Последовательность обучения ребёнка приготовлению пищи

Для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог самостоятельно и достаточно легко справляться со всеми действиями, связанными с самостоятельным приготовлением пищи ему также необходимо овладеть целым набором специальных знаний и умений. Если родитель готовит и сопровождает свои действия пояснениями, занятие не достигает цели. Без самостоятельного выполнения необходимых манипуляций с продуктами самим ребенком сформировать соответствующие умения невозможно.

 Особое место в обучении навыкам приготовления пищи занимают занятия со слепыми и слабовидящими детьми. Приготовление без зрительного контроля бутербродов с сыром, колбасой и другими продуктами, которые кладутся на хлеб, не представляет особых сложностей. Трудности, как правило, возникают при намазывании хлеба маслом, джемом, паштетом или другим пастообразным продуктом.  

Слепому ребенку способ намазывания на хлеб можно объяснить следующим образом: «Возьмите кусок хлеба в левую руку и положите на его середину масло (паштет, джем и др.) и, постепенно поворачивая хлеб, намазывайте его в направлении к краям куска; нож при этом направляйте к себе. Следите за тем, чтобы лезвие ножа лежало плоско на хлебе». При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо потренировать детей в том, чтобы они ножом чувствовали равномерность покрытия куска.

 Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть здесь опять же надо добиваться от них хорошего инструментального осязания (в данном случае таким инструментом является нож). Такое же инструментальное осязание необходимо и при нарезке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Тотально слепые пользуются им поневоле, так как нет другого способа, не считая, конечно, применения ножа-дозатора. А слабовидящие в большинстве случаев норовят толщину куска контролировать с помощью зрения. Вместе с тем, при достаточной тренировке можно, например, указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желаемую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать почти вертикально.

В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может находиться также почти в вертикальном положении либо один средний палец, либо средний и безымянный. Многие дети с нарушением зрения отмеряют необходимую толщину отрезаемого кусочка лезвием ножа. При этом пальцы свободной от ножа руки постоянно находятся на безопасном от ножа расстоянии.

 Постоянное использование зрения слабовидящими доходит до того, что даже закипание воды многие из них определяют визуально, низко склоняясь над кипящей или закипающей жидкостью. Это, естественно, нередко приводит к ожогам. В настоящее время появилось много модификаций посуды, освобождающей человека от контроля за закипанием, тем не менее, слепые и слабовидящие должны уметь определять без зрительного контроля кипение жидкости.

Определяем кипение жидкости без зрительного контроля:

· для определения на слух закипания воды можно использовать чайник со свистком, прием неплотно закрытой крышки, ориентировку на характерное клокотанье кипящей воды

·  о кипении воды можно судить по шуму, который исходит от сосуда (чайника, кастрюли), когда температура повышается до 70°С. Начало шума означает, что через несколько минут вода закипит. 

· при кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользоваться «сторожем» (специальным приспособлением).

Определять готовность пищи можно разными способами: по цвету продукта, пробуя на вкус, проверяют инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксируют время. Для детей с нарушением зрения самым безопасным и доступным способом является фиксация времени, поэтому важно, чтобы они запоминали (в случае необходимости записывали) время приготовления различных продуктов. Слабовидящие наполнение сосуда контролируют, как правило, только зрительно, не используя другие анализаторы. При этом многим из них приходится очень близко подносить сосуды (например, чашку и чайник) к глазам или низко склоняться над ними. Они часто переливают жидкость через край или наливают ее слишком мало.

  Наполнение сосуда можно определить следующими способами:

· с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда;

·  по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);

·   по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;

·  с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда).

  Первичная обработка продуктов включает в себя сортировку, мытье и чистку. В процессе сортировки необходимо научить детей с помощью сохранных анализаторов определять степень доброкачественности пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения).

Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность. Можно показать детям три способа чистки картофеля:

 1) тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по окружности.

 2) у вымытого клубня картофеля на ощупь определяются и удаляются «глазки», а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь – проконтролировать качество работы с торцевых сторон клубня. При чистке левая рука (для правшей) держится клубень, а правая рука ведет нож по нему (как у зрячих). Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разделяющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.

3) клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины. Движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и контроля.

 Некоторым детям легче будет усвоить, например, такой прием. В левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была обхвачена тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки – на очищаемый клубень, напротив лезвия.

 В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки. Левая рука при этом постепенно поворачивает клубень. Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.

Хорошо иметь и использовать специальные средства, обеспечивающие безопасность приготовления пищи людям с нарушениями зрения, например, ограничитель на тарелку, нож-дозатор, держатель для нарезки лука.

Сервировка стола

    Проговариваем и выполняем совместно (не Вы делаете за него, а выполняете совместно!) с ребёнком следующие действия:

1. Моем руки;

2. Стелим скатерть на стол, поверх неё раскладываем салфетки под каждого члена семьи, чтобы стол оставался чистым;

3. Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук;

4. В центре на салфетку ставим хлебницу;

5. Вокруг хлебницы ставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты – положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть;

6. Ставим на салфетку тарелку для первого;

7. С правой стороны от тарелки кладём ложку;

8. Вилку кладём с левой стороны от тарелки, зубчиками вверх;

9. Нож кладём справа, лезвием к тарелке, перед ложкой. Важно объяснить ребёнку для чего нужны вилка и нож: вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек.

 

Посуда

Начинать занятия с ребёнком по мытью посуды необходимо с кукольной посуды. Приготовьте кукольную посуду, таз с водой и тряпочки. Проговаривайте с ребёнком и показывайте ему следующие действия, побудите ребёнка повторять за Вами:

 «я возьму чашку. Вот я беру тряпочку, намочу её, намылю. Сначала буду мыть чашку изнутри, а затем снаружи. А теперь буду полоскать чашку в чистой воде. Какая же она стала чистая! Чтобы посуда высохла, мы поставим её на поднос».

После окончания работы предложите ребёнку привести рабочее место в порядок.

Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу»

Посуда замаскировалась и решила поиграть с нами в прятки. На картине изображена сказочная поляна, а посуда превратилась в различные предметы. Рассмотрите сказочный лес, найдите в нём посуду. Назовите её. Скажите, во что превратилась посуда?

 

Пальчиковая гимнастика «Всё по местам!»

Полотенцем все протрем

И на место уберем.

(Одна ладонь скользит по другой)

Чашка пусть стоит в серванте

Ну а чайник на столе

(Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды)

Вилку с ложкой в шкафчик спрячем

А бутылку на окне.

Всю расставили посуду

Чистота теперь повсюду.

(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

Обсудите и закрепите на практике с ребёнком правила мытья посуды:

Очерёдность мытья:

1. Стеклянная посуда;

2. Чайная посуда;

3. Тарелки;

4. Вилки, ножи, ложки;

5. Кастрюли и сковородки.

 

Мытьё посуды:

1. Включить тёплую воду;

2. Намочить губку водой и нанести на неё средство;

3. Обработать губкой посуду с внутренней, а затем с внешней стороны;

4. Тщательно прополоскать посуду в чистой воде;

5. Поставить в сушку;

6. Сухую посуду убрать в шкаф.

Заключительные этапы мытья посуды:

1. Вымой раковину моющим средством;

2. Ополосни губку, отожми и положи сушить;

3. Тряпочку для стола выстирай, отожми и положи сушить.

Предложите ребёнку найти ошибки в следующих предложениях:

1. Руки и посуду надо мыть холодной водой;

2. Если пригорела посуда – вымой её сразу;

3. Кастрюли и сковородки надо мыть в первую очередь;

4. Посуду после еду вымой сразу.

Обязательно обсудите с ребёнком каждое утверждение!

Занятие Мытьё посуды:

Шаг 1.

Лучше приступить к мытью после завтрака, когда нет какой-то «тяжелой» замасленной посуды. Пусть ребёнка в раковине ждут пара тарелок и чашек, две-три ложки и вилки. И достаточно на первый раз. Помогаем ему надеть фартук. Потом он поднимается на подставку (или устойчивую табуретку). Включаем теплую воду, ребенок пробует ее пальчиком – не горячая ли? Ну, поехали!

Шаг 2.

Пусть ребёнок возьмет губку и капнет на нее немного геля для мытья посуды. Если у средства есть дозатор, ребенок сам справится, если нет, Вам лучше помочь. Ребенок может намочить губку и сжать ее в руке. Ух ты, сколько пены появилось! Ребёнку наверняка понравится.

Шаг 3.

Ребенок берет первую тарелочку, намыливает ее, смывает. Кладет чистую тарелку на столешницу рядом с раковиной. То же самое проделывается со всей остальной посудой. Помытые столовые приборы лучше класть отдельно в лоточек.

Шаг 4.

Можно дать ребёнку кухонное полотенце, и он вытрет по очереди всю посуду и столовые приборы, которые помыл. Обязательно поблагодарите своего маленького помощника. Ему будет приятно получить заслуженную похвалу, и это станет для него стимулом принимать участие в домашних делах в дальнейшем.

 

 

Рекомендации к занятиям по разделу «Мой дом»

 

Занятия по развитию социально-бытовых навыков из раздела «Мой дом» предполагают формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своей комнате, интерьере, в том числе:

· Умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений;

· Развитие навыков уборки в доме;

· Уход за комнатными растениями;

· Умение пользоваться часами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: