круг может быть расширен за счет привлечения изданий смежной тематики. Особую значимость в этих случаях приобретают такие источники дополнительной информации, как монографии, прикнижные и пристатейные библиографические списки, историографические обзоры по теме пособия. Во всех случаях необходимо оптимальное сочетание источников вторичной информации (библиографических пособий, указателей содержания) и источников первичной информации (периодических изданий соответствующей отрасли или тематики, хрестоматий, антологий, сборников, трудов конференций или учреждений соответствующего профиля и т. д.).

При подготовке рекомендательных библиографических пособий в качестве основных источников используются, как правило, популярные библиографические пособия и небольшой круг основных периодических издание по теме пособия, государственные библиографические указатели, каталоги и картотеки библиотек и другие источники используются как дополнительные.

Библиотечные каталоги и библиографические картотеки служат основными источниками выявления документов при создании пособий так называемых «малых форм» (кратких списков, планов чтения, памяток, заклали* библиографических листков и т. п.), рассчитанных на пользователей лай ной конкретной библиотеки.

Определив круг основных и дополнительных источников, составители устанавливают очередность их просмотра. Как правило, действует следующая очередность просмотра источников: сначала анализируют основные источники вторичной информации, затем дополнительные источники вторичной информации, после чего — основные, а затем дополнительные источники первичной информации.

Источники текущей библиографической информации обследуют в обратной хронологической последовательности, что позволяет выявить в первую очередь наиболее актуальные документы по теме.

Упорядочение выявленных источников. На данном этапе подготовки библиографического пособия составителями создаются две картотеки: служебная контрольная и картотека основного массива документов. В служебной контрольной картотеке отражаются все обследованные источники информации вне зависимости от того, полезными они оказались дли выявления необходимых сведений о документах или нет, и указываются способ просмотра и соответствующие разделы. Контрольная картотека дает представление обо всем круге обследованных источников и уровне их изучения По завершении создания пособия на ее основе составляется «Список просмотренных (обследованных) источников», что дает представление об информационной базе готового пособия.

Организация выявленных документов по теме пособия этого массива может быть на данном этапе различной: алфавитной (по именам авторов и заглавиям документов) или по основной схеме будущего пособия (при этом легко судить о наполнении отдельных рубрик и необходимости привлекать дополнительные источники информации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: