Взаимодействие Эрмитажа с зарубежными музеями

Особую роль в процессе межкультурной коммуникации сегодня играет Государственный Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, являющийся символом государственности России. Государственный Эрмитаж — это уникальный памятник культуры, имеющий глубокие давние связи, необходимые для сохранения, улучшения, углубления отношений между народами и государствами. Уникальность музея состоит ещё и в том, что одним из направлений в работе Эрмитажа является его многогранная международная деятельность с обширными, разнообразными, международными программами по сохранению и реставрации культурного наследия человечества, научно-просветительскими, музыкальными и образовательные программами, сотрудничества с другими музеями и организациями в совместных проектах и выставках, Международные Фонды Друзей Эрмитажа (присутствующие в Нидерландах, Канаде, США, Великобритании, Израиле) и многое другое.

Традиционная для музея функция — выставочная деятельность, в том числе, на международном уровне, — осуществляется Государственным Эрмитажем с большим размахом и разносторонне и служит эффективным и надёжным инструментом внешней культурной политики музея. Так, музей предоставляет отдельные экспонаты или группы экспонатов для выставочных проектов в зарубежных музеях, в то время, как в своих стенах знакомит российских посетителей с собраниями ведущих музеев мира; проводит, в том числе и во время зарубежных выставках, основанную на современных научных исследованиях реконструкцию выставочных пространств с использованием специально разработанного выставочного оборудования, под жестким контролем специалистов музея. Однако истинное новаторство Государственного Эрмитажа проявилось в создании так называемых спутников (выставочных центров), в том числе за рубежом, что стало частью глобальной стратегии Эрмитажа.

Самые значимые выставочные центры:

1. Норидж (Великобритания).

Государственный Эрмитаж и Центр изобразительных искусств Сейнсбери университета Восточной Англии в городе Норидж в ближайшее время подписали соглашение о сотрудничестве.

В Центре Сейнсбери при поддержке аукционного дома Christie's открывается масштабная выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», для которой Эрмитаж предоставил несколько десятков экспонатов.

2. Гуггенхайм-Эрмитаж.

С 20 июня 2000 года - фонд Соломона Р. Гуггенхайма и Государственный Эрмитаж объявили о долгосрочном сотрудничестве, основанном на взаимном желании всесторонне расширить международные связи. Позже в 2001 году к этому альянсу присоединился Музей истории искусств в Вене.

Практической реализацией сотрудничества явилась организация музея «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе, где до этого никогда не было художественного музея столь высокого уровня. Интересно, что традиционный для индустрии развлечений принцип «нон-стоп» в какой-то мере коснулся и нового музея: он открыт для посетителей семь дней в неделю, с раннего утра до позднего вечера. Подобный режим работы практически не знаком большинству классических музеев мира, и эта сравнительно новая тенденция в общении музейной коллекции со зрителем также представляется небезынтересной.

 

На первой совместной выставке «Шедевры и коллекционеры: импрессионизм и ранний модернизм из коллекций музеев Гуггенхайм и Эрмитаж» было представлено 45 шедевров импрессионизма, пост-импрессионизма и раннего модернизма, включая живописные произведения Сезанна, Шагала, Кандинского, Матисса, Моне, Пикассо, Ренуара и Ван Гога. Представленные на выставке работы наилучшим образом иллюстрируют преимущества объединенных усилий таких двух различающихся по принципам комплектования коллекций, какими обладают всемирно известные музеи Гуггенхайм и Эрмитаж.

 

3. Сотрудничество с Лувром.

В июле в Манеже Малого Эрмитажа были выставлены "Мечты об Италии. Коллекция маркиза Кампана". Этот проект стал возможным благодаря сотрудничеству с Лувром, и впервые за 160 лет соберет вместе все предметы одной из самых значительных частных коллекций XIX века.

Еще один уникальный проект относится к современному искусству. Выставку "Роберто Матта и четвертое измерение" можно будет посмотреть с апреля в Белом зале Главного штаба. Работы одного из последних представителей сюрреализма российской публике почти неизвестны и будут показаны в стране впервые.

 

4. Открытие выставочного центра «Эрмитажа — Амстердам».

Является примером открытой политики России. Центр «Эрмитаж — Амстердам» уже 5 лет является одним из главных культурных достопримечательностей Нидерландов, в стенах которого главный российский музей проводит большую научно — просветительскую работу: выставки сопровождаются, научными конференциями, лекциями, образовательными программами, экскурсиями, в том числе и детскими, мастер- классами, изданием каталогов.

 

5. Выставочный центр «Эрмитаж — Италия».

Ведет плодотворную исследовательскую работу, основанную на взаимовыгодном сотрудничестве с итальянскими учеными, издание каталогов, координирует международную деятельность Эрмитажа в Италии.

Создание центров и выставочная дельность Эрмитажа за рубежом является отражением политики Государственного Эрмитажа: наряду с сохранением выставочной деятельности, усилия направлены на активизацию научных исследований, являющихся основой репутации музея, и просветительскую деятельность. На современном этапе можно без преувеличения сказать, что Эрмитаж — динамичный, современный, чутко реагирующий на требования времени, участвующий в межкультурном диалоге, известный во всем мире научно-просветительский центр. Вступая в активное взаимодействие с настоящим, музей не боится перемен в стремлении к самообновлению. Разработка и внедрение новых технологий делают Эрмитаж крупнейшим среди музеев мира многопрофильным научно-реставрационным и образовательным центром, без которых невозможно создание целостной системы функционирования музея.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: