Понятие о формах обучения, их классификация. Характеристика исторически известных и современных форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, маннгеймская, дальтон-план.
Классификация форм обучения:
По длительности (времени) обучения различают:
1) классический урок – 45 минут;
2) спаренный урок – 90 минут;
3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существует 2 вида форм обучения:
1) коллективная работа;
2) индивидуальная работа.
Коллективная работа включает в себя:
1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;
|
|
3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4
4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;
5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;
6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);
Экскурсии бывают:
- по месту в учебной программе:
- вводные;
- текущие;
- обобщающие.
- по содержанию:
- предметные (1 объект);
- комплексные (несколько объектов).
- по мету проведения:
- природоведческие;
- производственные;
- культурологические.
Они используются на любом этапе обучения:
1) с целью введения в тему;
2) как способ получения новой информации;
|
|
3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.
Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.
Необходимо принимать во внимание следующие требования:
- домашнее задание должно быть своевременным;
- домашнее задание должно быть связано с темой урока;
- организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;
- задание уроков на дом должно быть доступным;
- необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.
Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми).
Индивидуально-групповая система обучения. Прием с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).
Классно-урочная система (постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно).
Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших\ небольшие группы по 10чел;
Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Тема 6. Виды обучения.
Многообразие видов обучения в современной дидактической концепции. Сообщающее обучение, проблемное, программированное, развивающее. Характеристика каждого вида обучения по плану: суть, этапы деятельности учителя и ученика, достоинства и недостатки.
Основные виды обучения:
Сообщающее обучение – это передача знания в «готовом» виде ученику. Ученик должен уметь воспроизводить то, что ему рассказывали.
|
|
Структура обобщающего обучения:
Учитель | Ученик |
информирует о новых знаниях, объясняет | воспринимает, обнаруживает первичное понимание |
организует осмысливание учебной информации (через вопросы, задания) | осмысливает углубляет понимание учебного материала |
организует обобщение знаний (связь с предыдущим материалом, широта применения) | обобщает вместе с учителем усвоенный материал |
организует закрепление учебного материала (работа в зоне актуального развития) | закрепляет изученное путём повторения |
организует применение знаний и оценивает степень усвоения | применяет изученное в упражнениях, заданиях (здесь возможна работа в зоне ближайшего развития) |
Достоинства сообщающего обучения:
+ систематичность
+ малые затраты времени
+ достаточно легкое управление учебным процессом
Минусы:
- слабо реализуется развивающая функция обучения
- деятельность ученика в основном репродуктивная
Так выглядит традиционное обучение, которое до сих пор широко применяется и основателем его считается Гербарт
Проблемное обучение
Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Поэтому знания ученики добывают на основании:
- поиска информации
- наблюдения
- анализа
То есть различных способов мыслительной деятельности. Результат этой деятельности – получение нового знания. То есть процесс учения уподобляется научному поиску.
Учащиеся знакомятся и для них становятся привычными термины проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения задачи, эксперимент.
Учитель | Ученик |
Создаёт проблемную ситуацию | Осознаёт противоречие в изучаемом явлении |
Организует размышление над проблемой и её формулировкой | Формулирует проблему |
Организует поиск гипотезы | Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия |
Организует проверку гипотезы | Проверяет гипотезу, ставя эксперимент, решая задачу, проводя мысленный анализ |
Организует обобщение результатов, получение выводов | Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания |
|
|
Учитель выступает как организатор нового этапа поиска, но не решает проблему сам
Достоинства:
+ развивает мыслительные способности у ребенка
+ развитие интереса к учению
+ развитие творческих сил
Недостатки:
- не каждую тему можно сформулировать как проблемную
- квалификация учителя должна быть высокой, а подготовленность класса хорошей
Основатель проблемного обучения – Дьюи, начало 20 века