История коррупции в системе органов внутренних дел России

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1 Понятие коррупции и история развития законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел. 5

1.1 История коррупции в системе органов внутренних дел России. 5

1.2 Противодействие коррупции: понятие, принципы и правовые основы.. 9

1.3 Методы и правовые средства противодействия коррупции. 19

1.4 Роль органов внутренних дел в российской системе государственных органов осуществляющих функции в сфере противодействия коррупции. 22

Глава 2 Анализ деятельности по противодействию коррупции на примере МУ МВД России "Раменское" Московской области. 28

2.1 Характеристика МУ МВД России Раменское Московской области. 28

2.2 Анализ деятельности МУ МВД России "Раменское" Московской области. 42

2.3 Результаты деятельности сотрудников МУ МВД России Раменское Московской области по противодействию коррупции. 46

Глава 3 Проблемы в деятельности МУ МВД России "Раменское" Московской области по противодействию коррупции. 54

3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности МУ МВД России "Раменское" Московской области. 54

3.2 Оценка эффективности. 64

Заключение. 68

Список использованной литературы.. 72

 

Введение

 

В современных социально-экономических и политических условиях проблема коррупции является одной из главнейших в Российской Федерации. Она в значительной мере препятствует развитию государства, нарушает права и законные интересы граждан, является угрозой национальной безопасности.

С проблемой коррупции сталкиваются практически во всех государствах. Международный опыт показывает, что избавиться от нее полностью не удавалось еще ни одной стране в мире, реально достижимой является возможность значительно снизить уровень коррупции. Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он вычисляется на основании независимых опросов, проводимых международными экспертами из финансовых и правозащитных институтов, и отражается в отчете международной неправительственной организации Transparency International. В соответствии с ее данными по состоянию на 2019 год статистика коррупции в России вывела ее на 135 место из 180 стран мира.

Необходимость борьбы с коррупционными проявлениями неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как одно из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел.

Следует подчеркнуть, что борьба с коррупцией должна проводиться в первую очередь и в самих правоохранительных органах. Согласно информации заместителя генерального прокурора А.Э. Буксмана «за 9 месяцев 2017 года установлено порядка 1,3 тысячи сотрудников правоохранительных органов, совершивших коррупционные преступления. При этом большинство из них (56,1%; 729) совершено сотрудниками органов внутренних дел».

Если рассматривать структуру органов внутренних дел, то наибольшее число коррупционных преступлений совершается в подразделениях ГИБДД. Об этом говорил начальник ГУ ГИБДД МВД России генерал-майор полиции М.Ю. Черников. Он заявил, что большинство уголовных дел о коррупции возбуждается в отношении сотрудников ГАИ. «Она, наверное, одна из «передовых» служб по этому показателю. Для борьбы с этим нами будет рассматриваться комплекс мер, направленный на профилактику коррупционно-зависимого поведения».

Цель исследования – организация деятельности по противодействию коррупции на примере МУ МВД России Раменское Московской области.

Объект исследования – МУ МВД России "Раменское" Московской области.

Предмет исследования – противодействие коррупции в МУ МВД России Раменское Московской области.

Задачи исследования:

Изучить историю коррупции в системе органов внутренних дел России;

Рассмотреть противодействие коррупции: понятие, принципы и правовые основы;

Проанализировать методы и правовые средства противодействия коррупции;

Определить роль органов внутренних дел в российской системе государственных органов осуществляющих функции в сфере противодействия коррупции;

Дать характеристику МУ МВД России Раменское Московской области;

Провести анализ деятельности МУ МВД России "Раменское" Московской области;

Охарактеризовать результаты деятельности сотрудников МУ МВД России Раменское Московской области по противодействию коррупции;

Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности МУ МВД России "Раменское" Московской области;

Провести оценку эффективности.

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Логика исследования обусловила структуру работы. Работа включает в себя введение, основную часть из трех глав, заключение и список использованной литературы.

Теоретическая значимость данной работы объясняется тем, что ОВД играют значимую роль в безопасности страны.

Практическая направленность и сделанные выводы могут способствовать совершенствованию действующего законодательства в сфере уголовного производства. Результаты исследования важны и для служащих ОВД и практикующих юристов.

 

 

Глава 1 Понятие коррупции и история развития законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел

История коррупции в системе органов внутренних дел России.

 

Проблема коррупции является одной из самых насущных и актуальных проблем современного российского государства. В последнее время участились случаи коррупционных скандалов, которые осуждаются большей частью жителей страны. Но реагировать по - другому невозможно, потому что люди, создающие закон, сами же его и нарушают. А становится реальным это лишь потому, что коррупционеры вливаются в ряды правоохранительных органов.

Прежде чем перейти к историческому анализу коррупционных действий отметим, что актуальность данной темы связана с обширным распространением этого явления и требует немедленного поиска методов и способов решения этой проблемы, совершенствования законодательства в данной области. Изучение застоя коррупции в России на протяжении всей ее истории необходимо прежде всего для того, чтобы определить характер коррупционного воздействия, разработать в дальнейшем эффективные меры по борьбе с коррупцией, а также создать условия, в которых невозможно развития данного явления.

Феномен коррупции известен человечеству с древних веков.

В свое время великий китайский государственный деятель, философ Аньттти Ванг в своих известных трудах о природе коррупции отмечал два закона (источника) это «плохие законы» а также «плохие люди».

В 14 веке на Востоке жил и творил известный ученый-муж Ибн Хальдун, который вошел в историю как основатель научной теории и социологии, а также ярый исследователь коррупции. Так вот, он тогда еще указывал что она (коррупция) приводит трудностям, в первую очередь к экономическим, социальным, духовным. Он утверждал, что коррупция явление социальное. И оно с развитием социума, общества может только увеличиваться, если ее не ограничить.

В нашем Отечестве последние 300-400 лет борьба с коррупцией является для руководителей государства российского одной из приоритетных задач.

Так, антикоррупционные нормы нашли отражение в Судебнике 1497 года, в Двинской уставной грамоте 1397 года, в Новгородской судной грамоте, в Судебнике 1550 года.

Например, в Судебнике Ивана III записано: «А посулов вояром, и окольничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати. А судом не мстити, ни дружити никому...».

Судебник 1550 года предусматривал санкции за коррупционную деятельность.

Борьбу с коррупцией вели Иван Грозный и Петр Великий.

Так, Иван Грозный стремился, «чтобы и их родов в стране больше не осталось, всех несправедливых управителей и властителей в стране, которые не служили его предкам верно и добросовестно. И так хотел сделать, чтобы вершили суд новые управители, которых бы он посадил по судебникам, без подношений, даров». Но в совокупности с санкциями за коррупционные махинации существовала и система кормления - когда управитель оставлял часть вырученных денег себе за службу. То есть это самый легальный способ получения взятки. Но по многочисленным жалобам Иван Грозный отменил кормления в 1556 году.

Также Петр I продолжил борьбу с коррупцией. Он ввел первые надзорные органы - фискалы. Но количество взяток не уменьшилось. И Петр принял решение издать указ, что если кто - либо возьмет взятку, то будет повешен. На что генерал - прокурор Ягужинский ему ответил: «Вы останетесь без подданных». Таким образом, сам член Правительствующего Сената признался, что общество того времени является достаточно коррумпированным.

Во время правления Петра Первого получение или дача взятки в любой даже форме начало считаться уже преступлением, однако при его правлении количество чиновников так возросло, а деньги начали получать нерегулярно, и чиновники, особенно низших чинов, вновь начали брать взятки. А после смерти Петра I и вовсе вернули ту старую модель взяточничества, когда коррупция, фактически, была легальна. Активную борьбу с коррупцией вели государыни Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, другие руководители Российской империи.

В период дворцовых переворотов никто из правителей, кроме Екатерины II, не мог решить проблему коррупции. Для снижения коррупции в обществе она увеличивала размер жалованья чиновников, а также вводила строгие меры наказания за дачу взяток.

В XIX веке необходимо упомянуть антикоррупционные меры Николая I. Он создал Третье отделение его Императорского Величества Канцелярии, призванное бороться с лихоимством. Но в тоже время император знал и о том, что его приближенный Кокошин берет взятки. Поэтому, для того чтобы искоренять коррупцию в обществе, для начала необходимо бороться с ней в верхах.

В советский период декретом СНК «О взяточничестве» от 1918 года вводилась уголовная ответственность - лишение свободы до 5 лет совместно с принудительными работами и для тех, кто дает и для тех, кто берет взятки. В 1922 году введена смертная казнь (расстрел) за это преступление.

Особо активно данная работа осуществлялась в советский период. Коррупция была приравнена к контрреволюционной деятельности, за что Уголовный кодекс предусматривал высшую меру наказания - расстрел.

Во время правления Сталина борьба с коррупцией велась не расстрелом, а привлечением к уголовной ответственности родственников и членов семьи коррупционера, его ближайшего окружения; доносами и агитационными мероприятиями в обществе. Конечно, Сталин не ликвидировал коррупцию полностью («дело врачей», «дело ткачей» и др.), но минимизировал количество этих случаев.

Борьба с коррупцией, взяточничеством была особо активизирована с приходом на пост генерального секретаря ЦКПСС Юрия Андропова.

В новейшей российской истории в 1998 году доктор юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партос чиновникам советского периода».

В 1999 году академик РАН Д.С. Львов и доктор экономических наук Ю.В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю.Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.

В мае 1999 года заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом.

Таким образом, за весь период истории России удачными меры борьбы с коррупционерами оказались лишь у Ивана Грозного и у И.В. Сталина. Но, конечно, их меры борьбы приемлемы лишь для их эпохи - Грозный боролся битьем кнутом на площади, а Сталин положительно относился к доносам и гонениям за ближайшим окружением коррупционеров.

На сегодняшний день уровень коррупции и в государстве, и конкретно в правоохранительных органах достаточно высок. Около 90% населения страны считает самой коррумпированной государственную и муниципальную службу и органы полиции, затем идет судебная власть - 84% и законодательная - 80%.

Яркими примерами в доказательство сказанного служат дела последних лет - Минобороны, Космодрома «Восточный», которые отнюдь не минимизируют уровень коррупции, а наоборот подталкивают чиновников на совершение еще большего количества правонарушений (дела против Захарченко, Улюкаева, Сугробова и др.).

Таким образом, до настоящего времени коррупция в России не преодолена. Это не удалось ни Грозному, ни Сталину со своими жесткими мерами борьбы. Жажда наживы, стремление к власти всегда порождали, порождают и будут порождать чиновников брать взятки. Но с коррупцией необходимо бороться, чтобы снизить ее уровень до минимума. Для снижения уровня коррумпированности российского общества государственным структурам в определенной мере необходимо перенимать опыт западных государств, в которых высокая гражданская ответственность не насаждается властями сверху, а является неотъемлемой часть европейского общества. Для того, чтобы искоренить коррупцию необходимо, чтобы в сознании большинства граждан честность и ответственность стояли на первом месте. И искоренение начинать необходимо не только с высших эшелонов власти. Начинать необходимо с себя. Так как борьба с собой — это лучший метод борьбы с коррупцией, проводимой государством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: