Формы организации работы с дошкольниками и школьниками в музеях России и мира

Традиционно в деятельности музея применялись две основные формы открытия коллекции зрителю и работы со зрителем: образовательная и просветительная. Разумеется, основой любой деятельности в музее, направленной на изучение, освоении и осмысление художественной коллекции, является познавательный исследовательский подход, представленный, в первую очередь, в образовательной работе музея.

Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребенка к культуре и окружающему миру.

Уже в самом раннем детстве детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить впечатления детей от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, что необычайно расширяет кругозор и представление детей об окружающей картине мира.

 

Выставочные центры для дошкольников и школьников в Эрмитаже:

 

1. «ЯПОНСКИЕ КУКЛЫ».

В рамках выставки «Куклы старой Японии» Школьный центр Эрмитажа провел в феврале–марте образовательную программу для детей 3–4 классов и их родителей. Посетители получили редкую возможность познакомиться с удивительным миром японской культуры и особенностями весеннего праздника девочек хина мацури (праздник кукол) на лекционном занятии в Школьном центре. Ребята увидели и настоящих кукол, ежегодно выставляемых на несколько дней
в тех японских домах, где есть маленькие дети. Основная часть программы проходила на выставке «Куклы старой Японии» и на постоянной экспозиции японской культуры. Дети имели возможность полюбоваться куклами, изготовленными знаменитым мастером Хара Сюгэцу третьим (1828–1880), «зонтиками счастья», цветущей сакурой, привезенной из Японии. В ходе тематического квеста отыскали изображения животных-символов буддийского календаря. Каждый ребенок получил возможность унести с собой «частичку» культуры. Страны восходящего солнца в виде японской бумажной куклы, которую сделал своими руками на специальном мастер-классе.

 

2. «ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЕЙДЕНЦЫ».

В октябре–декабре 2018 года в рамках выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» Школьный центр Эрмитажа предложил детям 9–13 лет и их родителям принять участие в образовательной программе «Знаменитые лейденцы».
На интерактивной беседе-лекции участники смогли познакомиться с миром голландских мастеров лейденской школы, побольше узнать о творчестве Рембрандта, Франца Хальса, Геррита Дау и других художников, работы которых были представлены на выставке. В ходе тематического квеста, маршрут которого проходил непосредственно по выставке в Николаевском зале, ребятам и их родителям было предложено подробно рассмотреть картины, представленные на выставке, и ответить на вопросы,
которые касались особенностей жизни и быта голландцев XVII века. В завершение программы каждый участник в ходе мастер-класса сделал объемную модель одной из картин малых голландцев, находящихся в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. Мастер-классы «Японская кукла» и «Знаменитые лейденцы» были с успехом представлены на международном фестивале «Интермузей–2018» в мае 2018 года.

 

3. Кружок для детей 6 - 7 класса «КЛИНКИ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЯ»

В 2018 году Школьный центр Эрмитажа совместно с Отделом «Арсенал» организовал для учащихся эрмитажных кружков 6–7 классов специальную дополнительную образовательную программу «Клинки сквозь столетия». С историей развития холодного оружия разных стран и народов, а также искусством боевого спортивного и артистического фехтования знакомят ребят на экспозиции Государственного Эрмитажа и специальных лекциях научные сотрудники Отдела «Арсенал» Н. Р. Бискуп, А. Е. Богданов, В. Н. Образцов. Для специальных занятий приглашены сотрудники других научных учреждений города.

 

4. Кружок «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАБИРИНТ»
Для учеников средних и старших классов, интересующихся и искусством, и литературой, организован специальный кружок «Литературный лабиринт». На занятиях слушатели знакомятся не только со знаменитыми литературными памятниками разных эпох, но и изучают искусство конкретного периода на экспозиции Государственного Эрмитажа и специально организованных лекциях. Для школьников 7–8 классов организовано изучение героев средневекового рыцарского романа
«Тристан и Изольда». Окунуться в атмосферу XII–XIV веков ребятам помогают лекции по истории искусства Средних веков, специальные занятия по рыцарскому этикету и основам геральдики. Ученики 9–10 классов изучают классический китайский роман У Ченъэня «Путешествие на Запад». Постижению особенностей китайской литературы помогают занятия по истории, географии, культуре Китая и сопредельных государств, по основам китайского языка и каллиграфии.

 






Заключение

Таким образом, на сегодняшний день можно без преувеличения сказать о наличии в России системы грамотно, структурированно и разносторонне развитых музейных контактов. Немалая заслуга в этом принадлежит Государственному Эрмитажу, который, благодаря уникальным коллекциям произведений мировой культуры, большой научной и просветительской деятельности, международным выставочным и образовательным проектам, сотрудничеству с музеями мира, России и другими организациями является «музеем всего мира», способствуя развитию сотрудничества и взаимодействию между народами, интеграции в мировой культурный процесс и сохранению национального наследия. Демонстрируя миру открытую и миролюбивую политику нашей страны и расширяя пространства гуманитарного диалога, музей демонстрируют миру свою философию, свое видение культурного взаимодействия, через разно векторные, новаторские международные контакты, представляя, Россию, ее историю, прошлое и настоящее.

 

Список литературы

1. ОТЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА https://www.hermitagemuseum.org/wps/wcm/connect/c9220123-12be-47bf-924f-beae36983491/otchet_2018.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=ROOTWORKSPACE-c9220123-12be-47bf-924f-beae36983491-mWT9VLJ

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527

4. Концепция программы развития «Большой Эрмитаж (2012−2022)» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» (основные направления).- СПб., изд. Государственного Эрмитажа., 2013г., С. 14

5. «Союз двух музеев» Мир музея. №5 2005г. С.4

6. Газета «Петербургский дневник» от 14/02/2014, С. 7

7. Пиотровский М.Б. Взгляд из Эрмитажа. Статьи и интервью для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (2005 — 2009) — Санкт-Петербург АО «Славия», 2009, С.16

8. Концепция программы развития «Большой Эрмитаж (2012−2022)» Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» (основные направления).- СПб., изд. Государственного Эрмитажа., 2013г., С. 7

9. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: Учебное пособие. — СПб.: Изд. С-Петерб. Ун-та, 2008, С.10

10. Официальный сайт Государственного Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/16/2013/hm16_13_02_04.html (Дата обращения 07.11.2013)

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: