SWOT-анализ – исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – SWOT-анализ внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
Направление анализа | Содержание | Источники информации |
1. SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды | Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр. |
2. Анализ стратегичес-ких позиций | Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом | Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура |
3. Анализ сегментов рынка | Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
4. Анализ конкуренции | Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
5. Позиционный анализ | Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции |
Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).
|
|
На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Матрица SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Возможности | Угрозы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
На втором этапе SWOT-анализа рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом используется 5-балльная шкала для количественной оценки различных сочетаний сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внутренней и внешней среды компании (табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды предприятия
Сильные стороны
| Слабые стороны | Сумма баллов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||
Угрозы | 1 | |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
Возможности | 1 | |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
Сумма баллов |
Расшифровка 5-балльной шкалы:
1 балл – плохо
2 балла – слабо
3 балла – средне
4 балла – хорошо
5 баллов – отлично
На третьем этапе SWOT-анализа суммируются полученные оценки и определяется общая значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды (табл. 2.4). Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы на решение различных проблем.
Таблица 2.4 – Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды компании
Сильные стороны | Возможности | ||
Характеристика | Баллы | Характеристика | Баллы |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
Слабые стороны | Угрозы | ||
Характеристика | Баллы | Характеристика | Баллы |
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. |
На четвертом этапе SWOT-анализа в рамках SWOT-матрицы (рис. 2.1)формируется проблемное поле компании (табл. 2.5).
Возможности 1. 2. 3. | Угрозы 1. 2. 3. | |
Сильные стороны 1. 2. 3. | ||
Слабые стороны 1. 2. 3. |
Рис. 2.1. SWOT-матрица
Сочетая сильные стороны и возможности (поле СИВ), менеджерам подразделений следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получать максимальную отдачу от возможностей. При учете слабых сторон и возможностей (поле СЛВ) стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Сочетая сильные стороны и угрозы (поле СИУ), разрабатываемая стратегия должна предполагать максимальное использование силы организации для устранения угроз. При учете слабых сторон и угроз (поле СЛУ), организационная структура должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Таблица 2.5 – Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-Матрицы
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||||
1. | 2. | 3. | 1. | 2. | 3. | ||
Угрозы | 1. | ||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
Возможности | 1. | ||||||
2. | |||||||
3. |
Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (табл. 2.6). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки, проблемы ранжируются по степени значимости.
Таблица 2.6 – Количественная оценка проблем внешней (внутренней) среды функционирования предприятия
Проблемы | Оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
Итого: |
Завершается SWOT-анализ написанием вывода
По результатам проведенного анализа используем результаты SWOT-анализа для выработки определенных векторов стратегии, по которым и будем работать. Компания, как прапвило работает сразу по нескольким направлениям (векторам):
реализуем сильные стороны;
исправляем слабые стороны компании, используе ее сильные стороны;
предпритимаем меры для компенсации угроз.
|
|
Анализируя расположенные в таблице данные, составляем матрицу необходимых действий для исправления слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Сводим все данные в одну таблицу (матрицу) состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, называют: "Матрица стратегий SWOT-анализа".
СиВ | мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей предприятия; |
СиУ | мероприятия, которые используют сильные стороны предприятия для избежания угроз; |
СлВ | мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности; |
СлУ | мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз. |
Анализируя расположенные в таблице данные составляется список возможных действий (стратегия) для нейтрализации слабых сторон предприятия, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
[1] трудовые действия приводятся для производственных практик