Психоаналитическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда

Лекция №9: «Психология кризисных состояний».

 

КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ - психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации. Характеризуется чувством беспокойства, тревоги различной интенсивности; фиксацией на психотравмирующей ситуации; переживаниями собственной несостоятельности, беспомощности, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего; выраженными затруднениями в планировании деятельности. Является одним из основных и непосредственных условий суицидогенеза.

Выделяют следующие стадии кризисного состояния:

- "психического шока": период дезорганизации психической деятельности длительностью до трех суток с момента получения психотравмы;

- период "проживания" психотравмы длительностью от суток до двух недель;

- демобилизации; период полного осознания создавшейся ситуации, ее безысходности (невозможности восполнения потери и т. д.)) что часто служит триггером формирования депрессивных расстройств длительностью от нескольких суток до 3-4 недель;

- адаптации ("принятия" создавшейся ситуации): период рационализации психотравмы, включения ее (или ее последствий) во внутриличностную картину мира, а также разрешения психотравмирующей ситуации длительностью в 3-4 недели;

- восстановления: период нормализации психической деятельности длительностью до нескольких месяцев.

Наиболее суицидоопасными являются стадии дезорганизации и демобилизации.

Процесс психологической помощи людям в кризисном состоянии.

Процесс оказания психологической помощи начинается со встречи. Именно первые 4 минуты трудны для обоих партнеров, именно за это время происходит выработка неосознаваемых, но важных в дальнейшем решений, относительно партнера, оценки его личности и прогнозированию дальнейших отношений. Как показывает опыт, физически привлекательные психологи клиентами воспринимаются более положительно. Люди также склонны доверять больше профессионалам, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) сходны с их собственными. Многие люди также обращают внимание на степень соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии» и т.п.).

В задачи начальной консультационной беседы входит: расположение клиента к себе и снятие напряжения, установление контакта, поощрение обсуждения проблематики клиента, предоставление необходимой информации о себе и своем профессиональном статусе.

Среди коммуникативных техник, призванных облегчить протекание первой встречи, можно выделить: молчание (наиболее тягостная вещь для неопытного специалиста, но оно порой помогает клиенту осмыслить свои проблемы и немного успокоиться), эмпатическое слушание (психолог внимательно слушает клиента, выражая вербально и невербально свое согласие и поддержку мыслям и чувствам клиента), прояснение и интерпретация (раскрытие для клиента смысла его собственных действий), самораскрытие (подтверждение переживаний клиента собственными, в этой технике начинающему психологу важно не переусердствовать), конфронтация (обнажение противоречий), подведение итогов (наиболее предпочитаемая техника завершения первой встречи).

Поэтапность оказания психологической помощи людям в кризисном состоянии.

 

Процесс психологической коррекции, даже если он занимает всего один сеанс, насчитывает несколько этапов:

1. Начальный этап. Вхождение в ситуацию психологической помощи. Сюда входит ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений. Принятие решения о прохождении соответствующего курса консультирования или терапии. Определение места, времени и порядка проведения сеансов и порядок оплаты.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи. Часто эта работа связана с осознанием клиентом реальных причин его переживаний, переживанием и проработкой негативного прошлого опыта (иногда методами инсайта и катарсиса), прорабатыванием и символическим удовлетворением тех или иных фрустрированных потребностей, анализом при необходимости явлений переноса и контрпереноса.

3. Этап вхождения в новый опыт. Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения клиента к новому способу проживания жизни. Задачи психолога: выработка программы положительного будущего у клиента, эмоциональная и экзистенциальная поддержка личностных и поведенческих изменений клиента.

4. Этап вхождения клиента, обогащенного новым опытом, в повседневную жизнь. При длительной психотерапии это достаточно трудный этап, для клиента – это прекращение эмоционально насыщенных отношений с психологом и вхождение в «реальную жизнь», где у человека порой нет никакой поддержки. Освободить жизненной пространство клиента от себя – одна из профессионально важных задач для психолога на этом этапе.

Практика отечественных специалистов свидетельствует, что в наших условиях процесс психологической коррекции занимает от 1 до 40 часов.

 

Психоаналитическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда.

Большинство нервных и психических расстройств обусловлены конфликтами между Я, ОНО и СВЕРХ-Я. Это всевозможные конфликты между безусловным «хочу» нашего подсознания, жаждущего удовлетворения своих основных инстинктов; реальностью, осознаваемой нашим Я, которая существует далеко не только для нашего удовольствия (хочу, но не могу - конфликт); и Сверх-Я, нашими моральными и нравственными ограничениями (хочу, но это нехорошо, некрасиво, стыдно - конфликт).

Психотеника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.

Метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в полулежачем или лежачем положении, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами терапевта.

Толкование сновидений хорошо отражено в популярной работе З. Фрейда с одноименным названием. При толковании сновидений большую роль играет знание психологом скрытого значения символики сновидений (преимущественно сексуального характера), а также свободные ассоциации, подбираемые клиентом к содержанию сна, и которые раскрывают подлинный смысл его переживаний.

Интерпретация – толкование, объяснение клиенту того, что с ним происходит. В психоанализе важно не само по себе знание (например, сообщенное психологом клиенту), а самостоятельное осознание этого факта клиентом, как реальности своей жизни. Поэтому интерпретация психолога должна заключаться не в том, чтобы рассказать клиенту почему и отчего это с ним происходит, а ненавязчиво подталкивать его к самостоятельному формулированию причин своих проблем.

Анализ сопротивлений. Эго клиента сопротивляется знанию реальных причин своих проблем, потому что по каким-то причинам находит их неприемлемыми для себя. Поэтому человек часто защищается от этой информации с помощью какого-либо защитного механизма (рационализации, отрицания, регрессии, вытеснения, проекции, интроекции, замещения, сублимации и т.д.). приведем несколько примеров защит. Рационализация – человек объясняет свои действия более привлекательными причинами, мать, испытывающая патологический страх за своего ребенка, объясняет это беззащитностью ребенка, плохими друзьями; хотя на самом деле причина ее страха залегает глубже и связана с комплексом вины за то, что во время ношения плода она делала попытки прервать беременность (убить своего ребенка).




double arrow
Сейчас читают про: