Воспитательная роль музыки

Главная цель дошкольного воспитания – всестороннее гармоническое развитие ребенка.

Для этого важно уделять внимание музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.

О важном значении музыки в жизни ребенка знали еще наши предки. Недаром во все времена и у всех народов грудничкам пели песенки. Замечено, что дети, которым с самого рождения взрослые часто поют песенки, раньше начинают говорить. Это происходит потому, что восприятием речи и музыки у младенцев занимаются одни и те же отделы мозга.

  Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка.

Воспитательная роль музыки

Средство эстетического, морального и нравственного воспитания (Н.А. Ветлугина). Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств. Мелодия передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову.                                                                                             

Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребёнком с ОВЗ, влияет на его отношение к миру, на всё его сознание, что сильнее всего сказывается в области чувств и настроений дошкольников.

Если музыка создаёт возвышенный, глубоко привлекательный, воодушевляющий образ героя и вызывает у ребёнка горячие симпатии к нему, то дошкольника увлекут и покорят идейные убеждения, выраженные в его словах и поступках и в произведениях искусства.

Аристотель утверждал: «Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души».

Под влиянием музыки ребёнок создаёт в своём представлении настолько яркие образы сказочных существ, воплощающих добро и зло, что становится как бы участником борьбы за справедливость. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке – путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.

Приобщаясь к мировому культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений, учится понимать, любить и ценить всё прекрасное.

Музыка совершенствует духовную организацию человека, развивает эмоциональную сферу. В музыке через эмоцию ребенок познает мир. Музыка есть эмоциональное познание, центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку.

Эмоциональная отзывчивость связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний (движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности). Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Чаще всего мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений – веселым, радостным настроением, а минор – с грустным. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание.

Способность дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма, неразрывно связаны с эмоциями. Во время восприятия музыки ребенок совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

 

Известно, что одним из ведущих факторов, определяющим выраженность и стойкость эмоционально-поведенческих рас­стройств у детей с ОВЗ, является эмоциональная депривация (Р. А. Шпиц). Она проявляется с самого раннего возраста и в сочетании с разнообразными вторичными отклонениями опре­деляет специфические особенности в эмоционально-личностном развитии ребенка.

Важную роль в возникновении эмо­циональной депривации детей с ОВЗ играет специфическая недостаточность общения, что яв­ляется причиной возникновения дефицита адекватных форм ком­муникативного поведения. Поэтому многие воспитанники специ­альных (коррекционных) учреждений отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, агрессивностью.

Неадекватные формы поведения зачастую сочетаются со стойким нарушением внимания, памя­ти, умственной работоспособности.

У детей, находящихся в ситуации «хронического неуспеха», нередко формируются так на­зываемые вторичные формы агрессивного поведения, с помощью которых ребенок пытается утвердить себя в окру­жении сверстников. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие чувства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: