МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМТОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
ПМ 03 профессионального модуля «Классное руководство»
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Нормативно-правовые основы и сущность деятельности классного руководителя
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 1.1:
Нормативные основы деятельности классного руководителя: составление аннотированного перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность классного руководителя (пакета нормативных документов как части портфолио студента)
Тема 1.2:
Общая характеристика планирования деятельности классного руководителя: анализ видов планов деятельности классного руководителя с учетом типа ОУ.
Оформление словаря: дать определение основных понятий курса
Раздел 2. Теоретические и методические основы организация воспитательной работы с классным коллективом
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 2.1:
Анализ основных направлений деятельности классного руководителя: составление библиографии по периодическим изданиям: Содержание и направления деятельности классного руководителя;
Тема 2.2
Основные организационные формы деятельности классного руководителя. Инновационные формы воспитательной работы: Создание педагогической копилки: инновационные формы воспитательной работы с классом
Методы и приемы воспитательной работы классного руководителя: подбор педагогических ситуаций: ситуация успеха в воспитании и сложные педагогические ситуации
Тема 2.3:
Технологический аспект организации классного часа: создание методического сборника: тематические классные часы
Тема 2.4:
Особенности детского коллектива в начальной и средней школе: проектирование модели оформления классного уголка
Раздел 3. Теоретические основы организация мониторинга воспитательной работы
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 3.1:
Объекты педагогической диагностики и педагогического анализа. Особенности воспитательного мониторинга в деятельности классного руководителя: анализ моделей педагогического мониторинга в деятельности классного руководителя
Тема 3.2:
Диагностическая функция классного руководителяМетоды диагностики воспитанности ребенка и уровня развития детского коллектива: создание банка диагностического инструментария по изучения классного коллектива/создание сборника диагностических методов и методик исследования по направлениям деятельности классного руководителя
Пояснительная записка
Для овладения профессиональной деятельностью классное руководство по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» в соответствии с ФГОС и основной профессиональной образовательной программой в рамках профессионального модуля «Классное руководство» студенты осваивают МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя и выполняют различные виды самостоятельной работы.
Это обеспечивает освоение элементов следующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Интерпретировать результаты педагогической диагностики.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.4. Анализировать процесс проведения внеклассных мероприятий.
Основными видами самостоятельной работы являются:
· Оформления индивидуального словаря по темам курса
· Составление библиографий (аннотированных перечней, каталогов)
· Формирование педагогической копилки
· Анализ опыта педагогов
· Проектирование форм воспитательной работы
Организация самостоятельной работы составляет 42часа. Каждый раздел курса включает свой перечень заданий для самостоятельной работы и количество часов на их выполнение. Каждая работа оформляется в портфолио по дисциплине в отдельном файле.
Оценка результатов самостоятельной работы проводится на основе индивидуальной отчетности по формируемому портфолио на запланированных формах в рамках учебных часов в 4 и 5 семестрах. Каждый вид работы предполагает свою рейтинговую шкалу
По результатам представления портфолио студенты на основе рейтинга получают отметку.
Вид задания | Рейтинговый балл | ||
Обязательный | Дополнительный | ||
Оформления словаря | 2 балла | 2 балла | |
Составление библиографий (аннотированных перечней, каталогов) | 2 балла | 2 балла | |
Формирование педагогической копилки | 4 балла | 4 балла | |
Анализ опыта педагогов | 5 баллов | 5 баллов | |
Проектирование форм воспитательной работы | 10 баллов | 10 баллов |
Раздел 1. Нормативно-правовые основы и сущность деятельности классного руководителя
Рейтинговые баллы по разделу:
Min–16 баллов
Max– 32 балла
Задание 1. О формление словаря
Инструкция по выполнению:
Тезаурус по МДК составляется на основе анализа источников основной литературы, педагогических словарей, энциклопедий и самостоятельно подобранного справочного материала, журналов «классный руководитель» и т.п.
Студенту необходимо датьопределения следующих понятий:
воспитание, воспитанность, воспитатель, воспитанник, классный руководитель, классное руководство, цели и задач деятельности классного руководителя, функции классного руководителя, программа воспитания, воспитательная работа.
Указав автора и/или источник
Студент может дополнить тезаурус категорий по собственному усмотрению, представив несколько определений одного понятия разных авторов или дополнив категории связанные с деятельностью классного руководителя, для получения дополнительных баллов
Время на выполнение 3 часа
Результатом данной работы является владение профессиональной терминологией
Задание оценивается 2 балла при условии наличия в словаре указанных определений. Дополнительные баллы ставятся, при условии нескольких определений различных авторов на указанные понятия.
Задание 2. Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность классного руководителя
Инструкция по выполнению
Перечень нормативных документов составляется с учетом его классификации по уровням:
Международные, федеральные, региональные, локальные. Перечень составляется в форме таблицы
уровень | Полное название документа дата введения | аннотация | Электронная ссылка на документ |
федеральный | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" | http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ |
Время на выполнение 4 часа
Результатом данной работы является знание основных документов, определяющих и регламентирующих деятельность классного руководителя;
Задание оценивается в 2 балла при условии наличия не менее 2-х документов каждого уровня. Дополнительные баллы студент получает при наличии дополнительного количества документов, определяющих и регламентирующих деятельность классного руководителя
Задание 3 Анализ плана деятельности классного руководителя
Инструкция по выполнению
Анализ плана работы с классом проводится на основе таблицы (пример)
Наименование плана, указание класса, педагога, разработавшего программу.
№ | показатель | отсутствует | Присутствует но не обоснован | Присутствует но обоснован формально | Присутствует и обоснован с учетом нормативов и особенностей класса |
1. | Пояснительная записка | + | |||
2. | Характеристика класса | + | |||
3. | Цели и задачи работы с классом | + | |||
4. | Планируемый результат воспитания | + | |||
5. | Организационно-деятельностная часть | + | |||
6. | Изучение учащихся, их семей | + | |||
7. | Выборы и работа Совета | + | |||
8. | Выбор деятельности для класса | + | |||
9. | Работа с документами | + | |||
10. | Работа с учителями класса | + | |||
11. | Организация дополнительных занятий | + | |||
12. | участие класса в общешкольных мероприятиях | + | |||
13. | участие в городских, районных мероприятиях | + | |||
14. | Совместная досуговая деятельность по направлениям | + | |||
15. | «Семья и здоровье» | + | |||
16. | «Коллектив» | + | |||
17. | «Мир и гармония» | + | |||
18. | «Я - сфера» | + | |||
19. | «Общество и природа» | + | |||
20. | Др. | ||||
21. | Работа с родителями» | + | |||
22. | Работа с активом родителей | + | |||
23. | Проведение родительских собраний | + | |||
24. | Собеседования с родителями и консультации для них | + | |||
25. | Посещение семей учащихся | + | |||
26. | Психолого-педагогическое просвещение родителей | + | |||
27. | Работа со специалистами | + | |||
28. | Повышение квалификации | + | |||
Всего показателей | 1 | 4 | 15 | 7 |
Комментирование оценки дается в письменной форме с выводами о концептуальном подходе к воспитательной работе, сделанном педагогом, и с рекомендациями по совершенствованию планирования работы с учетом современных требований.
Время на выполнение 2 часа
Результатом данной работы является умение анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия, классные часы, организованный досуг, занятия с творческим коллективом
Знание теоретических основ и методики планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий, логики анализа деятельности классного руководителя
Задание оценивается в 5 баллов, если анализ носит формализованный характер. Дополнительные баллы выставляются при условии качественных комментариев или проведении сравнительного анализа 2-х программ.
Раздел 2. Теоретические и методические основы организация воспитательной работы с классным коллективом
Рейтинговые баллы по разделу:
Min–24балла
Max– 48 баллов
Задание 4. Составление библиографии по разделу, по периодическим изданиям: содержание, направления формы и методы деятельности классного руководителя;
Инструкция по выполнению
Составьте по 5-10 библиографических карточек по каждой теме раздела, используя специализированные журналы: «Абвгд - сказки, игры и уроки, Воспитание в школе, Воспитание школьников, Воспитательная работа в школе, Деятельность классного руководителя, Дополнительное образование и воспитание, Досуг в школе, Духовно-нравственное воспитание с журналом 'задушевные беседы' для чтения детям, Игра и дети, Игровая библиотека, Классное руководство и воспитание школьников - первое сентября., Классный руководитель, Лучик, Начальная школа с вкладкой практика (три пособия для учителя), Обруч. Образование, ребенок и ученик (с приложением), Справочник классного руководителя».
Образец оформления
И.А. Луканова. Дружба начинается с улыбки. Классный час //Начальная школа,2000,№4, С. 92-94. | В данной статье представлен конспект классного часа для учащихся начальной школы. Целью классного часа является содействие детям в понимании сверстников, формировании взаимопомощи и коллективизма. Классный час представлен в форме игры-конкурса. |
Время на выполнение общий объем времени на выполнение работы 3 часа.
Результатом данной работы должен стать каталог статей различных источников периодической печати(указанных в списке) в объеме не менее 20 карточек структурированных по темам.
Задание оценивается в 2 балла.