Два основных греха власти видятся в образах Ровоама и Иеровоама. Ровоам был сыном Соломона и после смерти последнего должен быть занять его престол. Но с самого начала своего царского служения он совершает роковой грех против самых основных требований заветной теократии: социальной справедливости и верности власти Яхве. Слава наследника великого и могущественного царя Соломона ослепила Ровоама и заставила забыть о том, Кто является Истинным Царем в Израиле. Ослепленный уверенностью в абсолютном и независимом ни от кого характере своей власти, он отвергает совет старейшин и с презрением к народу налагает на него бремя непомерных налогов. Первый из политических грехов обозначает себя, когда правитель перестает быть пастухом и становится волком.
Последствия не заставили себя долго ждать. Грехом Ровоама воспользовался давний оппонент династии Давида – представитель Ефремова колена, самого могущественного из северных колен Израиля, – Иеровоам, который в 922 году до Р.Х. поднял восстание против Ровоама и отделил десять колен, образовавших Северное царство, Израиль. Необходимо отметить, что развал Ветхозаветного еврейского государства после смерти Соломона происходил на фоне утраты духовного единства и внешне походил на религиозный раскол. Безусловно, в северных коленах к этому трагическому моменту назрело народное недовольство жестокими поборами на содержание богатой столицы и утопающего в роскоши дворца, злоупотреблениями царских чиновников, утратой истинного израильского духа справедливости и равенства прав. Большинство израильских колен были вынуждены работать в этот период на одно колено Иудино, давшее евреям святого и благоверного царя Давида. Однако главным духовным лозунгом восставших было возвращение к идеалам Синая, борьба за чистоту яхвистской веры, возвращение высокого религиозного статуса традиционных, связанных с именами патриархов и эпическими событиями отечественной истории обретения Земли Обетованной святилищ в Дане, Вефиле, Сихеме и т.д.
Грехом Иеровоама было подчинение религиозных обычаев политическим целям – выживанию и независимости государства.
Но так ли чисты были помыслы вождя раскола Иеровоама? Грехом Иеровоама было подчинение религиозных обычаев политическим целям – выживанию и независимости собственного новорожденного государства. По этой причине он явно стремился защитить свое зарождающееся царство от каких–либо народных устремлений к величию конкурирующего Иерусалима (см.: 3 Цар. 12: 26–27). Чтобы быть абсолютно спокойным, он предложил для Северного царства альтернативную систему культа, которую сам же полностью разработал и утвердил. Вся она служила интересам его государства (см.: 3 Цар. 12: 31–33). В результате хотя Яхве оставался номинально главой нового государства, само оно стало фактически идолопоклонническим. В основе религиозной политики цинично лежали вполне земные интересы сохранения государства, или, точнее, удержания власти нового царя (см.: 3 Цар. 12: 27). Яркой иллюстрацией секулярной мотивации израильской власти являлось то, что соперничество колен было поставлено в Израиле выше религиозного единства. Как следствие, распад царства стал одновременно «церковным расколом». Храмы Дана и Бетэля были противопоставлены храму Иерусалимскому. Это явилось роковым «грехом Иеровоамовым», о котором постоянно говорится в Библии. В конце концов эта распря привела Самарию к гибели[22].
Итак, мы наблюдаем на страницах Библии, что только тогда царство становится греховным, когда оно становится «светским», то есть теряет свой сакральный характер; когда цари забывают о том, от Кого они получают истинную власть и зачем. В другом контексте это происходит когда имеет место подмена священного его профанацией. Здесь мы не можем не увидеть библейский архетип первого грехопадения, сущность которого также заключалась в опошлении святого, когда в сакральном и запретном древе Ева увидела лишь то, что оно «хорошо для пищи» (Быт. 3: 6).
Как нам представляется, все пороки власти могут быть познаны в грехах двух библейских политиков – Ровоама и Иеровоама. Но в контексте нашего разговора о библейском идеале власти важно сказать, что это были не грехи государства, а грехи против государства в истинном его понимании. Отклонение от служения единому Яхве и превращение религии в утилитарный политический инструмент послужили первопричиной распада единого еврейского государства в 922 году до Р.Х. Это произошло еще и потому, что с утратой богооткровенной религии, основой которой был Абсолютный Царь Яхве, устанавливающий равенство всех остальных перед Его лицом и требующий социальной справедливости, в политической власти стали быстро образовываться разные группы влияния, партии, играющие на интересах разных племен, но в действительности преследующие своекорыстные интересы, связанные с обогащением и жаждой власти в ущерб интересам самого народа. Подобная политика за короткое время дестабилизировала общество и инициировала его моральное разложение, а затем и государственный распад.
Кризис Ветхозаветной Церкви и кризис Израильского государства были, безусловно, взаимосвязанным явлением. Не случайно после смерти царя Иеровоама II наступила череда цареубийств и поспешных воцарений (см.: 4 Цар. 15: 19–30; 17: 3–6, 18: 1). Нравы народа пали невероятно низко, а священство, служа орудием часто сменяющихся претендентов, пренебрегло своей обязанностью быть руководителем народа в делах веры. Естественно, евреи тут же впали в крайние формы идолопоклонства, а блуд и вино сделались самыми приятными для них занятиями (см.: Ос. 4: 11–13)[23].
Подводя итог сказанному, мы можем выделить три принципа библейского идеала власти:
1. в абсолютном смысле вся власть (и духовная, и политическая, и всякая социальная вообще) принадлежит Богу;
2. политическая власть исходит от Бога и устанавливается по Его Промыслу;
3. идеальной сущностью политической власти является служение Богу и через это – людям, подданным.






