Тема 4. Методы обучения

Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов (по Ю.К. Бабанскому). Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебной деятельности. Требования к методам.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

В дидактике имеются различные определения понятия «метод обучения».

Метод обучения ― это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский).

Более современное определение метода обучения звучит следующим образом.

Метод обучения ― это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Метод обучения состоит из приёмов обучения (методических приёмов).

Приём обучения (методический приём) — это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.

Так, например, лекция — это метод обучения, а вот приёмы, активизирующие внимание учащихся и облегчающие восприятие учебного материала: сообщение плана лекции; запись учащихся базовых понятий темы; показ учителя; сравнительная характеристика учителем двух и более объектов; риторический вопрос и т.п.

Одни и те же методические приёмы могут входить в состав разных методов обучения. А один и тот же метод может быть реализован посредством различных приёмов. В обучении также возможны переходы методов в приёмы и наоборот.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ.

Этот метод обучения предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный способ, хотя не слишком усовершенствованные речевые данные компьютера могут влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция.

Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и др.    

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Подобным методом легче всего пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.

Беседа.

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.

В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. Подобные методы обучения в данном случае могут представлять только достаточно активную переписку преподавателя с обучаемыми. Иначе этот метод возможен при дистанционном обучении только на время сессии. Но при этом следует учитывать, что некоторые обучаемые просто нуждаются в подобных методах обучения.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Практические методы обучения

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

К практическим методам обучения относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.

К практическим методам относятся также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебно-познавательной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к познавательной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о сти- мулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы педагогов и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов обучения детей дошкольного возраста, стимулируют познавательную активность. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на подгруппы:

— методы эмоционального стимулирования;

— методы развития познавательного интереса.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебно-познавательной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых ребенок добивается в деятельности хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным, чтобы дети, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следует более сложное задание, которое уже предлагается всей группе.

Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь в выполнении познавательных задач одной и той же сложности. Детям, которые нуждаются в стимулировании, можно предложить варианты способов решения, план, наглядную опору.

Поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, — это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием ребенка.

Круг поощрений весьма разнообразен. В процессе познавательной деятельности это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, которое позволило достигнуть лучшего результата, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания и др. Кроме того, в качестве основания для поощрения для дошкольников может служить продуманная и принятая вместе с детьми система призов.

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов деятельности и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А. С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трехуровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. Применимо к дошкольному возрасту целесообразно выстраивать ближние и средние перспективы, дальняя перспектива для маленького ребенка настолько абстрактна, что не может служить мотивом к действию. Ближние перспективы для малышей всегда основываются на чувствах и личностном опыте: помочь маме, накормить рыбку, построить домик для зайчика и т.п. На среднем уровне могут существовать не только личностные, но и общественно значимые мотивы: подготовка к празднику, поездка на экскурсию, уборка и украшение прогулочной площадки, изготовление подарков для близких и друзей. Не следует выстраивать перспективы для детей дошкольного возраста, связанные с поощрением и наказанием (сделаешь — пойдешь поиграть; будешь сидеть тут, пока не сделаешь правильно), со стимулированием конкуренции детей (кто первый сделает, тот получит приз), с негативными ожиданиями (не сделаешь — расстроишь маму; попробуй сделать — может хоть сейчас у тебя получится).

Стимулирование занимательным содержанием: введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Занимательность основана на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, грандиозностью явления. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у дошкольников, стимулируя познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Формирование готовности восприятия нового материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий на активизацию внимания детей: сюрпризные моменты; видео- и аудиооформление начала занятия; обращение к какому-либо значимому для детей событию из жизни группы или отдельного ребенка, общественной жизни, жизни природы; использование информационно-коммуникационных технологий.

Использование игр и игровых форм организации учебнопознавательной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного занятия или всей образовательной деятельности на протяжении длительного промежутка времени (день, неделя). В рамках образовательного процесса с детьми дошкольного возраста широко используется выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета: игры-путешествия, игры-поиски (клада, пропажи и т.п.). Поскольку для дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра, то осуществление образовательного процесса в рамках сюжетно-ролевых игр является приоритетным и не нуждается в дополнительном стимулировании.

Создание ситуаций творческого поиска. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей детей является наиболее сложной и труднореализуемой. Речь идет о формировании способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно находить способы своих действий и реализовывать их, что вызывает у педагога, склонного к педантичному выполнению программного материала, страх перед кажущейся неуправляемостью процесса. Избежать этих затруднений позволит знание методов стимулирования творчества детей. Наибольший эффект дают следующие методы.

1. Творческое задание представляет собой познавательную задачу, для решения которой ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в деятельности не применяемые: рисунок, придумывание заданий для других, составление ребусов, головоломок, сочинительство стихов (рифм), сказок.

2. Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у детей сильную мотивацию. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, и поэтому любое доступно представленное противоречие, лежащее в основе проблемы, сразу заинтересовывает их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, разгадать встретившуюся на их пути тайну.

3. Дискуссия (организация обсуждения материала) — метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая детьми в ходе дискуссии, может как отражать его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Дискуссию целесообразно использовать, когда дети уже обладают определенной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Готовность к дискуссии определяется наличием у детей умения не обижаться на замечания и доказывать правильность своего мнения не криком и оскорбительными словами, а фактами и примерами.

В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования:

- Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.

- Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.

Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся не могут быть активными в процессе усвоения учебного материала, если они его не понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения.

Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: