Последовательность обучения ребёнка питью из чашки

    Работайте с пластмассовой чашкой (без ручки) или со стаканом, достаточно узким для того, чтобы ребёнок мог легко обхватить его руками.

    Наполните чашку на четверть любимым напитком Вашего ребёнка. Сначала заниматься нужно будет в то время, когда, по Вашему мнению, ребёнок испытывает жажду, а Вы не очень заняты. Когда Вы с ребёнком привыкнете к этим упражнениям, можно будет заниматься с ребёнком в любое время.

    Усадите ребёнка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время питья надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, за счёт толстых телефонных справочников.

    1 этап

    На протяжении всего занятия стойте позади ребёнка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки. Проделайте по порядку следующие шаги:

1. Поднесите чашку ко рту ребёнка.

2.  Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3.  Поставьте чашку на стол.

4. Уберите свои руки и руки ребёнка. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Повторяйте эти шаги до тех пор, пока ребенок не выпьет все содержимое чашки. 

Продолжайте заниматься подобным образом до тех пор, пока не почувствуете, что ребёнку удобно, когда вы им так руководите.

 Следите за тем, чтобы ваша помощь не была чрезмерной, и чтобы ребенок сам тоже принимал участие в работе. 

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что он научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите к второму этапу занятий и прорабатывайте каждый  шаг.

 

Этап

 После того, как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на протяжении нескольких занятий успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу. 

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали на первом этапе занятий, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно!

 2. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути. 3. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе половину пути. 4. Уберите свои руки, после того как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе четверть пути.

 5. Уберите свои руки, сразу после того как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки! Пора начинать меньше помогать ему поднимать чашку и подносить ее ко рту.

6. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он теперь может сам. 

7. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

8. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

 

 

Последовательность обучения ребёнка намазыванию ножом.

    Перед каждым началом работы ребёнка с ножом напоминайте ему технику безопасности:

Техника безопасности при работе с ножом:

1. Крепко держать рукоятку ножа;

2. Использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;

3. Следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;

4. Не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;

5. Не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;

6. Не пытаться поймать падающий нож;

7. Не использовать не по назначению кухонный нож;

8. Мыть нож после каждого применения.

Для занятий подойдет как время завтрака, обеда и ужина, так и время, когда ребенок обычно перекусывает.

 Воспользуйтесь для занятий тем, что легко намазывается и что ребенок любит. Одни продукты (масло и джем) легче намазать на тосты; другие (кетчуп, майонез и горчицу) легче намазать на обычный хлеб. Решите, с чего начать, ориентируясь на вкусы ребенка. 

В данной программе предполагается, что ребенок будет намазывать джем на тост. Подготовьте тост, положив на один из его уголков столько джема, сколько потребуется для того, чтобы покрыть им всю поверхность. (Для детишек, предпочитающих пользоваться правой рукой, положите джем в правый угол тоста; для левшей – в левый.) Возьмите неострый столовый нож, который ребенку легко будет держать в руке.

 Работайте над каждым шагом, помогая ребенку все меньше и меньше, пока он не сумет успешно выполнить все соответствующие действия без посторонней помощи на нескольких занятиях подряд. Затем переходите к следующему шагу.

1. Побудите ребенка понаблюдать за тем, как вы в одну руку определенным образом берете нож, а в другой неподвижно держите тост. Намазывайте джем на тост по диагонали и каждым длинным гладким мазком покрывайте джемом примерно треть ломтика. Когда вы намажете две третьи тоста (двумя мазками), помогите ребенку взять нож в одну руку, а тост в другую. Направляйте легонько его руку, когда он будет заканчивать начатый вами процесс. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!»

2. Вы намазываете одну треть тоста (одним длинным мазком), а затем даете нож ребенку и помогаете ему размазать джем. Отпустите его руку и позвольте ему самому сделать последний мазок. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!»

3. Вы кладете джем на тост и помогаете ребенку сделать первый мазок. Теперь он уже сможет все остальное сделать сам. Не забудьте похвалить его.

 4. Вы кладете джем на тост и затем помогаете (если надо) ребенку удержать в одной руке тост, пока другой он намазывает на него джем. Скажите: «Молодец! Ты намазываешь ножом!»

5. Все меньше и меньше помогайте ему держать тост, пока, наконец, он полностью не овладеет обсуждаемым навыком.

Когда ваш ребенок научится хорошо намазывать джем ножом, можно побудить его с вашей помощью доставать джем из банки – ложкой или ножом. Учите его намазывать сначала на тосты, а потом и на хлеб разные пастообразные продукты (к примеру, ореховое масло).

Последовательность обучения ребёнка резки ножом.

Для того, чтобы приступить к работе по данной программе, ваш ребенок должен уже уметь пользоваться вилкой и ножом. Вилкой – накалывать кусочек пищи и съедать его, а ножом – намазывать что-нибудь на хлеб. Начните с блюд, которые легко режутся, таких, как пироги, кабачки, рыба, ломтики ветчины и колбасы.

Возьмите для занятий столовый нож, который легко держать в руке. Для того чтобы тарелка не скользила по столу, подложите под нее резиновую подстилку или влажное бумажное полотенце.

 Наилучшим для занятий будет время еды. Побуждайте ребенка нарезать мясо в начале приема пищи. Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт. Высоту обычного стула можно увеличить, например, с помощью телефонных справочников. 

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он успешно, без вашей помощи, не справится с ним во время трех или четырех уроков. Затем переходите к следующему шагу.

1. Стоя позади ребенка, вложите вилку и нож в его руки. Убедитесь, что нож находится у него в той руке, которой он предпочитает работать. Обычно она бывает сильнее. Положите свои руки на его и разрежьте приготовленный кусок почти до конца. Уберите свои руки и позвольте дорезать до конца самому, сказав: «Разрежь свой пирог!» Не забудьте похвалить его: «Молодец! Ты режешь свой пирог!» Примечание: Возможно, вам придется помогать ему удерживать на месте вилку дольше, чем помогать резать ножом. 

2. Повторите шаг 1. Но теперь уберите свои руки раньше и позвольте ребенку самому дорезать то, что вы начали. Не забудьте похвалить его за то, что он режет сам. 

3. Вложите вилку и нож в руки ребенка. Уберите свои руки и скажите ему: «Разрежь свой пирог!» Похвалите за то, что он закончил эту операцию. Скажите: «Молодец! Ты режешь пирог!»

 4. Попросите ребенка: «Возьми нож и вилку!» Помогите при необходимости расположить их должным образом. Примечание: После того как он отрежет один кусочек, ему может вновь потребоваться помощь, чтобы правильно расположить нож и вилку.

Когда ребенок научится разрезать куски пищи с помощью только ваших словесных указаний, начните по одному опускать эти указания. Занимайтесь таким образом до тех пор, пока он полностью не овладеет рассматриваемым навыком. Позже, когда ребенок столкнется с необходимостью резать более жесткую пищу (отбивные котлеты или жареное мясо), вам, возможно, придется вернуться назад и помочь ему справиться с некоторыми из шагов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: