Данный очерк никоим образом нельзя воспринимать в качестве богословской основы возвеличивания и сакрализации государства, особенно в его современном содержании, так как в библейском понимании государство – это царство во главе с Богом, где царственность уже не переходит ни на какую земную личность и сосредотачивается в абсолютной царской власти Самого Яхве. «Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое – во все роды» (Пс. 145: 13). С откровением Господа через Моисея еврейскому народу всякая земная власть лишается небесной царственности и самостоятельного сакрального статуса и становится лишь относительной перед лицом абсолютной власти Бога. Напоминая секулярному и не основанному на религиозных ценностях государству о его сакральных основах и метафизическом предназначении, Церковь, таким образом, защищает государство от него самого и продлевает его существование, давая последнему высший смысл и конечное оправдание.
Протоиерей Тимофей Фетисов,
кандидат богословия
17 июня 2014 г.
Рейтинг: 8.7 Голосов: 40 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 68.
[2] Там же. С. 65–66.
[3] Мень Александр, протоиерей. История религии: В 5 т. Т. 5. М., 1992. С. 239.
[4] См.: Филарет (Дроздов), святитель Толкование на книгу Бытия. М., 2003. С. 75, 83–84.
[5] См.: Новгородцев П.И. Политические идеалы Древнего и Нового времени. М., 1919. С. 23–24, 28.
[6] Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 т. Т. 1. М., 1869. С. 57.
[7] Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М, 1986. С. 119.
[8] Там же. С. 122.
[9] Шмеман Александр, протопресвитер. Водой и Духом. М., 1993. С. 104.
[10] Marshall Paul. Thine Is the Kingdom: A Biblical Perspective on the Nature of Government and Politics Today. Basingstoke: Marshall, Morgan & Scott, 1984. S. 41.
[11] Райт Кристофер. Око за око. Черкассы, 2011. С. 218.
[12] Иларион (Троицкий), священномученик. Основные начала ветхозаветного священства и пророчества // http://www.pravoslavie.ru/sm/5840.htm.
[13] См.: Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005. С. 182–183.
[14] Иларион (Троицкий), священномученик. Основные начала ветхозаветного священства и пророчества.
[15] См.: Ельчанинов А.В. История религии. М., 1909. С. 111.
[16] Dаnilou. J. Lа Jerusalem nouvelle // Вulletin st. Jean Baptiste. 1965. T. V-7. Mai. Р. 307, 311.
[17] Райт Кристофер. Око за око. С. 249.
[18] Шевцов Иоанн, протодиакон. Писания малых пророков. М, 2011. С. 166.
[19] Мень Александр, протоиерей. История религии. Т. 5. С. 169.
[20] Арсений (Соколов), игумен. Книга пророка Амоса. М., 2012. С. 85.
[21] Райт Кристофер. Око за око. С. 241.
[22] Там же. С. 74.
[23] Хергозерский Алексей. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. Джорданвилль, 1988. С. 137–138.
[24] Райт Кристофер. Око за око. С. 74.
[25] Шмеман Александр, протопресвитер. Водой и Духом. С. 105.






