- Ознакомиться с паспортными данными исследуемого двигателя постоянного тока и занести в табл. 1.
Таблица 1
Тип двигателя | Номинальные значения | ||||
__________ | Мощность, Вт | Напряжение, В | Ток, А | Частота вращения, об/мин | КПД, % |
|
- Ознакомиться с лабораторной установкой (рис. 1).
- Подготовить установку для пробного пуска двигателя. Для этого потенциометр RP3 установить в крайнее левое положение (Rрд=0), тумблер SA9 в верхнюю позицию (пусковое сопротивление Rп введено).
- После проверки преподавателем цепи провести пробный пуск двигателя, для этого включить автоматический выключатель QF на кожухе блока и выключатель SA8 двигателя постоянного тока. При пуске обратить внимание на величину пускового тока. После пуска двигателя перевести тумблер SA9 в нижнюю позицию, исключив тем самым пусковое сопротивление Rп из цепи якоря. Выключить двигатель (выключатель SA8). Установить переключатель SA9 в верхнюю позицию.
5. Снять регулировочную характеристику при холостом ходе двигателя. Для этого запустить двигатель. После пуска двигателя исключить пусковое сопротивление Rп из цепи якоря (перевести переключатель SA9 в нижнюю позицию). Измерить фототахометром частоту вращения двигателя. Затем постепенно уменьшать ток возбуждения IВ с помощью потенциометра RP3, не допуская значительного повышения скорости относительно исходной. При каждом измерении тока возбуждения IВ измерять фототахометром частоту вращения двигателя n. Результаты измерений записать в табл. 2. По полученным данным построить регулировочную характеристику n = f(IB). Отключить электропитание. Объяснить, почему при изменении величины тока возбуждения IВ изменяется частота вращения двигателя n.
|
|
Таблица 2
IB, A | |||||
n, об/мин |
- Для снятия механической характеристики и рабочих характеристик двигателя собрать схему нагрузочного генератора постоянного тока с независимым возбуждением (рис. 2). Переключатель SA11 установить в позицию «О» (регулировочное сопротивление Rрг =0), переключатель SA12 также установить в позицию «0» (нагрузочное сопротивление Rн =∞). Для измерения напряжения на якоре двигателя использовать цифровой вольтметр в режиме измерения постоянного напряжения (тумблер SA7 в позиции «=»). Предоставить цепь для проверки преподавателю.
- Пустить в ход двигатель (выключатель SA8) и вывести из цепи якоря пусковое сопротивление Rп тумблером SA9. Произвести первый отсчет, измерив величины, указанные в табл. 3. Затем, пользуясь нагрузочным генератором, изменять тормозной момент Мт на валу двигателя. Для этого изменять величину сопротивления нагрузки генератора Rн с помощью переключателя SA12. При каждом положении переключателя SA12 измерять напряжение якоря двигателя U, ток якоря генератора Iяг и якоря двигателя IЯ, ток возбуждения двигателя IB и частоту вращения якоря двигателя n. Результаты измерений записать в табл. 4. Выключить электропитание генератора и двигателя.
Таблица 3
|
|
Измерено | Вычислено | ||||||||
генератор | двигатель | ||||||||
Iяг, А | U, В | IЯ, А | IВ, А | n, об/мин | I | P1 | М | Р2 | ɳ |
I= IЯ+ IВ
Р1 = U∙I
- Вычислить величину тока I, потребляемого двигателем из сети, потребляемую двигателем мощность Р1, тормозной момент на валу двигателя МТ,
мощность на валу Р2 и коэффициент полезного действия ɳ двигателя. При
вычислениях учесть, что сопротивление обмотки якоря двигателя Rя=70 Ом, а
сопротивление его обмоткивозбуждения RB = 1200 Ом. - По полученным данным построить механическую характеристику n(M) и рабочие характеристики двигателя n(P2), M(P2)
Контрольные вопросы
1) Какие существуют способы возбуждения двигателей постоянного тока?
2) Как осуществляется пуск двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением?
3) Какие существуют способы регулирования скорости вращения якоря двигателя с параллельным возбуждением?
4) Как можно изменить направление вращения якоря у двигателя постоянного тока?
5) Почему у двигателя при увеличении нагрузки на валу возрастает ток якоря?