Противодействие коррупции: понятие, принципы и правовые основы

 

Коррупция как многогранное социально негативное явление стала серьезной угрозой для государства, подрывая доверие к власти, разрушая основы равенства и социальной справедливости, она деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия.

"Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Коррупция - это использование занимаемой позиции в личных целях. Считается одним из основных видов теневой экономики, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

В ст. 1 нормативное толкование термина "коррупция" определяется как:

"а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица".

По каким признакам коррупцию можно выделять в самостоятельный криминальный институт, определение ответа не дает.

Исходя из его содержания, практически нельзя установить общие квалифицирующие признаки состава коррупционного деяния как правонарушения и, следовательно, определить, кого конкретно надо относить к коррупционерам. В сфере образования коррупция охватывает все уровни образования, от детских дошкольных учреждений до вузов, и представляет особую опасность в связи с тем, что при значительных масштабах распространения она способна затрагивать практически каждую семью.

Российские ученые И. Аминов, В.Д. Гладков и К.С. Соловьев отмечают, что непосредственной причиной коррупционной преступности служат противоречия между социально оформленными потребностями людей и социально обусловленными возможностями их удовлетворения. Анализ результатов большинства современных исследований проблемы показал, что определяющим стимулом роста коррупции является экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, которые провоцируют чиновничество искать любые источники доходов.

Сбором статистической информации по коррупции в России занимаются несколько ведомств:

1. МВД. До 2012 г. - это ведомство собирало данные только о взяточничестве как проявлении коррупционного правонарушения, позже добавили еще и другие преступления той же направленности (согласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией — это взятка, а каждый третий служащий — взяточник).

2. Росстат. Занимается как регистрацией подобных правонарушений, так и их выявлением, что непосредственно связано с деятельностью все того же МВД и борьбе с преступностью.

3. Судебный департамент при Верховном Суде нашего государства. Может предоставить информацию об осужденных за коррупцию (взяточничество и правонарушения коррупционной направленности.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Президент Российской Федерации: – определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

Согласно статье 5 ФЗ «О противодействии коррупции» - организационные основы противодействия коррупции.

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

В 2016 г. на заседании Совета при Президенте России по противодействию коррупции были определены основные направления антикоррупционной политики, которые станут основой Национального плана противодействия коррупции на ближайшие два года.

Количество властных субъектов, которые призваны заниматься противодействием коррупции, исчислению не поддается. На Совете при Президенте РФ по противодействию коррупции 26 января 2016 г. руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванов заявил, что одним из важнейших достигнутых результатов в противодействии коррупции является «формирование в органах власти всех уровней системы антикоррупционных подразделений. Их насчитывается на сегодняшний день уже более 2,5 тысячи». Это не считая правоохранительных структур, близких к органам власти общественных организаций, разнообразных советов, совещаний и собственно самих органов государственной власти и местного самоуправления, которые тоже противодействуют коррупции в меру своих сил, желания и полномочий.

В настоящий период правительство реализует стратегии по борьбе с коррупцией, однако практически все они характеризуются акцентом на общественной сфере. Данный аспект прослеживается в США, Великобритании, Канады, Германии, Японии, Китая, Сингапура, стран СНГ и Балтии, и др.

Изучение зарубежного опыта показывает, что больших результатов добились страны, которые используют систематичный подход в борьбе с коррупцией, которая предполагает минимизацию и устранение результатов коррупционных правонарушений, а также взаимодействие государства, предприятий и граждан в процессе их применения.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" характеризует инициативность федеральных органов государственной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предотвращению коррупции, в том числе по раскрытию и последующему устранению результатов коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предотвращению, подавлению и расследованию коррупционных преступлений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и ликвидации следствий коррупционных преступлений.

Законодательство к субъектам данной деятельности относит, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Общие тенденции деятельности органов исполнительной власти обуславливаются непосредственно законодательством о противодействии коррупции. К их числу можно отнести:

1) Усовершенствование организации и структуры государственных органов, конкретизация их полномочий;

2) Предоставление доступа гражданам к сведениям о работе органов государственной власти;

3) Усовершенствование в системе прохождении порядка государственной службы;

4) Сокращение государственных и муниципальных служащих и привлечение на государственную и муниципальную службы квалифицированных специалистов;

5) Повышение ответственности должностных лиц по факту непринятие мер по устранению мотивов коррупции.

Несмотря на то, что Конвенция ООН по противодействию коррупции (ст.6) предусматривает создание специального органа по борьбе с коррупцией, российское законодательство не воспользовалось опытом других государств по созданию специального органа по противодействия коррупции с особыми полномочиями.

В число основных государственных органов, осуществляющих полномочия в области противодействия коррупции, входят: Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел РФ, Минюст России. Руководство данными органами осуществляет президент Российской Федерации.

В составе МВД РФ в 2007 г. было образовано специальное подразделение по борьбе с коррупцией – Оперативно – розыскное бюро №10. Данное структурное подразделение реализует такие задачи, как выявление и преследование коррупции среди высокопоставленных госслужащих, а кроме того пресечение связи между организованными преступными группами и коррумпированными госслужащими.

Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента от 18.01.2010 №80 "О внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" занимается проведением антикоррупционной экспертизы проектов, федеральных органов и организаций, при проведении их правовой экспертизы.

В число полномочий Федеральной службы безопасности Российской Федерации в области противодействия коррупции на основании Указа Президента РФ от 11.08.2003 № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" входит создание в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами исполнительной власти мер по борьбе с коррупцией. В составе ФСБ РФ имеются два отделения по расследованию случаев коррупции, функции которых заключаются в осуществлении борьбы с коррупцией в органах власти, руководстве и координации работы территориальных органов безопасности по данному направлению.

Значимым институтом по противодействию коррупции стал Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, созданный Указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 "О мерах по противодействию коррупции", главной задачей которого является координирование и реализация государственной политики в области предупреждения коррупции; контроль за реализацией мероприятий, принятым национальным планом противодействия коррупции.

В данный момент сложилось базовое антикоррупционное законодательство субъектов РФ. В большинстве субъектов введены законы о противодействии и профилактике коррупции, а кроме того законы о целевых программах противодействия коррупции.

Известный российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Иванович Кузьминов в своей известной работе «Тезисы о коррупции» дал достаточно оригинальное объяснение, что такое «коррупция». «Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые закрепляет определение понятиям «коррупции» и «противодействие коррупции». Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, коррупция -

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Под противодействием коррупции понимается - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

Резюмируя вышеизложенное, подтверждается тезис о том, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой Личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, а также воздействует на общественные и, личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе и др. В этом, собственно, и проявляется социальная опасность коррупции. Таким образом, при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы необходимо учитывать социальную природу этого явления.

Широкое распространение коррупции в нашей стране во многом обусловлено негативной экономико-социально-политической ситуацией, из-за чего сложились благоприятные условия для процветания коррупции на всех уровнях властных структур. Важная роль в борьбе с коррупцией традиционно отводится правоохранительным органам. Однако, согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» существенную роль в противодействии коррупции должны сыграть общественные объединения, политические партии и граждане, каждый в пределах своих полномочий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: