Заменить, где возможно, прямую речь косвенной

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Прямая и косвенная речь.

Нам часто приходится передавать чужую речь в письменной форме. Например, подруга просит нас написать, что учитель сказал о ее сочинении. Как же можно передать на письме чужую речь?

Нам часто приходится передавать чужую речь в письменной форме

Есть несколько способов передать на письме чужую речь.

Первый способ – передать его речь точно. Это – прямая речь.

Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, без изменения. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь. Прямая речь и слова автора связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложение с прямой речью.

Прямая речь может:

1. стоять перед словами автора: «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Л. Н. Толстой. «П?» – а.

2. находиться после слов автора: Алёна говорит: «Спорим, не пойдёт?». А: «П?»

3. разрываться словами автора: «Это вы нашли редкий цветок, - сказал мне садовод-любитель. – Называется приточная трава». «П, - а. – П».

Например, фраза учителя может передаваться так:

«Хм! Я верю, что Аня могла написать лучше», - сказал учитель.

Часть в кавычках – это прямая речь. А так называемая комментирующая часть – это речь автора.

При прямой речи речь передается дословно. Сохраняются стиль и грамматика первоначального высказывания. А также и его интонация.

Пунктуация в предложениях с прямой речью, если прямая речь стоит перед словами автора.

В таком случае прямая речь заключается в кавычки. Между ней и авторской речью ставится тире. А после прямой речи ставится запятая, ни в коем случае не точка.

То есть, мы начинаем предложение с заглавной буквы, как полагается, а авторская речь просто продолжает предложение, несмотря на то, какой знак препинания стоит после прямой речи. Поэтому авторская речь пишется со строчной буквы.

ü Если интонация ровная – то после кавычек ставится запятая. «Сегодня хорошая погода», - сказал Толя.

ü Вопросительный знак мы поставим внутри кавычек.             «Сегодня хорошая погода?» - спросил Толя.

ü Восклицательный знак тоже ставится внутри кавычек.         «Сегодня хорошая погода!» - воскликнул Толя.

!!! Еще раз посмотрите: запятая ставится вовне кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Точка ставится только в самом конце предложения.

Если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора -

Прямая речь берется в кавычки. Между ней и словами автора ставится двоеточие. В конце предложения ставится точка.

Авторская речь начинает предложение. Но высказывание в прямой речи – это новое предложение, которое пишется с заглавной буквы

При ровной интонации мы поставим точку после закрывающей кавычки.

Пример: Маша заметила: «Эта кофточка красивая».

Но вопросительный знак ставится внутри кавычек.

Пример: Маша поинтересовалась: «Эта кофточка красивая?»

Как и восклицательный знак.

Пример: Маша обрадовалась: «Эта кофточка красивая!

!!! Еще раз обратите внимание, что точка ставится за кавычками, а вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Никаких других знаков препинания после кавычек в таком случае не ставится.

Комментарий мы можем вставить и в саму речь, разрывая ее.

Если прямая речь разрывается словами автора, и комментарий вставляется в одно предложение, то вторая часть прямой и авторская речь пишутся со строчных букв. В кавычки мы заключаем все высказывание. Авторскую речь отделяем тире. После первой части прямой речь и после авторской речи ставим запятые. А в конце высказывания, после кавычек – точку.

Посмотрите: начинаем предложение с заглавной буквы, потом внутрь вставляем реплику автора, потом продолжаем прямую речь. И не забываем, что речь автора пишется только со строчной буквы!

Если комментарием разрывается одно предложение, то мы ставим запятую после речи автора, а прямая речь начинается со строчной буквы.

Пример: «Интересно, - подумал Костя, - Как это работает?»

Если комментарий включается между двумя предложениями, то после авторской речи ставится точка. А прямая речь начинается с заглавной буквы.

Пример: «Интересно, - сказал Костя. – Как это работает». В конце, после закрывающей кавычки, тоже ставится точка.

В конце предложения ставится точка после кавычек, вопросительный или восклицательный знак – перед закрывающей кавычкой.

Нужно помнить, что авторская речь в таких предложениях может начинаться только с заглавной буквы.

Например, мы ходим вставить слова автора между двумя восклицательными предложениями. Оба этих предложения начинаются с заглавной буквы, а авторская речь – со строчной.

Пример: «Здорово – обрадовался Витя. – Мы идём в поход!»

Точно такая же схема характерна и для двух вопросительных предложений.

Пример: «Завтра контрольная? – спросил Паша. – Разве она не сегодня?»

Прямая речь тоже может стоять внутри авторской.

Прямая речь берется в кавычки.

Как в первой, известной нам схеме, между авторской речью и прямой ставится двоеточие. Затем ставится тире, и авторская речь продолжается. При ровной интонации после авторской речи ставится запятая, которая выносится за пределы кавычек.

Если после прямой речь ставится вопросительный знак, то он будет находиться внутри кавычек.

Антон спросил: «Почему ты смеешься? – и принялся ждать ответа».

Точно так же обстоят дела с восклицательным знаком.

Вова попросил: «Дай мне ластик!» - и протянул руку

Еще раз повторим: в отличие от запятой, вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек.

Формой прямой речи является диалог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

- Почему ты опоздал?

- А разве тебе пришлось долго ждать?

- Я жду уже целых три минуты!

- Но ведь это не так уж долго, правда?

Это пример диалога без авторской речи.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог – форма прямой речи

- Каждая реплика в диалоге выделяется с помощью тире.

- Расстановка других знаков препинания такая же, как и при прямой речи.

- Обратите внимание! Реплики диалога пишутся с абзацного отступа!

Сегодня в школе произошла забавная история.

- Скажите, а бывают таблетки от голода? – спросил шутник Паша у учительницы биологии.

- Разумеется, - спокойно ответила Ирина Андреевна, - эти таблетки называются котлетами.

!!! Обратите внимание: каждая реплика диалога начинается с абзацного отступа и выделяется с помощью тире. Авторская речь тоже выделяется при помощи тире, как в прямой речи. Авторская речь пишется со строчной буквы. Во втором предложении, где авторская речь стоит в середине высказывания, после нее ставится запятая, а высказывание продолжается со строчной буквы.

Мы часто можем встретить диалоги в художественной литературе. В замечательной книге «Три мушкетера» французского писателя Александра Дюма мы встречаем такой диалог:

— Я дерусь с этим господином, — сказал Атос, указывая на д'Артаньяна рукой и тем же движением как бы приветствуя его.

— Но и я тоже дерусь именно с ним, — заявил Портос.

— Только в час дня, — успокоительно заметил д'Артаньян.

— Но и я тоже дерусь с этим господином, — объявил Арамис в свою очередь, приблизившись к ним.

— Только в два часа, — все так же спокойно сказал д'Артаньян.

- А косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица от автора, но в измененной форме. В отличие от прямой речи косвенная речь передает только содержание чужой речи. Например:

Прямая речь

Он сказал: «Я приду вовремя». А: «П».

Косвенная речь

Он сказал, что придет вовремя.

Предложение с косвенной речью имеет форму СПП с придаточным изъяснительным, в котором слова автора – главное предложение, а чужая речь – придаточное. (Мама спросила, где мы были. Он сказал, что мы были в театре.) Косвенная речь всегда следует после слов автора. Придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются: что и чтобы.

Косвенная речь оформляется в виде сложноподчиненного предложения. Как мы помним, в сложноподчиненных предложениях одна часть зависит от другой. Части связываются подчинительными союзами.

Фраза учителя в косвенной речи будет выглядеть так: «Учитель сказал, что ты могла бы написать лучше».

Косвенная речь – это речь лица, передаваемая от имени того, кто ее передает

!!! Обратите внимание: речь передана приблизительно.

Стиль и грамматика речи подстраиваются под сообщающего.

Интонации речи не сохраняются (например, не передается междометие «ХМ»).

В нашем предложении «Учитель сказал» – это главная часть. Главная часть в таких предложениях является комментирующей, передает речь автора.

Придаточная часть сложноподчиненного предложения при этом передает чужую речь.

- Косвенная речь присоединяется к главной части СПП при помощи подчинительных союзов что, будто, чтобы.

- Косвенная речь может также присоединяться при помощи местоимений кто, что, какой.

В косвенной речи не употребляются обращения.

Неверной будет фраза: Кондуктор закричала, что пассажиры, оплачивайте проезд.

Из-за того, что косвенная речь менее эмоциональна, некоторые высказывания могут переводиться только приблизительно.

Рассмотрим высказывание, где прямая речь состоит из нескольких предложений.

Мальчик спросил Марию Петровну: «Прошу прощения, это не ваша сумка? Я взял ее по ошибке. Видите, она похожа на мою. Не сердитесь, пожалуйста!»

Во всех этих предложений слишком много выражений эмоций, а потому наш перевод из прямой речи в косвенную будет звучать так:

Мальчик вежливо спросил Марию Петровну, не ее ли эта сумка, объяснил, что взял сумку по ошибке, потому что она очень похожа на его собственную, и просил не сердиться.

Домашнее задание:

Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.

1) «Надо достать лодку», – промолвил, наконец, Ермолай.

2) «Лодка сесть, – сказал Сучок глухим и разбитым голосом, – да больно плоха».

3) «Где же вожатый?» – спросил я у Савельича.

4) «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: