Динамические режимы работы ВЭУ

 

7.1. Динамические режимы ВЭУ, в отличие от статических или установившихся режимов, характеризуются изменениями таких основных параметров, как угловая скорость вращения ветроагрегата (w) и угол поворота лопасти (j). С этой точки зрения режим запуска и режим торможения ВЭУ являются динамическими режимами. Что касается рабочего режима, то он может рассматриваться как статический при постоянной скорости ветра (например, для расчета выработки энергии) или динамический при исследовании механических или электрических процессов при переменном характере скорости ветра.

 

       7.2. Движение ветроагрегата на динамических режимах описывается уравнением динамики:

 

 

где Мв – вращающий момент ветроагрегата, который создается аэродинамическими силами ветроколеса и электромеханическими силами генератора;

       Мс – характеризует силы трения и электромеханические силы, возникающие в генераторе при вращении ротора, и приведенные к оси вращения ветроагрегата.

 

       7.3. Аэродинамический момент ветроколеса:

 

,

,

           

m (z, j) – коэффициент аэродинамического момента, приведенный на рис. 5.1.

Момент генератора (в режиме генерирования и в двигательном режиме) приведен на рис. 7.1.

 

7.4. Момент инерции (I) при выполнении курсовой работы можно определить по следующему соотношению:

 

,

 

или по графику рис. 7.2, которые получены путем обработки значений момента инерции по ряду ВЭУ; величина радиуса ВК – в м.

 

       7.5. Режим запуска ВЭУ из остановленного состояния базируется на использовании одного из двух видов энергии: энергии ветра или электрической энергии, а также на одновременное использование этих источников. При этом могут быть использованы:

- автономный запуск;

- принудительный запуск;

- комбинированный запуск;

- последовательный запуск.

Первая фаза запуска из остановленного состояния характеризуется следующими значениями угловой скорости и углового ускорения:

 

,     

.




J, [кгмА2]

1000000


100000


10000


1000


100









10000000

R,[m]

 


Эта фаза характеризуется нарастанием вращающего момента до величины Мтрог., при котором преодолевается сопротивление трения покоя и ветроколесо начинает вращательное движение  .

Фаза движения  
Мтр
Мтрог
Мс
Эти фазы начального этапа запуска приведены на рис. 7.3 с учетом того, что момент трения покоя больше момента трения вращения.

 

 

 


Мв
Трение вращения
Трение покоя
                                                                                                                           

 



Рис. 7.3.

 

       На первой фазе запуска ():

 

Мс = 0,007 Мном;

 

       При вращении ветроколеса ():

 

Мс = 0,005 Мном.

 

       7.6. Двигательный режим разгона в курсовой работе рассчитывается при скорости ветра (V):  

V = Vp,

 

где Vp – расчетная скорость ветра.

       Для этого метода разгона ветроагрегата уравнение вращения вокруг собственной оси:

 

,

 

где Мдв – момент генератора в двигательном режиме.

       Номинальное значение момента (Мном) для определения момента сопротивления в этом дифференциальном уравнении берется из соотношения:

 

,

 

где Nном – номинальная мощность ВЭУ;

wном – номинальная угловая скорость ветроколеса, определенная в процессе расчета статических характеристик.

       Угол установки лопасти (j) выбирается таким образом, чтобы аэродинамический момент ветроколеса Мвк был положительным (Мвк > 0) на протяжении всего режима разгона. В частности, угол разгона j может выбираться из условия максимальности коэффициента момента m (z) при данном z.

       Расчет выполняется в диапазоне w: [0, wном ].

 

       7.7. Интегрирование уравнения изменения угловой скорости проводится методом Эйлера:

 

,

 

где Dt – шаг интегрирования.

 

       7.8. Автономный запуск ВЭУ рассчитывается для минимальной скорости ветра Vmin и в диапазоне угловых скоростей [0, wmin ].

       Уравнение вращения:

 

,

 

а угол установки лопасти выбирается таким, чтобы m (z) = mmax (z), при этом зависимость mmax (z) представляет собой огибающую графика m (z) (рис.5.1).

 

       7.9. Режим торможения предназначен для перевода ВЭУ из состояния вращения в состояние остановки либо медленного вращения. Торможение ветроагрегата осуществляется поворотом лопастей во флюгерное положение, в котором вращающий аэродинамический момент ветроколеса близок к нулю.

       Режим торможения рассчитывается для расчетного значения скорости ветра V 0 = V p при его следующем изменении в процессе торможения [4]:

 

                              V p,                                           при t £ 0

V (t)=               V p + 7,5 [1 – Cos()]            при 0 < t £ 10 c

                              V p + 15                                          при t > 10 c

 

       Уравнение движения ветроагрегата

 

 

не содержит момента генератора, т.к. из условий безопасности режиму торможения должно предшествовать отключение генератора.

       При расчете режима торможения угловую скорость поворота лопасти () следует ограничить величиной:

 

 

                                          4о /с,        для Nн ³ 500 квт

                  

                                          8о /с,        для Nн < 500 квт.

 

       10. Результаты расчета представляются в виде зависимостей w = w (t), j = j (t), а также таблиц. При представлении результатов расчета режима торможения определить величину перерегулирования ,

где wmax, w 0 – соответственно максимальное и начальное значение частоты вращения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: