Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра сестринского дела

Модуль 1.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

«ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

Специальность: 34.03.01. Сестринское дело

Направление подготовки – бакалавриат

 

Курс 3 ВСО

 

Группа

 

Ф.И.О.

Оренбург, 2020 г.

Модуль 1.

Практические задания для проверки сформированных умений, навыков, приобретенного практического опыта

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1.

Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации КГП на ПХВ «ВКО СМЦ».

Цель исследования – установить особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер отделения АиР.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер

2. Оценить и установить особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Объект исследования – медицинские сестры отделения.

Предмет исследования – состояние здоровья среднего медицинского персонала

Методы исследования:

1. Аналитический - обзор литературы, данные профилактических осмотров.

2.  Анкетирование – тест профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

3. Статистические методы – методы описательной статистики, M. Excel.

ПРИЛОЖЕНИЕ - тест профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации.

 

Цель: изучить особенность синдрома выгорания медицинской сестры в отделении АиР.

Предмет исследования: медицинские сестры отделения.

Вид исследования: количественное исследование это научное исследование, заключающееся в систематическом сборе цифровых данных в условиях значительного контроля со стороны исследователя и анализе этой информации при помощи определенных статистических процедур. Из-за этого количественные исследования иногда рассматриваются как «жестко научные».

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие – ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

К ключевым признакам профессионального выгорания относятся
1. Истощение: физическое и эмоциональное. Если человек сам себе не позволяет отдохнуть – умный организм это сделает за него. Типичные примеры: простудные заболевания с высокой температурой, неприятные проблемы с пищеварением, ежедневные головные боли, защемление нерва. А у любителей «заесть» стресс – еще и ожирение. Из-за перенапряжения человек не может заснуть, не смотря на высокую усталость. Или «вырубается» с вечера, а потом просыпается ночью. И закономерно утром чувствует усталость и опустошенность.
2. Деперсонализация. У человека складывается ощущение, что кругом одни неадекваты. И он готов занять себя чем угодно, лишь бы поменьше взаимодействовать с подчиненным, клиентам, пациентам, ученикам.
3. Снижение эффективности в работе, а, следовательно, и самооценки себя как профессионала. После окончания рабочего дня сотрудник остается на рабочем месте доделывать то, что не успел. Усилий приложено много – а результат не высокий. Досуг – домашние дела и просмотр зомбоящика. Сил на спорт, природу, отдых с друзьями нет. Становится безразлично то, что радовало и мотивировало на подвиги.
Профессиональному выгоранию в большей мере подвержены
1. Люди, чья профессия относится к типу «человек-человек».
2. Мягкие, увлекаемые люди, умеющие сочувствовать и понимать эмоциональное состояние собеседника, имеющие внешний локус контроля, с заниженной самооценкой, интроверты.
3. Люди, в ситуации ролевого конфликта. Например, человек работает в продажах, одновременно считая, что это работа временная, пока не удастся найти что-то более подходящее. Или, ожидания руководителя от сотрудника сильно отличаются от ожиданий клиентов.
4. Трудоголики и перфекционисты. Влияние отдыха на производительность труда изучена давным-давно. Если сегодня Вы не пойдете на обед и задержитесь после работы – действительно, тогда отчёт можно будет успеть доделать. Но если в таком режиме проработать несколько дней (а некоторые умудряются и несколько лет), то результативность труда будет все ниже и ниже, и ниже. И парадокс в том, что человек не понимает, что для результата нужно просто вовремя отдыхать. Напротив, он видит снижение показателей, чувствует свою вину, и пытается загладить ее, еще больше погружаясь в работу.
5. Лица, переживающие кризис середины жизни.
6. Лица, испытывающие хронический стресс.

Стадии эмоционального выгорания изучала Маслач (создатель опросника профессионального выгорания). Маслач считает, что синдром эмоционального выгорания проявляется в фазах:

1. Завышенные требования к себе, идеализация потребностей.

2. Физическое и эмоциональное истощение. Характеризуется постоянной усталостью, нежеланием работать, нарушением сна, колебанием настроения, болезненными ощущениями в теле.

3. Дегуманизация – возникает циничное отношение к человеческим потребностям, снобизм, социальная изоляция.

4. Отвращение к собственной личности. Обесцениваются потребности, профессиональные и личностные качества. Человек переживает собственные недостатки и несостоятельность, понижается самооценка.

В наши дни проблемы управления производственными стрессами становятся наиболее актуальными из-за быстро изменяющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, постоянного роста конкурентности и борьбы за рынки сбыта. В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов:

  • физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);
  • физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);
  • социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);
  • структурно-организационные факторы («организационный стресс»).

Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На основе обобщения имевшихся статистических данных по заболеваемости и смертности в результате воздействия психо-социальных факторов, Бренерр (1981) сделал вывод, что на протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество стресс-реакций возрастает, благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.

Синдром психического «выгорания» рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняется к мнению, что синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий — профессий системы «человек—человек»: врачи, медицинский персонал, учителя, консультирующие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, а также все категории руководителей-менеджеров. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Имеются основания считать, что «выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности. «Сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики» — те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, кто нашел свое призвание в работе до самозабвения страстно, с установкой на постоянный рабочий процесс (К. Кондо, 1991). Этот список может дополняться «авторитарностью», низким уровнем эмпатии (Б. Махер, 1983). Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом (личностными «факторами риска»). Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания».











Выводы

1. Научные исследования в сестринском деле являются методом получения достоверных научных данных, позволяющих на их основе осуществлять и совершенствовать профессиональную деятельность сестринского персонала.

2. Всем медицинским сестрам следует вносить свой вклад в научные исследования и использовать научные достижения на практике. Руководителям сестринского персонала должна принадлежать ведущая роль в выборе актуальной научно-исследовательской тематики, поддержке научных исследований и реализации полученных результатов.

3. Научные исследования должны проводиться систематически, чтобы получаемые при этом данные были надежными и дополняли уже имеющиеся знания.

4. При проведении исследований в сестринском деле отдается предпочтение сочетанию количественных и качественных методов исследований. Сильная сторона количественных наблюдений заключается в их надежности (повторяемости). Сильная сторона качественных исследований заключается в достоверности (близости к истине). Качественное исследование действительно может прояснить суть происходящего, а не отражать лишь то, что лежит на поверхности.

5. Процесс выбора темы (области) сестринского исследования приведет к лучшим результатам, если его первым этапом будет определение и общий анализ всех областей сестринского дела, интересующих будущего исследователя, вне зависимости насколько обширна та или иная область.

Основная литература

1. Организация сестринской деятельности: учебник / ред. С. И. Двойников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 528с. http://old.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970428955.html

2. Методология научных исследований в клинической медицине [Электронный ресурс] / Н.В. Долгушина [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438985.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: