1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая Историко-культурный стандарт (ИКС), была утверждена решением Президиума Российского исторического общества 19.05.2014 г.
Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к углубленному уровню изучения истории. В связи с этим каждый раздел ИКС снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций обучающихся общеобразовательных школ в соответствие с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
В современном российском обществе Концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории. Данный подход предусматривает сохранение плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания обучающихся.
Целью разработки Концепцииявляется формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России.
Основные задачи Концепции:
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования;
- определение базовых ориентировдля формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.
Методологической основой Концепцииявляется определение базовых принципов ее разработки. К их числу следует отнести:
- базовые ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- исторический подход – как основа формирования межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни российского государства и общества;
- толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма.
В основной школе (5-9-е классы, систематические курсы истории России и всеобщей истории) должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека и т.д. Это способствует самоидентификации обучающихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Обучающиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.
Историческое образование в старших классах имеет дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения.
В курсах истории для 10-11-х классов предполагается расширение историко-методологических, культуроформирующих, а также личностно значимых компонентов исторической подготовки школьников. Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира
Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:
- сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений о достижениях историографии;
- владение основными приемами работы с историческими источниками;
- сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Наиболее оптимальной представляется модель курса истории, при которой ее изучение будет строиться по линейной системе с 5-го по 10-й классы. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.
При этом обучающиеся должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии.
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории до настоящего времени не утверждена, а находится в стадии проекта.
Целью Концепции является выработка общественно согласованной позиции по основным этапам развития человеческого общества, ключевым процессам и событиям, определяющим состояние мира, его регионов и стран, цивилизаций и культур.
Концепция ориентирует на системный обзор всемирной истории, учитывающий взаимосвязь ее определяющих компонентов, выявление основных линий исторического движения к современному миру, проявление «человеческого лица» истории и раскрытие исторического опыта в аспектах, помогающих ему стать частью личностного опыта молодых людей. В предлагаемом документе определяются образовательные и воспитательные приоритеты школьного курса всемирной истории, которые призваны служить ориентирами при создании учебников и других пособий для каждой ступени школьного исторического образования.
В Концепции представлены взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы всеобщей истории. В тех случаях, когда в современной науке отсутствует единство мнений, допускается краткое освещение разных точек зрения.
Концепция включает в себя Историко-культурный стандарт, содержащий основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого (этому посвящены вводные разделы к курсам), сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и исторических источников.
Историко-культурный стандарт представляет научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному–углубленному уровню изучения истории. Историко‐культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и создают для многих учителей сложности в преподавании.
При опоре на сформулированный во ФГОС комплекс общих положений, применительно к курсу всемирной истории конкретизируются цели и задачи.
Цели:
- на основе общественно согласованной позиции по всеобщей истории дать молодому поколению комплекс знаний о всемирно‐историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира;
- сформировать у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
- на историческом опыте научить находить свою позицию в мультикультурном и поликонфессиональном мире, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;
- выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
- анализируя исторический опыт человечества, сформулировать систему позитивных гуманистических ценностей.
Задачи:
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно‐историческом процессе;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;
- изучение исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;
- обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».
В результате усвоения курса всеобщей истории обучающиеся должны:
- знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества, уметь оценивать их место в историческом процессе и важные достижения, вошедшие в сокровищницу мировой истории и культуры;
- понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений, специфику разных форм исторического и социального детерминизма;
- учитывать мировой контекст исторических феноменов, явлений и процессов;
- анализировать роль человеческого фактора в истории;
- уметь определять мотивы действий участников исторических событий;
- на базе исторических знаний вырабатывать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен в современном мире, соотносить общечеловеческие, национальные и личностные ценности.
Методологической основой Концепции являются:
- принцип историзма, требующий анализа всей совокупности фактов и проблем в их взаимодействии, развитии, причинно‐следственных связях с учетом времени и места;
- принцип научности, определяющий соответствие всех частей УМК основным результатам современных научных исследований и степени изученности исторических источников;
- комплексный подход к освещению истории, предполагающий рассмотрение во взаимосвязи различных аспектов жизни государства и общества: внутренняя и внешняя политика стран, экономика государств, особенности социальной стратификации, проблемы взаимоотношений власти и общества, научные достижения, изменения в военном деле, развитие культуры, повседневная жизнь, религиозные и духовные трансформации;
- историко‐сравнительный подход, предполагающий сопоставление различных явлений, процессов и регионов с целью выявить общие черты и различия между ними, выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям;
- системный подход как основа содержания курса истории и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально‐гуманитарного цикла (обществознание, история мировых религий, литература, мировая художественная культура, русский и иностранные языки), а также географией;
- антропологический подход, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей;
- культурологический подход, подразумевающий изучение диалога культур различных государств в одном историческом пространстве и преемственность в восприятии, сохранении и преумножении культурных традиций отдельных стран во временном контексте; развивающий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию каждого народа;
- изучение всеобщей истории должно соответствовать системно‐деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС.
При переходе от концентрической системы обучения к линейной предмет «История» будет изучаться в 5–10-х классах. Освоение предмета «История» начинается в 5-м классе с изучения истории Древнего мира, открывающей курс всеобщей истории. Далее курсы «Отечественная история» и «Всеобщая история» изучаются параллельно на каждой образовательной ступени. Целесообразно синхронизировать содержание курсов «Отечественной истории» и «Всеобщей истории». В ряде случаев эффективно объединенное изучение тем двух курсов. В некоторых педагогических ситуациях преподавателю предоставляется возможность самому определять последовательность тем и сюжетов, содержательную наполненность сравнительно‐исторических и синхронирующих сопоставлений.
Как отмечено в Примерной программе по истории, курс всеобщей истории призван сформировать у обучающихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально‐культурных, политических, территориальных и иных условиях.
Изучение предмета «История» включено в предметную область «Общественно‐научные предметы» основной школы. Важной задачей является укрепление межпредметных связей с такими предметами как «Обществознание», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «География», «Музыка», «Информатика», «Математика».
В 11-м классе предполагается изучение интегративного курса истории, включающего важнейшие компоненты отечественной и всеобщей истории в современном концептуальном осмыслении, сопоставление различных научных историографических позиций на основе навыков углубленного анализа исторической, социальной и культурной информации.
3. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.
Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.
Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, «Основы религиозных культур и светской этики») и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), Программой воспитания и социализации обучающихся.
Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в т.ч. социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики).
Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.
Целью Концепции является повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
- обновление содержания образовательных программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности), учебно-методических комплексов (УМК), технологий и методик обучения;
- расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества преподавания обществознания;
- развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
- формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;
- совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, включая обновление контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию по окончании освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
- создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией Программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения;
- совершенствование системы подготовки учителей обществознания и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.
Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов воспитания и социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества.
Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.
Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями).
При освоении программ основного общего и среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся может реализовываться углубленный уровень обществознания.
Углубленный уровень на ступени среднего общего образования обеспечивается за счет расширенного освоения теоретических знаний в рамках базовых наук и способности их применения в последующей профессиональной деятельности, связанной прежде всего с социально-гуманитарным знанием.
Содержание предмета «Обществознание» и последовательность его освоения должны соответствовать задачам формирования у обучающегося с учетом его возрастных особенностей:
- целостной системы представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений;
- ценностных ориентаций, необходимых ему в жизни;
- комплекса предметных и метапредметных умений, способов познавательной и практической деятельности.
На базовом уровне среднего общего образования (10-11-е классы) должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях. Особое значение приобретает понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.
На основе получаемых знаний обучающиеся должны научиться анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания. Они должны понимать специфику прогрессивных и регрессивных общественных изменений, уметь формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации, знать многообразие культурных форм, представлять этнокультурное и языковое богатство народов России, определять роль духовных ценностей в обществе.
Овладевая экономическими знаниями, обучающиеся должны научиться понимать направления государственной экономической политики, объяснять поведение основных субъектов экономических отношений, оценивать влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь, действие законов спроса и предложения, механизмы ценообразования, поведение участников трудовых отношений; понимать финансовую грамотность как одну из важнейших компетенций человека. Обучающиеся должны освоить основы управления личными (семейными) финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений, в том числе с использованием услуг финансовых организаций, познакомиться с финансовым планированием и понятием финансовых рисков, системой уплаты налогов, осуществлением инвестиций, ролью, функциями и задачами Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р) финансовая грамотность –это сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Одной из приоритетных целевых групп населения для реализации данной Стратегии являются обучающиеся образовательных организаций.
Особое значение имеет формирование способностей рассмотрения и оценки политических явлений. Обучающиеся должны уметь высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств в политике; уметь раскрывать роль и функции политической системы; различать типы политических режимов; иметь знания о политической системе Российской Федерации, парламентских партиях, избирательной системе, государственном устройстве, институтах государственной власти и местного самоуправления, разделении полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Обучающиеся должны уметь характеризовать государство как центральный институт политической системы, иметь представления о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии и других форм государственно-политического устройства общества; понимать взаимосвязи правового государства и гражданского общества; уметь раскрывать ценностный смысл правового государства; различать и уметь приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике, характеризовать особенности политического процесса в России.
Обучающиеся в процессе изучения обществознания усваивают знания о современных тенденциях и закономерностях развития Российской Федерации как демократического правового государства; верховенстве и прямом действии Конституции и законов; о конституционных ценностях и основах конституционного строя; взаимосвязи укрепления законности и защиты законных интересов общества и личности; о правах и свободах человека и гражданина; о взаимосвязи между конституционными правами и обязанностями; о применении норм права в практических ситуациях и особенностях их применения в связи с развитием информационных технологий; о деятельности органов исполнительной власти, органов судебной власти и прокуратуры в правоохранительной и правозащитной сферах.
Уровень углубленного изучения и преподавания обществознания целесообразно вводить в 10-11-х классах для обучающихся, ориентированных на получение высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, требующим прохождения единого государственного экзамена по обществознанию. Изучение учебного материала целесообразно вести посредством освоения расширенных модулей по основам социальных и гуманитарных наук (философии, экономики, социологии, юриспруденции, политологии, психологии, культурологии). Для более глубокого понимания обучающимися особенностей общественного развития России, ее социально-политических традиций и ценностей целесообразно посвятить отдельный раздел освоению наследия отечественных классиков социальной философии и общественной мысли.