Тема 2. Принципы обучения

Тема 1. Введение в дидактику.

Понятие о дидактике. Категории дидактики: цели, мотивы обучения, принципы, методы, формы, средства, виды обучения, концепции образования, содержание образования. Процесс обучения, его функции и структура.

Дида́ктика — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Цель дидактики – обоснование обучения.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям.

1. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.

2. По уровням эти мотивы делятся:

– на широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения;

– узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд;

– мотивы социального сотрудничества — ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение роли и позиции в классе;

– широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

– учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов;

– мотивы самообразования – ориентация на приобретение знаний.

3. В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию: социальные (социально-ценностные); познавательные; профессионально-ценностные; эстетические; коммуникационные; статусно-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические (меркантильные).

4. Побудительные мотивы лежат в основе различных целенаправленных действий, смыслообразующие «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень.

5. Мотивы учения внешние (исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний) и внутренние.

6. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, не контролируемых сознанием влечениях.

7. Мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интересы обучаемых зависят от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Интересы школьников также зависят от их отношения к учителям.

Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов: новизна учебного материала; использование новых, нетрадиционных форм обучения; чередование форм и методов обучения; показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха; доверие к обучаемому и многое другое.

В тесной связи с мотивами существуют потребности, являющиеся источником активности и ее движущей силой.

Принципы дидактики – основные положения, которые определяют пути достижения цели обучения

Зависят от целей воспитания и имеют исторический характер. Определят содержание, метода и организацию обучения и вместе с правилами обучения является надежным руководством к действию для педагога:

1) Принцип научности:

- использование научных терминов;

- определение закономерностей развития той или иной науки;

- подкрепление фактическим материалом;

2) Принцип доступности:

- объяснение должно быть простым, доступным для определённого возраста детей;

- излагая новое, связывать его с известным;

- разбирать на уроке важнейшие положения и наиболее трудные места учебника;

3) принцип систематичности и последовательности в обучении:

- необходимость добиваться усвоения системы знаний;

- определяет преподавание основных наук в строгом, логическом порядке

4) Принцип связи теории с практикой

- опираться на имеющийся опыт

- показывать области применения теории в производстве, быту, с/х

- вырабатывать умения и навыки применения знаний на практике, в жизни

- показывать, что возникновение теории обусловлено практическими потребностями общества

5) Принцип наглядности

-ученик, изучая пособия, сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдениями ученика, обращает его внимание на существенные признаки

- сообщает сведения, иллюстрируя их справедливость наглядными пособиями

- при изучении связи между явлениями, ученик сам обнаруживает эти связи. Учитель при помощи слова ведёт учащихся к осмыслению связи

- сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует это показом

6) Принцип сознательности и активности

- обучение на высоком уровне трудности

- ведущая роль – теория

- быстрый темп изучения программы

- осознание процесса учения

- целенаправленная и систематичная работа над общим развитием всех учащихся

7) Принцип прочности и основательности

- выделить главное, не перегружать материальными частностями

- делать упор на осмысленное, а не механическое запоминание

- чередовать виды учебной деятельности

- предупреждать забывание

8) Принцип учета индивидуальных особенностей и коллективного характер.

В настоящее время выделено и описано достаточно большое количество классификаций методов обучения в дидактике. Это связано со сложностью объекта дидактики, стоящих перед ней целей и задач.

Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.

Традиционная классификация методов обучения в дидактике, является одной из первых классификация, берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В том виде, в котором данная классификация приводится сейчас, она частично адаптирована под современные условия. Общим признаком, объединяющим методы, является источник знаний.

Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:

- Словесные методы – позволяют в наиболее короткий срок передать необходимую информацию от преподавателя к учащимся. Информация передается в нужной последовательности, скорости и объеме, при необходимости возможно дополнение, указание проблем, постановка задач и т.д. Виды словесных методов: беседа, рассказ, лекция и т.п.

- Наглядные методы – направлены на воспроизведение чувственных образов, возникновение ощущений и восприятий. Используются совместно со словесными. Виды наглядностей: макеты, экскурсии, плакаты и т.д.

- Практические методы – основаны на практической деятельности учеников. В процессе использования данных методов формируются практические навыки и умения. Виды практических методов: лабораторные, письменные, практические работы и т.п.

- Работа с учебной и методической литературой. Данный метод подразумевает самостоятельную работу с источником информации в виде чтения, цитирования, реферирования и т.п.

- Видеометод. Один из наиболее современных методов, представляет собой работу педагога посредством использования различных технических и информационных средств. Применяется при подаче нового материала, проверки знаний, закрепления и т.д.

В дидактике принято выделять формы обучения

· индивидуальные,

· групповые,

· фронтальные,

· коллективные,

· парные,

· аудиторные и внеаудиторные,

· классные и внеклассные,

· школьные и внешкольные.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах работа осуществляется в группах, формируемых на различной основе.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя одновременно со всеми обучаемыми в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма рассматривается как работа целостного коллектива, обладающего своими особенностями взаимодействия.

Парная форма обучения предполагает основное взаимодействие между двумя обучаемыми.

Остальные формы обучения связаны с местом осуществления занятий.

Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:

– учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

– лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

– технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

– общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

Классификация дидактических средств:

Существует множество различных классификаций дидактических средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение).

– визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

– аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;

– аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы;

– частично автоматизирующие процесс обучения — программированные учебники, дидактические машины, лаборатория для изучения языка, так называемые автоматизированные классы и т. д.

В дидактике имеется ряд теорий обучения, которые по-разному объясняют сущность дидактического процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить.

Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. В дидактике сложились сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.

Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеются другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. Выше дана их общая характеристика, теперь более детальное описание.

Сообщающее обучение

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту (см. выше).

Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Ш. А. Амонашвили):

В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения:

а) традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг и И.Г. Песталоцци);

б) прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);

в) современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).

Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Как же определить, что человек обладает определенными умениями? Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.

Процесс обучения – положительное отношения к учению, восприятие и запоминание нового материала, его осмысление и закрепление в памяти, а также способность воспроизводить усвоенное

Особенности процесса обучения:

1) Усваиваются систематизированные, специально отобранные знания

2) Усваиваются лишь те знания, которые наиболее соответствуют целям образования и в количестве, достаточном для формирования определённого понятия

3) Охватывает не только знания, но и умения и навыка их применения

4) Осуществляется с учетом возраста детей

5) Носит воспитательный характер и осуществляется под руководством учителя

Структура (этапы) процесса обучения

1) Подготовка к восприятию

Заключается в пробуждении интереса к новым знаниям, создании установки на их усвоение. Осуществляется это постановкой познавательных задач, созданием необходимой обстановки и стимулов к учению, создание проблемной ситуации

2) Восприятие нового материала

Отражение в сознание воспринимаемых органами чувств предметов, явлений, процессов, их моделей или сообщений от них. Основная задача учителя – включение в деятельность возможно большего числа органов чувств детей

3) Осмысление воспринятого материала

Заключается в отвлечении от конкретных признаков изучения предмета и сопоставлении их с уже известными в осуществлении мыслительных операций – сравнение, выделение главного, анализ, синтез, обобщение

4) Запоминание, закрепление и совершенствование знаний

Повторять основные положения изучаемого материала, учить детей приемам эффективного заучивания, правильного осмысленного повторения

5) Применение знаний, умений, навыков

Конкретизация выработанных абстрактных понятий и их проверка в деятельности

6) Анализ результатов обучения, проверка усвоения знаний, умений, навыков

Установление обратной связи как необходимое условие успешного управления учётным процессом

Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризо-ванные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, сколько в развитии умений использовать его для по лучения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Тема 2. Принципы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: