Последовательность обучения ребёнка использования ложки

· Твёрдое – жидкое.

Сначала учим ребёнка есть густую (твёрдую) пищу, и только потом – жидкую. Почему? Потому что жидкую пищу трудно удержать в ложке и не пролить. Только когда у ребёнка будет получаться есть густую пищу, начните учите его есть жидкую пищу.

· Правило «Двух ложек»

Ребёнку в начале обучения очень сложно есть ложкой. Поэтому необходимо дать ребёнку в руки ложечку, а Вам взять еще одну ложку, и сесть справа от ребёнка. Необходимо действовать по очереди – ложку ребёнок, ложку – Вы.

Но очень важно при этом не забирать у ребёнка его ложку (даже если он еще больше проливает, чем ест), дать ему возможность есть самому. Иначе ребёнок откажется от ложки совсем и будет требовать, чтобы Вы его кормили всегда, ведь так для него проще. Если Вы видите, что ребёнок устал, оставьте ложечку в его руке и докормите его сами. Но ложку не забирайте ни в коем случае, пусть держит её в руке.

· «Семейная трапеза».

Все дети очень любят подражать. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок ел вместе со всей семьёй и видел, как едят его братья, сёстры, взрослые. Если вдруг ребёнок что-то прольёт, то просто уберите за ним, не ругая, а показывая и рассказывая, почему необходимо кушать аккуратно.

В процессе семейной трапезы можно не только научить ребёнка есть ложкой, но и объяснять ребёнку простые причинно-следственные связи: «видишь, братик не есть, потому что из его тарелки идёт пар, а это значит, что суп слишком горячий, необходимо подождать!». Так же можно знакомить детей с разными видами посуды.

· Начните вместе!

Пользование ложкой имеет определенный «рисунок» движения руки. Этот рисунок очень сложный. Чтобы малыш его понял и научился ему, ребенку нужна Ваша помощь. И самый простой способ помочь ребенку — это способ действия «рука в руке». Давайте пошагово рассмотрим, как это делается.

Шаг 1.

Возьмите руку ребёнка в Вашу руку (это и есть способ «рука в руке», когда ручка ребёнка находится под вашей ладонью) и действуйте совместно, направляя ласково ручку ребёнка. Способом «рука в руке» опустите пустую ложку вместе с ручкой ребёнка в миску (зачерпывающее движение справа налево для правши и слева направо для левши), наполните ее едой, донесите до рта.

Именно Ваша рука не позволит ребёнку сделать ошибку – она поведет ложку до рта в горизонтальном положении и не даст ей перевернуться. Так мы можем показать «рисунок» движения ребёнку. И обеспечить ему ощущение успеха и радости от того, что у него всё уже получается!

Когда ложка окажется у рта ребенка, подайте ему знак о том, что пора снять пищу с ложки губами. Для этого вытяните губы вперед трубочкой, как будто вы что-то втягиваете в себя. Попросите скушать. ребёнок, подражая Вам, снимет с ложки пищу. Дайте ему на это время, похвалите его за то, что он ест ложкой! Не торопите ребенка.

Повторите еще 4 раза, после этого докормите ребенка. Большее количество движений ложкой за один раз будет, скорее всего, слишком сложным для ребёнка. Тише едешь – дальше будешь, не будем спешить! Так потихоньку начинаем приучать ребёнка кушать ложкой.

  При обучении используйте игровые приёмы. Например: покажите ребёнку, что ложка должна лететь по воздуху, как самолёт, не переворачиваясь! Попросите его самого сделать такой самолёт. Используйте стихотворные формулировки: «Ложка – ложка – самолёт! Залетает прямо в рот!». Этот игровой приём позволит ребёнку усвоить рисунок действия – как правильно нести ложку от тарелки ко рту.

   

Шаг 2.

Когда ребёнок уже неплохо будет вести ложку по ее «маршруту», почувствует ритм и рисунок движения руки с ложкой, можно ослабить свою руку. Вы начинаете действия вместе, а потом аккуратно убираете свою руку, и закончит движение ребёнок сам. С этого шага мы будем постепенно давать всё больше и больше самостоятельности ребенку.

В какой последовательности лучше усложнять задание:

· Сначала ребёнок сам делает самое простое – съесть пищу и вынуть ложку изо рта. То есть все движения от начала мы делаем вместе приемом «рука в руке», а этот заключительный этап ребёнок делает сам! При этом мы его хвалим, что он кушает ложкой! (хотя пока это и не совсем так, ведь почти всё он делает вместе с нами:)).

· Далее мы убираем свою руку, когда ложка будет примерно посередине пути от тарелки ко рту (т.е. уже направление задано). Ребенок сам проходит «полмаршрута» ложки и съедает пищу. Первую же половину маршрута мы делаем вместе с ним «рука в руке»!

· Далее мы еще уменьшаем наше участие в этом процессе. Мы вместе «рука в руке» ведем ложку к тарелки и зачерпываем еду, а дальше ребенок ведет ложку сам!

· Остается самое сложное – именно поэтому мы постоянно делали это вместе. А самое сложное – это зачерпнуть, а не съесть! Причем зачерпнуть нужное количество пищи так, чтобы ее было и не мало, и не слишком много. Если ребёнок зачерпывает слишком много – то теряет пищу из ложки «по дороге». Поэтому этот этап мы проходим так: делаем вместе «рука в руке», но при этом ослабляем свою руку. Держим ручку ребёнка всё менее крепко, пока он не научится сам зачерпывать ложкой еду, не проливая ее. Здесь нужно направлять не кисть ребёнка, а его запястье.

Шаг 3.

ребёнок частично уже научился кушать ложкой сам. Но часто забывает или ошибается. Покажите ему в очень замедленном темпе, как Вы зачерпываете пюре или суп ложкой, как несете ее ко рту, как наклоняете, как снимаете губами пищу. Нужен именно очень медленный показ того момента, который не получается у ребёнка. Потом ребенок пробует действовать сам, но с Вашей словесной помощью: «возьми немножко каши, чуть – чуть» и т.д. Прием «рука в руке» уже не нужен, нужно только напоминание и медленный показ, если что-то не получается.

Шаг 4.

Когда Вы заметите, что ребёнок может сам горизонтально нести ложку до рта и снимать с нее пищу губами, то это значит, что обучение «технике» завершено успешно! Дальше дело за практикой. Но поскольку ребёнок очень сильно устает есть ложкой, то даже на этом шаге Вы докармливаете ребенка, не отбирая у него его ложку! При этом на этапе докармливания ребенок «орудует» своей ложкой как получается.

  Эти шаги рассчитаны не на день, а на недели или даже месяцы. Конечно же, некоторым детям потребуется меньше времени на освоение. А для кого-то потребуются все шаги в медленном темпе и большое терпение мамы. Но в любом случае при такой пошаговой помощи ребенку намного легче овладеть ложкой, чем когда ему просто ее дают и требуют из нее есть!

Если Вы видите, что Вашему ребёнку слишком трудно пользоваться ложкой, то нужно дополнительно подготовить его пальчики с помощью специальных игр для развития мелкой моторики.

Игра 1. «Поймай шары»

Налейте в таз воды (таз должен быть наполнен водой наполовину, чтобы она не расплескивалась). Погрузите в нее плавающие шарики. Положите рядом черпачок. Покажите малышу, как с помощью черпачка вылавливать шарики из воды и дайте ему самому попробовать действовать игрушки ложкой- черпачком и собирать их в ведерко.

Перед тем, как дать задание ребенку, попробуйте сами выловить игрушки в воде черпачком. Нужно подобрать размер ложки — черпачка и игрушек так, чтобы их легко можно было взять в ложку и перенести в ведерко.

Игра 2. «Перекладывание шаров».

До того, как предлагать ребенку игру, попробуйте сами с помощью этой ложки перекладывать шары. Подберите ложку так, чтобы это было удобно делать!

Покажите ребёнку, как можно переложить шары из одной миски (правой) в другую (в левую). Скажите: «Посмотри! Вот полная миска! Как много шариков! Красивые, яркие! А вот пустая миска. Давай переложим шарики в пустую миску. Зачерпни шарики. Переложи в пустую миску». Возможно, Ваш ребёнок переложит только один шарик. Или так заинтересуется, что переложит несколько или почти все — это очень зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В любом случае данное занятие делается только по желанию малыша! Если ребенку требуется помощь – то оказываем эту помощь пошагово приемом «рука в руке» (смотрите правила выше).

Аналогично можно перекладывать из одной миски в другую крупные бусины или орехи, шишечки и другие элементы.

Несколько правил для обучения ребёнка:

· Широкое дно! Посуда должна быть с широким дном – максимально широким, чтобы она была устойчивой. Это относится и к тарелке, и к чашке. Сейчас есть посуда с «прилипающим к столу», «присасывающимся» дном. Она очень хороша для начала обучения ребенка самостоятельной еде.

· Глубокая посуда! Тарелка должна быть глубокой, а наполнять ее пищей нужно не полностью. Достаточно наполнить до половины или до ободка, не больше. Это нужно, чтобы ребёнок случайно не пролил или не просыпал еду на стол. Для второго блюда тарелка также должна быть не мелкая, а глубокая с высокими краями.

· Прямые стенки! Чашка должна быть с прямыми стенками, чтобы её удобно было захватывать ребёнку.

· Пластиковая подставка. Лучше всего использовать пластиковую подставку или непромокаемую прочную салфетку под посуду, чтобы разлитый суп или кашу можно было быстро и легко убрать и навести порядок.

· Не скользкий стол! Важно проследить, чтобы тарелка не скользила по столу. Если столик скользкий и посуда свободно перемещается по нему, ребёнку трудно будет кушать самостоятельно. Имеет смысл приобрести резиновый коврик, который уменьшает скольжение по столу. Так же можно положить на стол влажное полотенце или влажную салфетку, и поставить тарелку на такую подставку. Она уменьшит скольжение посуды.

· Опора под ногами! Для сохранения правильной осанки важно, чтобы ребёнок при еде имел опору под ногами. Это обеспечивают детские стульчики и креслица для кормления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: