Сотрудничество с другими ведомствами

Добавим, что налоговые органы активно сотрудничают с другими органами контроля и государственными органами вообще. В частности, есть ряд соглашений об информационном взаимодействии, на которые я предлагаю вам обратить внимание. В сопроводительных материалах к нашей лекции вы найдете указания на соглашения с Банком России, Росфинмониторингом, Рострудом, Пенсионным фондом, ФСС, Федеральной таможенной службой, Следственным комитетом, МВД (Соглашение Банка России N 01-15/3182, ФНС России N ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010, Соглашение Росфинмониторинга N 01-01-14/22440, ФНС России N ММВ-23-2/77@ от 15.10.2015, Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и ФНС (заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1), Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом РФ и ФНС (заключено 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3), Соглашение о взаимодействии между МВД и ФНС (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010), Соглашение ФНС России N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П от 23.06.2011, Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016). Рекомендую вам познакомиться с этими документами. Они позволяют понять, какой объем информации именно потоком идет от одного органа к другому. Потому что одно дело – запрос. Запрос – это уже на тебя обратили внимание и, я прошу прощения за мой французский, под тебя начали копать. Но если мы говорим о том, что вы пока не в поле зрения, но тем не менее какая-то информация попадает в налоговые органы, которая как раз позволяет вычленять тех, на кого надо обратить внимание, то, безусловно, информационный обмен с этими органами бесценен.

В частности, Росфинмониторинг, один из мощнейших контролирующих органов, но он такой не очень контактный сам по себе, и, может быть, вы никогда даже не сталкивались и не столкнетесь с ним напрямую. Но он в режиме реального времени информирует налоговые органы о различных сомнительных финансовых операциях, о различных схемах по отмыванию денежных средств, которые появляются при обобщении им информации, которая ему поступает в ходе контроля в рамках противоотмывочного законодательства. То есть здесь обмен этой информацией идет очень активно.

Согласно соглашению о взаимодействии информационном между Рострудом и налоговой службой идет совместный контроль за злоупотреблением гражданско-правовыми договорами. А недавно на сайте налоговой службы была опубликована Информация ФНС (она есть также в КонсультантПлюс) о том, что теперь органы Роструда и органы налоговой службы будут совместно проводить проверки и рейды, связанные с использованием труда самозанятых (п. 3.2 Соглашения ФНС России N ММВ-23-2/24@, Роструда от 25.11.2016). Вот это новый вид контроля, новый вид и защиты прав работников, и противодействия злоупотреблению в налоговой и трудовой сферах. Конечно, тоже очень интересны для изучения. И очень важно, чтобы мы понимали, что у налоговых органов в этом плане есть сотрудники, их помощники. Они, естественно, на паритетных основах работают, то есть нельзя сказать, что Роструд работает в интересах налоговых органов. Но именно если сконцентрироваться на налоговом контроле, то, конечно, эти источники данных абсолютно бесценны.

В последние годы также очень прогрессирует международное сотрудничество налоговой службы. И есть такая Организация экономического сотрудничества и развития (приложение 1 к Письму ФНС РФ от 08.08.2006 N ШТ-6-09/777@). И в рамках этой организации существует несколько соглашений, к некоторым из которых присоединилась Российская Федерация. В частности, обеспечивается автоматический информационный обмен налоговой информацией. Раз в год передаются данные о счетах граждан Российской Федерации, открытых в зарубежных банках, сюда в Россию. Наши налоговики передают в другие страны данные о счетах граждан иностранных государств, открытых в российских банках. Идет обмен в рамках этого же механизма данными по КИК (контролируемым иностранным компаниям). Таким образом, вне зависимости от того, лицо, открывшее счет за границей, сообщило ли об этом в налоговый орган, как было должно, подало ли оно уведомление о КИК, отразило ли оно данные по КИК в своей налоговой отчетности – это уже от твоей добросовестности не зависит, будут ли знать о том, что у тебя есть эти замечательные активы. Уже в данном случае налоговые органы получают информацию из других источников.

Кроме того, сейчас начинает постепенно входить в такую сферу уже практической значимости заключенная в 2019 году Конвенция по противодействию размыванию налоговой базы, BEPS так называемая (Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения). Это тоже мощный инструмент, который нацелен на то, чтобы противодействовать выводу денежных средств из Российской Федерации без уплаты здесь налогов и противодействовать злоупотреблению договорами об избежании двойного налогообложения.

Аудиторская тайна

Еще одна тема, которой также хотелось бы в этом отношении коснуться. С 2019 года налоговые органы получили доступ к аудиторской тайне. Это связано с появлением ст. 93.2 НК РФ. Она позволяет налоговому органу обратиться к вашему аудитору в том случае, если в отношении вас проводилась выездная проверка, у вас запросили документы, а вы не ответили, или в том случае, если проводился контроль в рамках трансфертного ценообразования и вы также на требования налогового органа не ответили (п. 2 ст. 93.2 НК РФ, Информационное сообщение Минфина России от 03.08.2018 N ИС-аудит-23). И, естественно, данные от аудиторов достаточно ценны, потому что им от вас поступают как в рамках обязательного аудита, так и в рамках различных консультационных услуг, которые аудиторы оказывают, поступают документы, сведения, и они не могут считаться тайной от налоговых органов, если, безусловно, все процедуры, которые заложены в ст. 93.2 НК РФ, будут выполнены при запросе у аудиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: