Раздел 2. Теоретические и методические основы организация воспитательной работы с классным коллективом

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМТОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

ПМ 03 профессионального модуля «Классное руководство»

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка

Раздел 1. Нормативно-правовые основы и сущность деятельности классного руководителя

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Тема 1.1:

Нормативные основы деятельности классного руководителя: составление аннотированного перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность классного руководителя (пакета нормативных документов как части портфолио студента)

Тема 1.2:

Общая характеристика планирования деятельности классного руководителя: анализ видов планов деятельности классного руководителя с учетом типа ОУ.

Оформление словаря: дать определение основных понятий курса

Раздел 2. Теоретические и методические основы организация воспитательной работы с классным коллективом

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Тема 2.1:

Анализ основных направлений деятельности классного руководителя: составление библиографии по периодическим изданиям: Содержание и направления деятельности классного руководителя;

Тема 2.2

Основные организационные формы деятельности классного руководителя. Инновационные формы воспитательной работы: Создание педагогической копилки: инновационные формы воспитательной работы с классом

Методы и приемы воспитательной работы классного руководителя: подбор педагогических ситуаций: ситуация успеха в воспитании и сложные педагогические ситуации

Тема 2.3:

Технологический аспект организации классного часа: создание методического сборника: тематические классные часы

Тема 2.4:

Особенности детского коллектива в начальной и средней школе: проектирование модели оформления классного уголка

Раздел 3. Теоретические основы организация мониторинга воспитательной работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Тема 3.1:

Объекты педагогической диагностики и педагогического анализа. Особенности воспитательного мониторинга в деятельности классного руководителя: анализ моделей педагогического мониторинга в деятельности классного руководителя

Тема 3.2:

Диагностическая функция классного руководителяМетоды диагностики воспитанности ребенка и уровня развития детского коллектива: создание банка диагностического инструментария по изучения классного коллектива/создание сборника диагностических методов и методик исследования по направлениям деятельности классного руководителя

 

Пояснительная записка

Для овладения профессиональной деятельностью классное руководство по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» в соответствии с ФГОС и основной профессиональной образовательной программой в рамках профессионального модуля «Классное руководство» студенты осваивают МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя и выполняют различные виды самостоятельной работы.

Это обеспечивает освоение элементов следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Интерпретировать результаты педагогической диагностики.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.4. Анализировать процесс проведения внеклассных мероприятий.

 

Основными видами самостоятельной работы являются:

· Оформления индивидуального словаря по темам курса

· Составление библиографий (аннотированных перечней, каталогов)

· Формирование педагогической копилки

· Анализ опыта педагогов

· Проектирование форм воспитательной работы

 

Организация самостоятельной работы составляет 42часа. Каждый раздел курса включает свой перечень заданий для самостоятельной работы и количество часов на их выполнение. Каждая работа оформляется в портфолио по дисциплине в отдельном файле.

 

Оценка результатов самостоятельной работы проводится на основе индивидуальной отчетности по формируемому портфолио на запланированных формах в рамках учебных часов в 4 и 5 семестрах. Каждый вид работы предполагает свою рейтинговую шкалу

По результатам представления портфолио студенты на основе рейтинга получают отметку.

Вид задания

Рейтинговый балл

 
Обязательный Дополнительный  
Оформления словаря 2 балла 2 балла  
Составление библиографий (аннотированных перечней, каталогов) 2 балла 2 балла  
Формирование педагогической копилки 4 балла 4 балла  
Анализ опыта педагогов 5 баллов 5 баллов  
Проектирование форм воспитательной работы 10 баллов 10 баллов  

 

 

Раздел 1. Нормативно-правовые основы и сущность деятельности классного руководителя

Рейтинговые баллы по разделу:

Min–16 баллов

Max– 32 балла

Задание 1. О формление словаря

Инструкция по выполнению:

Тезаурус по МДК составляется на основе анализа источников основной литературы, педагогических словарей, энциклопедий и самостоятельно подобранного справочного материала, журналов «классный руководитель» и т.п.

Студенту необходимо датьопределения следующих понятий:

воспитание, воспитанность, воспитатель, воспитанник, классный руководитель, классное руководство, цели и задач деятельности классного руководителя, функции классного руководителя, программа воспитания, воспитательная работа.

Указав автора и/или источник

Студент может дополнить тезаурус категорий по собственному усмотрению, представив несколько определений одного понятия разных авторов или дополнив категории связанные с деятельностью классного руководителя, для получения дополнительных баллов

Время на выполнение 3 часа

Результатом данной работы является владение профессиональной терминологией

Задание оценивается 2 балла при условии наличия в словаре указанных определений. Дополнительные баллы ставятся, при условии нескольких определений различных авторов на указанные понятия.

Задание 2. Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность классного руководителя

Инструкция по выполнению

Перечень нормативных документов составляется с учетом его классификации по уровням:

Международные, федеральные, региональные, локальные. Перечень составляется в форме таблицы

уровень Полное название документа дата введения аннотация Электронная ссылка на документ
федеральный Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/

Время на выполнение 4 часа

Результатом данной работы является знание основных документов, определяющих и регламентирующих деятельность классного руководителя;

Задание оценивается в 2 балла при условии наличия не менее 2-х документов каждого уровня. Дополнительные баллы студент получает при наличии дополнительного количества документов, определяющих и регламентирующих деятельность классного руководителя

Задание 3 Анализ плана деятельности классного руководителя

Инструкция по выполнению

Анализ плана работы с классом проводится на основе таблицы (пример)

Наименование плана, указание класса, педагога, разработавшего программу.

показатель отсутствует Присутствует но не обоснован Присутствует но обоснован формально Присутствует и обоснован с учетом нормативов и особенностей класса
1. Пояснительная записка     +  
2. Характеристика класса     +  
3. Цели и задачи работы с классом     +  
4. Планируемый результат воспитания   +    
5. Организационно-деятельностная часть     +  
6. Изучение учащихся, их семей     +  
7. Выборы и работа Совета       +
8. Выбор деятельности для класса     +  
9. Работа с документами       +
10. Работа с учителями класса     +  
11. Организация дополнительных занятий +      
12. участие класса в общешкольных мероприятиях       +
13. участие в городских, районных мероприятиях     +  
14. Совместная досуговая деятельность по направлениям     +  
15. «Семья и здоровье»       +
16. «Коллектив»   +    
17. «Мир и гармония»   +    
18. «Я - сфера»     +  
19. «Общество и природа»     +  
20. Др.        
21. Работа с родителями»       +
22. Работа с активом родителей     +  
23. Проведение родительских собраний     +  
24. Собеседования с родителями и консультации для них       +
25.  Посещение семей учащихся   +    
26. Психолого-педагогическое просвещение родителей     +  
27. Работа со специалистами     +  
28. Повышение квалификации       +
  Всего показателей 1 4 15 7

Комментирование оценки дается в письменной форме с выводами о концептуальном подходе к воспитательной работе, сделанном педагогом, и с рекомендациями по совершенствованию планирования работы с учетом современных требований.

Время на выполнение 2 часа

Результатом данной работы является умение анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия, классные часы, организованный досуг, занятия с творческим коллективом

Знание теоретических основ и методики планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий, логики анализа деятельности классного руководителя

Задание оценивается в 5 баллов, если анализ носит формализованный характер. Дополнительные баллы выставляются при условии качественных комментариев или проведении сравнительного анализа 2-х программ.

Раздел 2. Теоретические и методические основы организация воспитательной работы с классным коллективом

Рейтинговые баллы по разделу:

Min–24балла

Max– 48 баллов

Задание 4. Составление библиографии по разделу, по периодическим изданиям: содержание, направления формы и методы деятельности классного руководителя;

Инструкция по выполнению

Составьте по 5-10 библиографических карточек по каждой теме раздела, используя специализированные журналы: «Абвгд - сказки, игры и уроки, Воспитание в школе, Воспитание школьников, Воспитательная работа в школе, Деятельность классного руководителя, Дополнительное образование и воспитание, Досуг в школе, Духовно-нравственное воспитание с журналом 'задушевные беседы' для чтения детям, Игра и дети, Игровая библиотека, Классное руководство и воспитание школьников - первое сентября., Классный руководитель, Лучик, Начальная школа с вкладкой практика (три пособия для учителя), Обруч. Образование, ребенок и ученик (с приложением), Справочник классного руководителя».

Образец оформления

И.А. Луканова. Дружба начинается с улыбки. Классный час //Начальная школа,2000,№4, С. 92-94. В данной статье представлен конспект классного часа для учащихся начальной школы. Целью классного часа является содействие детям в понимании сверстников, формировании взаимопомощи и коллективизма. Классный час представлен в форме игры-конкурса.

Время на выполнение общий объем времени на выполнение работы 3 часа.

Результатом данной работы должен стать каталог статей различных источников периодической печати(указанных в списке) в объеме не менее 20 карточек структурированных по темам.

Задание оценивается в 2 балла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: