Последовательность обучения ребёнка подметанию пола

Данная последовательность предполагает обучение многим умениям (умению держать веник, подметать лежащие на полу большие клочки бумаги, умению двигать мебель и т.д.). Некоторые вещи ваш ребенок может уже уметь, некоторым ему нужно научиться. Прочитайте текст и решите, какие из шагов соответствуют уровню развития навыков вашего ребенка. 

Материалы: старые газеты, малярная (маскировочная) лента, совок, швабра, мусорная корзина и веник, достаточно маленький, чтобы ребенку удобно было держать его. 

Проводите занятия в маленькой комнате, где нет ковра и мало мебели. Этим условиям обычно удовлетворяют кухни. С помощью малярной ленты обозначьте на полу посередине комнаты большой квадрат, площадью примерно 1,25 х 1,25 м 2 или 1,5 х 1,5 м 2.

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не выполнит этот шаг успешно без вашей физической помощи на трех или четырех занятиях.

Этап.

1. Научите ребенка держать веник. Вам нужно будет продемонстрировать это ему. Скажите: «Возьми веник!» – и, если надо, физически помогите ему расположить его в руках должным образом. Может быть, вам покажется полезным наклеить на ручке веника метки в тех местах, где должны быть его руки. Похвалите его: «Молодец! Ты держишь веник!».

2. Разорвите газетный лист на мелкие кусочки, скомкайте их и положите их за пределами квадрата, но близко к нему. Медленными, преувеличенно плавными движениями покажите ребенку, как нужно заметать мусор внутрь отмеченного квадрата. Уберите бумажный мусор обратно, за пределы квадрата и скажите: «Подмети пол!» При освоении необходимых движений ребенку на первых порах может потребоваться физическая помощь. Похвалите его: «Молодец! Ты подметаешь пол!» – и вручите награду. 

3. Начните по одному добавлять клочки бумаги, которые ему нужно замести в квадрат. Делайте это до тех пор, пока ребенок не сумеет замести в квадрат 6–12 обрывков бумаги.

4. Постепенно увеличивайте расстояние между бумажным мусором и квадратом, пока ребенок не научится заметать в квадрат бумажки, лежащие в углах и у стен комнаты. Так он будет учиться сметать мусор в одну, находящуюся в центре, кучку из всех частей комнаты. Не забывайте хвалить и вознаграждать его. 

5. Постепенно уменьшайте площадь квадрата, пока она не достигнет примерно 60х60 см 2. Отрабатывая этот шаг, ребенок учится делать в центре комнаты кучку из мусора (бумажек). Когда он научится сметать обрывки бумаги со всей комнаты в маленький квадрат в центре, нужно будет начать учить его делать то же самое с обычным мусором. Значит, пора переходить ко второму этапу.

2 этап.

 Перейти от скомканных обрывков бумаги к маленьким комочкам мусора – значит сделать настоящий большой прыжок, поэтому мы советуем вам продолжить работу с бумажками, но делать их все меньше и меньше. Уменьшайте размеры клочков бумаги, ориентируясь на скорость освоения ребенком соответствующих навыков, и занимайтесь так до тех пор, пока он не научится собирать в кучку достаточно маленькие обрывки газеты. Перейдите от подметания скомканных бумажек к подметанию обычного сора. Этот шаг может оказаться для ребенка слишком большим, поэтому сначала продемонстрируйте ему эту операцию. (Есть смысл также устраивать занятия тогда, когда на полу достаточно много сора и ребенок может легко увидеть, что он подметает. Возможно, подойдет послеобеденное время.) Скажите: «Подмети пол!» – и побудите его смести мусор в кучку в вашем квадрате. Следите за тем, чтобы он заметал в квадрат большую часть сора. Если нужно, помогите замести часть сора, а закончить дайте ему.

Постепенно увеличивайте объем работы, которую он должен сделать сам. Хвалите и вознаграждайте ребенка за хорошо сделанное дело! Когда ребенок научится сметать весь сор, находящийся на полу, в кучку внутри квадрата, начните учить его пользоваться совком. После того как он соберет весь сор в кучку, возьмите совок и подержите его сами, а ребенка побудите замести сор в совок щеткой для пыли. Если надо, помогите ему, а по окончании работы не забудьте похвалить. Скажите: «Выброси мусор в корзину!» – и вручите награду. Продемонстрируйте ребенку, как нужно держать совок и заметать в него сор щеткой. Затем дайте ему и то и другое и при необходимости помогите. Попросите его: «Выброси мусор в корзину!» – и, если надо, помогите. Скажите: «Отличная работа!» – и вручите награду. Теперь ваш ребенок может учиться отодвигать стулья и подметать пол под мебелью. Покажите ему, как отодвигать кухонные стулья, как подметать под столом и как ставить стулья на место. Попросите его сделать это. Помогайте, если надо. При необходимости пометьте небольшими кусками малярной ленты места, где должны стоять стулья.

 

Проговаривайте и выполняйте совместно с ребёнком правила по подметанию пола:

1. Перед подметанием пола веник необходимо смачивать водой;

2. Стряхните веник (сухой веник поднимет пыль, а слишком мокрый размажет грязь);

3. Мести мусор необходимо в направлении от себя, не пропуская поверхности пола;

4. Начинать мести необходимо от самого дальнего угла и заканчивать у двери;

5. Обязательно нужно вымести пыль из под стола, кровати и шкафа;

6. Подметите сор к двери, соберите его в совок с помощью щётки или веника, но не руками;

7. Выбросьте мусор в ведро или ящик для мусора.

 

 

Последовательность действий при уборке в комнате:

-Одежду повесить на плечики, аккуратно сложить и убрать в шкаф.

-Подмести пол.

-Протереть зеркала.

-Вытереть пыль с полок и с предметов интерьера (вазы, картины и т.д.)

-Почистить диван и кресла пылесосом.

-Вытереть пыль с аудио и видео техники.

-Протереть окно и вымыть подоконник.

-Вымыть пол.

-Вымыть двери.

-Полить комнатные растения.

-Осторожно убрать пыль с осветительных приборов.

 -Протереть двери.

 

Последовательность действий при уборке на кухне:

-Прибрать в шкафчиках.

-Разморозить и вымыть холодильник.

-Вымыть микроволновую печь.

-Вымыть плиту и духовой шкаф.

-Вымыть посуду руками или в посудомоечной машине.

-Протереть пыль с вытяжки.

-Почистить электрочайник.

-Протереть стол и табуреты.

-Вымыть раковину и смеситель (кран).

-Протереть внешние фасады мебели.

-Протереть плитку на стене.

-Протереть холодильник снаружи.

-Вынести мусор в контейнер.

-Вымыть пол.

Последовательность действий при уборке в ванной и туалетной комнате:

-Вымыть душевую кабину.

-Почистить ванну.

-Почистить унитаз.

-Почистить раковину (умывальник).

-Вымыть смесители (краны) и душ.

-Поменять полотенца.

-Протереть стиральную машину снаружи.

-Протереть кафельную плитку на стенах.

-Вымыть кафель на полу.

-Вымыть зеркало и протереть полочки.

 

Рекомендации по уборке в квартире:

Обязательно расскажите ребёнку следующие рекомендации по уборке в квартире!

1. Используйте разные емкости для мытья окон, полов и панелей. В различных помещениях так же используйте разные емкости.

2. Поставьте рядом с диваном или кроватью красивую корзиночку, чтобы складывать в нее книги, пульт, очки и другие мелочи. По крайней мере, ничего не будет валяться на полу.

3. Если в доме есть кошка или собака, которые регулярно линяют, разумнее все-таки прикрыть мягкую мебель легко стирающимися чехлами или накидками. Менее трудоемкий вариант - положите декоративные салфетки только на те места, где любят пристраиваться ваши любимцы. Под мисочку с едой подкладывайте бумажные полотенца, чтобы легче было убирать мусор.

 

Разминка «Веник»

Хохотун Егорка взялся за уборку

(ребёнок хлопает в ладоши)

В пляс по комнате пошел, оглянулся – чистый пол.

(притоптывают ногами, оглядываются назад)

 

 

Разминка «Утюг»

Взял Тимошка утюжок

(ребёнок хлопает в ладоши)

Ну-ка, грейся, мой дружок,

Выглажу братишке куртку и штанишки

(ребёнок зажимает руку в кулак и проводят движения вправо, влево)

Как замотивировать ребенка помочь убраться?

· Ставим таймер на 5 минут и предлагаем ребёнку успеть быстрее, чем прозвенит будильник;

· Если вдруг не успели, то ребёнку можно предложить повторить попытку и посмотреть, сколько времени понадобится на сей раз;

· Соревнуемся в скорости уборки. Сколько машинок он отправит в гараж и скольких кукол рассадит по местам, пока Вы соберёте все кубики?

· Играем в поиск сокровищ. Ребёнок ищет и убирает на место то, что Вы называете. Заодно можно потренироваться в изучении цветов, форм, текстур и размеров.

 

Для того, чтобы Ваши дети помогали Вам с удовольствием, превратите уборку в квартире в весёлые игры и приключения:

 

Прачечная:

· отделить носки от чистого белья и сыграть в игру создай пару;

· устроить соревнование, кто сможет складывать рубашки быстрее;

· ролевая игра в курьеров или водителей доставки, чтобы сложить одежду нужных размеров или в нужные ящики;

· младшие дети будут рады обучению, как нажимать кнопки на стиральной машине.

Уборка комнаты:

· включите музыку и придумайте специальный танец, сопровождающий уборку, для вас и ваших детей;

· игра в магазин: детали заказа с пола должны быть поставлены на полки или в ящик для игрушек;

· используйте секундомер и предложите приз для того, кто уберёт комнату быстрее;

· отрабатывайте навыки владения мячом, бросая грязную одежду в корзину для белья с расстояния.

 

 

Уборка кухни:

· играть в переодевалки: убирайтесь, при этом притворяясь официантами и дворецкими;

· дайте ребёнку почувствовать, что он участвует в каком-нибудь боевике, раздавая ему "миссии";

· купите для ребенка уборочное оборудование, например, игрушечный веник в красочных тонах;

· вообразите, что вы делаете рекламу для чистящего средства, когда вы используете его.

 

Знакомим ребёнка с устройством часов!

Сперва объясните ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «секунды»; «ровно час», «полчаса», «четверть часа», расскажите про часовую, минутную, секундную стрелки. Обратите его внимание, что все стрелки имеют разную длину. Пусть ребенок понаблюдает, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг.

Все основные понятия обязательно сложите в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час — это 60 минут, а 1 минута — 60 секунд. Не проходите мимо понятий «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется только вперед.

Учим ребёнка определять часовую и минутную стрелки

Первым делом научите ребенка отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. Минуты не указаны на обычных стрелочных часах, поэтому этот навык нужно отработать. Можно придумать легенду о том, что у каждого числа на циферблате есть своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. «Тень» можно увидеть только тогда, когда на число указывает минутная стрелка. Когда ребенок будет легко ориентироваться в пятиминутных интервалах, расскажите ему про более мелкие промежутки.

Часовая стрелка тоже имеет два значения. В первой половине дня мы видим цифры такими, какими они предстают на циферблате, но после плотного полдника в 12:00 они начинают «толстеть»: 1 превращается в 12, 2 — в 14 и т.д. Забавная аналогия поможет ребенку быстрее уловить смысл.

Умение определять время по часам со стрелками необходимо закрепить на конкретных примерах. Чаще обращайте внимание ребенка на часы. Исправляйте его, если он будет неправильно называть время.

Еще несколько рекомендаций по изучению и закреплению часов:

· Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.

· Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.

· Купите ребёнку часы и периодически спрашивайте, который час.

· Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.

· Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте ребёнку придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.

· Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.

· Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

 

Игры и задания с часами

Данные игры и задания помогут закрепить умение определять время по часам.

1. «Который час»

Покажите ребенку, как двигаются стрелки. Меняйте их положение и называйте время. Затем пусть ребенок выполнит это же упражнение. Изменяйте время по часовой и против часовой стрелки.

Усложняем игру. Показываем время на часах и ассоциируем его с событиями («вот 7:00», в это время мы просыпаемся», «вот 18:00, в это время мы ужинаем» и т.п.). Теперь предлагаем ребенку понарошку прожить весь день.

2. «Рисуем пиццу»

Самодельный циферблат хорош тем, что на нем можно делать свои пометки. Попросите ребенка провести линии от центра циферблата к числам и заштриховать каждый сектор своим цветом. Получится «цветной пирог» или «цветная пицца» (так будет проще понимать 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2 — 10, 3 — 15) и минуты (от 1 до 60).

 

 

3. «Режим дня»

Возьмите лист бумаги, распишите режим дня, и вместе с ребенком проиллюстрируйте его изображениями часов, в которых обозначен промежуток времени (8:00 — пора в школу, 15:00 — пора делать уроки и т.п.). Повесьте над кроватью или рабочим столом ребенка. Так ребенок научится не только делать все вовремя, но и ориентироваться во времени.

 

4. «Кубики»

Для игры понадобится 4 игральных кубика и циферблат. Бросаем кубики попарно. Первая пара кубиков определит часы, вторая пара — минуты. Время, которое выпало, нужно установить на игрушечных часах.

 

 

5. «Поможем мишке!»

Возьмите мягкую игрушку, например мишку и циферблат часов. Скажите ребёнку, что Мишка торопится к своей маме и спрашивает, который час. Попросите ребёнка подсказать мишке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: