Как известно, основная богословская идея Израиля как народа Божия, которая определила его самосознание и законодательство, была основана на историческом событии Исхода. Однако Исход стал не только проявлением сверхприродной, но также и политической власти Бога. С самого начала он состоял из правовых требований Моисея к фараону и их дальнейших непростых политических переговоров, в которых весьма убедительно участвовал Сам Бог. Дальнейшая библейская история спасения также вершилась не в пещерах медитирующих аскетов-отшельников и не в небесных трансцендентных сферах. Бог определил осуществить первый дохристианский этап Своего плана спасения через уникальную, политически организованную общину (то есть государство-царство) на арене всемирной политической истории.
Израиль как сакральное государство был создан Богом на Синае через Завет с племенами, пришедшими в пустыню по Его повелению. Мы не разделяем широко распространившееся мнение о том, что древнееврейское государство возникло лишь в эпоху царей. Да, до некоторого времени в Израиле не было привычной для нас сегодня формы политического единовластия. Но царя заменяли такие харизматические личности, как Моисей и Иисус Навин. Анализ их поступков и действий со всей очевидностью показывает, что они обладали всей полнотой власти, причем власть их носила универсальный характер. И один и второй являлись законодателями, судьями, военачальниками, пророками одновременно. Помимо них во главе 12 колен Израиля стояли «избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых» (Чис. 1: 16). Вторую группу составляли избранные 70 мужей, которых Моисей собрал по велению Бога (см.: Чис. 11: 16–17). И третью группу составили судии народа, которых назначал непосредственно сам Моисей (см.: Исх. 18: 14–26).
Таким образом, основной признак государства – центральная власть – проявляется в Израиле задолго до царей. Да, своя собственная территория появляется у Израиля лишь с завоеванием Ханаанских земель. Но, взглянув на этот вопрос «по-библейски», мы увидим, что земля Ханаана была не завоевана, а отвоевана. Вспомним, что Небесный Собственник всей Земли, начиная историю спасения, еще в беседе с Авраамом завещал эти территории его потомкам: «Аврам стал жить на земле Ханаанской… И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки…» (Быт. 13: 12–15). Это обетование подтверждает Иаков, благословляя Исаака: «И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» (Быт. 28: 4). Обетование земли патриархам происходит в общей сложности 29 раз! Значит, с точки зрения Божественного права, она с этого момента принадлежала евреям – за сотни лет до того, как они воспользовались этим завещанием и, опираясь на него, предъявили свое право собственности незаконно занявшим ее народностям.






