Глава. Ситуационный анализ деятельности предприятия (организации)

SWOT-анализ – исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – SWOT-анализ внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

Направление анализа Содержание Источники информации
1. SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней и внутренней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр.
2. Анализ стратегичес-ких позиций Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура
3. Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
4. Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентов (прямых и непрямых) Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
5. Позиционный анализ Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции

Возможности предприятия определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить продукт, завоевать клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угрозы – это то, что может насести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.).

На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме: сильные стороны; слабые стороны; угрозы; возможности (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Матрица SWOT-анализа внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Возможности Угрозы
1. 1.
2. 2.
3. 3.

 

На втором этапе SWOT-анализа  рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом используется 5-балльная шкала для количественной оценки различных сочетаний сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внутренней и внешней среды компании (табл. 2.3).

Таблица 2.3 – Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды предприятия

 

   

Сильные стороны

Слабые стороны

Сумма баллов

    1 2 3 1 2 3

Угрозы

1              
2              
3              

Возможности

1              
2              
3              

Сумма баллов

             

Расшифровка 5-балльной шкалы:

1 балл – плохо

2 балла – слабо

3 балла – средне

4 балла – хорошо

5 баллов – отлично

На третьем этапе SWOT-анализа суммируются полученные оценки и определяется общая значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды (табл. 2.4). Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы на решение различных проблем.  

 

Таблица 2.4 – Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней (внутренней) среды компании

Сильные стороны

Возможности

Характеристика Баллы Характеристика Баллы
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  

Слабые стороны

Угрозы

Характеристика Баллы Характеристика Баллы
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  

На четвертом этапе SWOT-анализа в рамках SWOT-матрицы (рис. 2.1)формируется проблемное поле компании (табл. 2.5).

 

  Возможности 1. 2. 3. Угрозы 1. 2. 3.
Сильные стороны 1. 2. 3.    
Слабые стороны 1. 2. 3.    

 

Рис. 2.1. SWOT-матрица

Сочетая сильные стороны и возможности (поле СИВ), менеджерам подразделений следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получать максимальную отдачу от возможностей. При учете слабых сторон и возможностей (поле СЛВ) стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Сочетая сильные стороны и угрозы (поле СИУ), разрабатываемая стратегия должна предполагать максимальное использование силы организации для устранения угроз. При учете слабых сторон и угроз (поле СЛУ), организационная структура должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

 

Таблица 2.5 – Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-Матрицы

 

   

Сильные стороны

Слабые стороны

    1. 2. 3. 1. 2. 3.

Угрозы

1.            
2.            
3.            

Возможности

1.            
2.            
3.            

 

Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (табл. 2.6). Существенность для компании каждой проблемы определяется величиной оценки, проблемы ранжируются по степени значимости.


Таблица 2.6 – Количественная оценка проблем внешней (внутренней) среды функционирования предприятия

 

Проблемы Оценка
1.  
2.  
3.  
Итого:  

Завершается SWOT-анализ написанием вывода

По результатам проведенного анализа используем результаты SWOT-анализа для выработки определенных векторов стратегии, по которым и будем работать. Компания, как прапвило работает сразу по нескольким направлениям (векторам):

 

реализуем сильные стороны;

исправляем слабые стороны компании, используе ее сильные стороны;

предпритимаем меры для компенсации угроз.

Анализируя расположенные в таблице данные, составляем матрицу необходимых действий для исправления слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Сводим все данные в одну таблицу (матрицу) состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, называют: "Матрица стратегий SWOT-анализа".

 

СиВ мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей предприятия;
СиУ мероприятия, которые используют сильные стороны предприятия для избежания угроз;
СлВ мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;
СлУ мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

 

Анализируя расположенные в таблице данные составляется список возможных действий (стратегия) для нейтрализации слабых сторон предприятия, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.


[1] трудовые действия приводятся для производственных практик




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: