Терапевтическая и коррекционная роль музыки

Музыкальные произведения производят на организм сильное физиологическое воздействие, которое основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладает способностью “усвоения ритма”. Музыка, как “ритмический раздражитель” стимулирует физиологические процессы. Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и лечебной физкультуры, тренирующих мышечную, сердечно - сосудистую и нервную системы.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы, от головных и других болей.

Во время звучания приятной музыки повышается активность коры головного мозга, тонизируется центральная нервная система, музыка стимулирует дыхание и кровообразование. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его оздоровление.

Пифагорейцам приписывают применение музыки для врачевания болезней.

Уже в работе первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была “эвритмия” - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. По свидетельству одного из продолжателей философа – Ямвлиха, оставившего нам трактат “О пифогорейской жизни”, Пифагор “установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде как они были сначала… он еще полагал, что музыка способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом”.

Другой философ Платон считал, что ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают её сообразно им самим. Платон и его последователи считали, что допустимы только те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать “как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины”. Задача музыкального воспитания по Платону, таким образом, - гармонизация индивида с общественной жизнью.

 Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе – представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него с помощью искусства.

 

Таким образом, музыка не только способствует развитию личности, но и помогает ее корректировать при аномальном развитии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: