Другие источники информации

Общий IP-адрес

Давайте поговорим о том, не к чему мы уже давно привыкли в этом отношении, а что именно продолжает развиваться. Дело в том, что надо помнить, что у налоговых органов есть два основных мощнейших инструмента информационных. Это система «СУР АСК НДС» и это система «АИС Налог-3». СУР АСК расшифровывается как система управления рисками автоматизированной системы контроля. АИС – это автоматизированная информационная система. СУР АСК проверяет налоговые декларации, содержит дерево связей налогоплательщика, относит налогоплательщика к определенной категории налогового риска. Как известно, три такие категории существует: низкий, средний и высокий (Письмо ФНС России от 26.12.2019 N ЕД-4-15/26827). Но системы постоянно развиваются, они постоянно нарабатывают новые механизмы, новые маркеры и постоянно по все большему количеству признаков налогоплательщика оценивают на предмет его прозрачности, добросовестности и так далее.

Какие же новые методы в этом отношении появляются? В течение последних лет налоговые органы, в частности, научились отслеживать IP-адреса налогоплательщиков. И как делают это они сами, начиная с отчетности налоговой за 2018 год, так и банковская система здесь в рамках информационного обмена дает определенную информацию налоговым органам. Дело в том, что важно, с какого IP-адреса была сдана отчетность, важно, с какого IP-адреса клиент заходит в систему «Банк клиента». И какую это информацию к размышлению дает проверяющим? Очень просто. Если более одной организации или индивидуального предпринимателя с одного IP вот таким образом действуют, значит, первая мысль, которая возникает, что на несколько лиц один компьютер. То есть они либо очень бедные и как-то скооперировались, либо это может быть, конечно, аутсорсинговая компания, которая вот таким образом ведет свою деятельность, оказывая услуги совершенно посторонним лицам, либо это что у нас проявляется в данном случае? Схема, связанная с дроблением бизнеса. Вот подозрение сразу на это возникает (Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2018 N 307-КГ18-20751). Сразу обозначу, что любые подобные проявления, выявления даже этого одного IP, одного бенефициара и так далее совершенно не приговор, безусловно. Речь не идет о том, что это обвинительный акт какой-то. Речь идет о том, что это лишь маркер, за который зацепляются, дальше, как за петельку, начинают вытягивать и таким образом уже смотрят, что дальше за этим стоит.

Ну так вот, если получается, что несколько предприятий, ведется по ним учет, выход в «Клиент-банк» производится с одного компьютера, видимо, может быть так (совершенно не обязательно именно так, но может быть так), что это один бухгалтер, родственный какой-то персонал. И эти организации (что подозревают, собственно), возможно, не ведут самостоятельного бизнеса, а на самом деле предприятие единым налогоплательщиком является, несколько предприятий единым налогоплательщиком являются, и вот раздробились они исключительно фиктивно. Например, для того чтобы оставаться на каких-то специальных налоговых режимах, не высовываться за пределы допустимой численности персонала или допустимой выручки, допустим, стоимости активов и так далее, в зависимости от того, что является критерием для применения тех или иных специальных налоговых режимов.

То есть вот это вот нахождение общего IP дает вот такую пищу для размышлений налоговым органам. Вкупе с другими показателями уже делаются выводы о том, есть ли здесь что подозревать, или просто людям так удобнее вести свой учет, бизнес и так далее, это их личное дело.

Бенефициар организации

Кроме того, и это сейчас одна из самых горячих тем, налоговые органы очень заинтересованы в данных о бенефициаре организации. Бенефициар – это физическое лицо (может быть несколько бенефициаров у одной организации), под контролем которого находится организация (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). Может быть, этот контроль через участие в организации, а может быть, и совершенно другим образом как-то организован. Но важно, кому организация подконтрольна. Очевидно, какую это пищу для размышлений дает налоговым органам. Наличие общего бенефициара у нескольких лиц, даже не заключающих между собой напрямую каких-то сделок, но имеющих определенную цепочку контрагентов между ними, позволяет всю эту цепочку воедино как раз и связать, и говорить о том, что в данном случае имеют место какие-то взаимозависимые сделки, посредники, возможно, фиктивные. И, опять же, пытаться раскручивать эту ситуацию для того, чтобы показать, что за этим стоит, то есть нет ли тут какого-то двойного дна, связанного с налоговыми схемами.

Кроме того, данные о бенефициарах важны налоговым органам еще и для международного обмена налоговой информацией, потому что если участником организации или контролирующим лицом оказывается иностранец, то соответствующая информация должна в рамках братских взаимоотношений между нашими налоговыми органами и налоговыми органами другой страны уйти в эту страну. И поэтому даже не только для своих собственных нужд, но и для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными партнерами, наши налоговые органы очень заинтересованы в сборе информации о бенефициарах. Не забудьте, пожалуйста, что вы эту информацию должны раскрывать в бухгалтерской отчетности, должны быть готовы раскрыть перед банком в рамках внутреннего контроля, мероприятий внутреннего контроля, заложенных в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ (противоотмывочном) (ст. 3, 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). Ну а уже в ПБУ 11/2008 и ПБУ 4/99 предусмотрена необходимость раскрытия в пояснениях к балансу данных о бенефициаре (п. 6 ПБУ 11/2008, п. 27 ПБУ 4/99).

Реестр ЗАГС

Интересно упомянуть еще об одном, совершенно новом источнике данных для налоговых органов. С 2018 года налоговая служба стала оператором реестра ЗАГС (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ). Вот казалось бы, где имение, а где наводнение. На самом же деле это очень ценная информация. Таким образом сразу понятно, кто кому жена, муж, троюродный дедушка, близкий родственник и так далее. И вот эти родственные связи, даже если люди имеют разные фамилии, допустим, или раньше состояли в каком-то родстве, а, потом, допустим, супруги развелись, эти данные из базы данных ЗАГС также позволяют находить связи между хозяйствующими субъектами и делать выводы на тему отсутствия или наличия каких-то взаимозависимых сделок. Еще раз повторю, это не порочно само по себе. Важно, что это обращает на себя внимание, и дальше уже делаются оргвыводы на основе совокупности данных, есть ли здесь что-то нехорошее, недобросовестное, какие-то действия налогоплательщика, или нет. Но именно сам массив данных очень важно осознавать. Даже работа по базе данных ЗАГС – вот, спрашивается, зачем ФНС было бы взваливать на себя такой груз, ведь, в общем-то, оцифровка базы данных ЗАГС заняла очень много времени, и теперь зачем им быть операторами реестра? Они, естественно, занимаются не благотворительностью, будучи операторами этого реестра, а, безусловно, пользуются данными из реестра для своих целей, связанных с собираемостью налогов.

Другие источники информации

Сейчас в системе «СУР АСК» реализован также механизм, который позволяет через справки 2-НДФЛ выявлять единый персонал в разных организациях. То есть сразу видно, без каких-то специальных серьезных усилий, что господин такой-то работает в пяти организациях. И если это сопрягается с тем, что эти пять организаций еще находятся по одному адресу, отчетность сдают с одного IP, и руководитель там везде один и тот же, то, в общем, это уже наводит на серьезные подозрения о том, насколько самостоятельны эти организации, если кроме ИНН их вообще ничто не различает. И это все вместе дает почву для выявления соответствующих налоговых схем.

Кроме того, одним из новых развивающихся методов сбора данных для целей обеспечения прозрачности налогоплательщиков являются, естественно, и системы маркировки и прослеживаемости товаров – новые, появившиеся в нашем государстве, и также данные, приходящие с контрольно-кассовой техники. Это мы уже прочувствовали на себе и прекрасно знаем, что налоговые органы получают сразу все сведения о любых продажах в рознице, вне зависимости от того, каким способом рассчитались за этот товар, наличными или безналичным порядком. Если пробит чек, то информация из этого чека поступает в налоговые органы достаточно оперативно, и она может обрабатываться теми способами, которые дают наибольшую информацию для контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: