Тема 5. Формы обучения

 Понятие о формах обучения, их классификация. Характеристика исторически известных и современных форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, маннгеймская, дальтон-план.

Классификация форм обучения:

По длительности (времени) обучения различают:

1) классический урок – 45 минут;

2) спаренный урок – 90 минут;

3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;

4) «уроки без звонков» произвольной длительности.

Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.

Существует 2 вида форм обучения:

1)    коллективная работа;

2) индивидуальная работа.

Коллективная работа включает в себя:

1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;

2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;

3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4

4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;

5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;

6)  учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);

Экскурсии бывают:

- по месту в учебной программе:

 - вводные;

- текущие;

- обобщающие.

- по содержанию:

- предметные (1 объект);

- комплексные (несколько объектов).

- по мету проведения:

- природоведческие;

- производственные;

              - культурологические.

    Они используются на любом этапе обучения:

1) с целью введения в тему;

2) как способ получения новой информации;

3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.

7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;

8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

- домашнее задание должно быть своевременным; 

- домашнее задание должно быть связано с темой урока;

- организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;

- задание уроков на дом должно быть доступным;

- необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.

Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.

 

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми).

Индивидуально-групповая система обучения. Прием с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

Классно-урочная система (постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно).

Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших\ небольшие группы по 10чел;

Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Тема 6. Виды обучения.

Многообразие видов обучения в современной дидактической концепции. Сообщающее обучение, проблемное, программированное, развивающее. Характеристика каждого вида обучения по плану: суть, этапы деятельности учителя и ученика, достоинства и недостатки.

Основные виды обучения:

Сообщающее обучение – это передача знания в «готовом» виде ученику. Ученик должен уметь воспроизводить то, что ему рассказывали.

Структура обобщающего обучения:

Учитель Ученик
информирует о новых знаниях, объясняет воспринимает, обнаруживает первичное понимание
организует осмысливание учебной информации (через вопросы, задания) осмысливает углубляет понимание учебного материала
организует обобщение знаний (связь с предыдущим материалом, широта применения) обобщает вместе с учителем усвоенный материал  
организует закрепление учебного материала (работа в зоне актуального развития) закрепляет изученное путём повторения  
организует применение знаний и оценивает степень усвоения   применяет изученное в упражнениях, заданиях (здесь возможна работа в зоне ближайшего развития)

Достоинства сообщающего обучения:

+ систематичность

+ малые затраты времени

+ достаточно легкое управление учебным процессом

Минусы:

- слабо реализуется развивающая функция обучения

- деятельность ученика в основном репродуктивная

Так выглядит традиционное обучение, которое до сих пор широко применяется и основателем его считается Гербарт

Проблемное обучение

Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Поэтому знания ученики добывают на основании:

- поиска информации

- наблюдения

- анализа

То есть различных способов мыслительной деятельности. Результат этой деятельности – получение нового знания. То есть процесс учения уподобляется научному поиску.

Учащиеся знакомятся и для них становятся привычными термины проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения задачи, эксперимент.

Учитель   Ученик  
Создаёт проблемную ситуацию   Осознаёт противоречие в изучаемом явлении
Организует размышление над проблемой и её формулировкой Формулирует проблему  
Организует поиск гипотезы   Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия
Организует проверку гипотезы   Проверяет гипотезу, ставя эксперимент, решая задачу, проводя мысленный анализ
Организует обобщение результатов, получение выводов   Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

 

Учитель выступает как организатор нового этапа поиска, но не решает проблему сам

Достоинства:

+ развивает мыслительные способности у ребенка

+ развитие интереса к учению

+ развитие творческих сил

Недостатки:

- не каждую тему можно сформулировать как проблемную

- квалификация учителя должна быть высокой, а подготовленность класса хорошей

Основатель проблемного обучения – Дьюи, начало 20 века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: