double arrow

II. Особенности преподавания предметной области

Методические рекомендации

По преподаванию учебных предметов

Предметной области «Общественные науки»

В условиях реализации ФГОС среднего общего образования

Ерёмина Татьяна Юрьевна,

старший методист кафедры предметных областей

КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

 

I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя в предметной области «Общественные науки»

 

В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования общеобразовательные организации Кировской области должны выстраивать свою деятельность на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; 29.06.2017 г. № 613);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.10.2017 г. № 09-1995 «О направлении рекомендаций» («Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей»);

- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (утверждена решением Президиума Российского исторического общества 19.05.2014 г.);

- Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.);

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 28.06.2016 г. Протокол № 2/16-з).

II. Особенности преподавания предметной области

«Общественные науки»

1. В 2020-2021 учебном году образовательные организации Российской Федерации продолжают введение ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО) в образовательный процесс. Он имеет преемственность с ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) по ряду показателей: ориентация на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, согласованность целей и задач образования, системно-деятельностный подход как основной механизм достижения указанных результатов и др. Особенности содержания и организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС СОО определяются профильным принципом образования, что предполагает изменение:

1) принципов разработки основной образовательной программы (ООП) среднего общего образования, программ по учебным предметам, курсам, систем оценивания;

2) структуры и содержания учебного плана;

3) организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Важно также всем педагогам учитывать, что на уровне среднего общего образования должны существенно изменяться функции его деятельности в связи с переходом в позицию тьюторов, организаторов самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Это означает максимально возможную опору на применение и использование уже сформированных на предыдущей ступени образования универсальных учебных действий (УУД), личностных качеств, метапредметных компетенций.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что существенно изменяются требования к метапредметным результатам образования. Если на предыдущей ступени обучения ставились задачи формирования универсальных учебных действий регулятивного, познавательного и коммуникативного характера, обеспечивающих самостоятельность обучающихся в их учебной деятельности, то в ФГОС среднего общего образования фиксируется необходимость освоения компетенций более широкого плана. Здесь говорится о приобретении более общих в своей применимости универсальных умений, важных и значимых не только в собственно образовательной деятельности, но в сфере практической деятельности.

Существенно изменяются в этой связи и требования к освоению предметных результатов основной образовательной программы. На ступени среднего общего образования выделяются два уровня. Один из которых ориентирован в основном на обеспечение общекультурной направленности общего образования, второй – на предоставление возможности приобретения специальной углубленной или профессиональной подготовки в избираемой индивидуально обучающимся предметной области. При этом выделяются также особые требования к результатам освоения интегрированных учебных предметов, где также подчеркивается необходимость и возможность использования их развивающего потенциала для формирования метапредметных понятий, систематических научных знаний и способов действий, формируемых на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов, курсов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов, курсов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся. Это происходит путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов, курсов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с ФГОС СОО и с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (ПООП СОО).

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. В структуру организационного раздела ПООП СОО входят примерные учебные планы.

Требования к наполнению учебного плана на уровне среднего общего образования определены в ФГОС СОО (п. 18.3.1), а именно: учебный план предусматривает изучение обязательных предметных областей, включающих учебные предметы с указанием уровня их освоения (базовый и углубленный): «Русский язык и литература»; «Родной язык и родная литература»; «Иностранные языки»; «Математика и информатика»; «Общественные науки»; «Естественные науки»; «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный план независимо от профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО, и обязательно включать следующие учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней. В учебном плане универсального профиля могут быть от 0 до 4 учебных предметов на углубленном уровне. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебного(ых) плана(ов) одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.

При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что он является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся. Для этого необходимо изучить намерения и предпочтения школьников и их родителей (законных представителей). В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «История родного края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность: предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в т.ч. интегрированные учебные предметы «Обществознание», «Россия в мире», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся.

При проектировании учебного плана среднего общего образования (в части количества часов на освоение учебных предметов обязательных предметных областей) целесообразно использовать пример распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, представленный в ПООП СОО.

В соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования:

1) Учебный предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. («История России»).

Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

2) Учебный предмет «Россия в мире» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах. Предмет «Россия в мире» изучается на базовом уровне и включает в себя обязательный учебный курс «Россия в мире» («История России в мировом контексте»), а также возможные элективные курсы, разработанные в его развитие по выбору образовательной организации.

3) Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.

Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата. Это позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.

4) Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку. Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере.

Экономическое образование помогает понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей работы в экономической сфере (при изучении предмета на углубленном уровне).

5) Учебный предмет «Право» является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования. Он призван обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.

Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности.

2. Обязательным компонентом учебного плана среднего общего образования является индивидуальный проект. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

В соответствии с ФГОС СОО, индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного.

Задача индивидуального проекта – обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации).

3. Согласно статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников (в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в Перечень организаций, осуществляющих выпуск данных пособий (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699«Об утверждении Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (подробнее – в п. 3 метод. рекомендаций).

4. Основное содержание учебных предметов на уровне среднего общего образования отражено в рабочих программах по всем предметам учебного плана среднего общего образования. Рабочая программа разрабатывается учителем (разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации для уровня среднего общего образования в соответствии с положениями основной образовательной программы. Порядок разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, внесение изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом основной образовательной программы среднего общего образования согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

При определении содержания рабочих программ учебных предметов, курсов используются положения Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, при необходимости – материалы примерных программ по учебным предметам, курсам, а также вариативные (авторские) программы учебных предметов, курсов, представленные на официальных сайтах издательств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: