Приложение II.1
к ПООП по специальности
_____ 44.02.01 Дошкольное образование
Шифр профессии/специальности
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП. 02 Психология»
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................3 | |
| 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............. | |
| 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «__________ ОП. 02 Психология ___________________»
(наименование дисциплины)
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «_____ ОП. 02 Психология ___________» является обязательной частью __ ОП.00 Общепрофессиональный цикл _______ (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (специальности) 44.02.01 __ Дошкольное образование _____
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК _________________________ (указываются коды)
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
| Код [1] ПК, ОК | Умения | Знания |
| Указывается только коды | Указываются только умения, относящиеся к данной дисциплине | Указываются только знания, относящиеся к данной дисциплине |
| ОК 02. ОК 03. ОК 09. | выделять необходимые источники информации, собирать информацию и использовать полученные знания в области психологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; отрасли психологии; направления и школы психологии; – закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; |
| ОК 01. ПК 2.2. | – использовать методы психологии для определения индивидуальных особенностей детей; – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; – поиск и выбор оптимального решения и на основе определения проблемы, обоснование выбранного решения; | методы психологии и их классификацию; – особенности применения методов исследования при выявлении индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста; воспроизведение содержание основных понятий «психика» и «сознание человека»; познавательные процессы; – ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие. – восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности. – память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия; – мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума; –воображение, виды, механизмы, развитие воображения; – внимание, виды, свойства; – особенности развития познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет; – теорию и технологии учета возрастных особенностей детей (возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании); |
| ОК 01. ПК 2.5. | – проводить анализ деятельности; – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; | – личность и деятельность; – характеристика и структура деятельности; – ведущие виды деятельности; – специфика учебной деятельности; –профессиональная деятельность; – основы психологии игры; – основы психологии творчества; |
| ОК 01. ПК 2.7. | – выявлять возрастные особенности воспитанников; | – основные закономерности возрастного развития, возрастную периодизацию, стадии и кризисы развития; – общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; |
| ПК 4.1. | – применять знания психологии при решении психолого–педагогических ситуаций; – выявлять особенности межличностных отношений дошкольников; | – основы психологии личности (законы развития личности и проявления личностных свойств, характеристика структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля, мотивация и их развитие); – психологические аспекты социализации личности; – особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте; – понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения; |
| ОК 04. ПК 4.2. | – выявлять личностные особенности воспитанников; | – индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем в часах |
| Объем образовательной программы учебной дисциплины | * |
| в том числе: | |
| теоретическое обучение | * |
| лабораторные работы (если предусмотрено) | * |
| практические занятия (если предусмотрено) | * |
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | * |
| контрольная работа (если предусмотрено) | * |
| Самостоятельная работа [2] | – |
| Промежуточная аттестация | * |
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах |
| 1 | 2 | 3 |
| Тема 1. Психология как наука. | Содержание учебного материала | |
| 1. Предмет и объект, цели, задачи, особенности психологии как науки. | ||
| 2. Этапы развития психологии как науки. | ||
| 3. Отрасли психологии. | ||
| 4. Связь психологии с педагогической наукой и практикой. | ||
| 5. Подходы, направления и школы психологии | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий |
| |
| Составление таблицы: «Житейская и научная психология (признаки отличия и сходства)» | ||
| Составление глоссария и сравнение содержания основных психологических понятий. | ||
| Подбор и анализ схем по содержанию темы. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся[3] Составление списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 10 источников). Оформление электронного варианта глоссария основных психологических понятий. Оформление электронной персональной папки–коллектора по дисциплине. | ||
| Тема 2. Возрастная психология: предмет, проблемы. | Содержание учебного материала | |
| 1. Основные понятия и предмет возрастной психологии. | ||
| 2. Возрастные периодизации. | ||
| 3. Периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. | ||
| 4. Стадии и кризисы развития. | ||
| 5. Социальная ситуация развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| 1. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по преодолению кризисных периодов детей раннего и дошкольного возраста. | ||
| 2. Презентация одной из возрастных периодизаций. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Дополнение списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 5 источников). Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом. | ||
| Тема 3. Педагогическая психология: предмет, проблемы. | Содержание учебного материала | |
| 1. Основные понятия и предмет педагогической психологии. | ||
| 2. Психологические основы обучения и воспитания. | ||
| 3. Психология труда педагога. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| 1. Подбор и презентация диагностических методик по диагностике обученности, воспитанности детей дошкольного возраста. | ||
| 2. Подбор и презентация диагностических методик по выявлению индивидуальных и профессиональных особенностей педагогов. | ||
| 3. Овладение навыками решения конфликтных педагогических ситуаций. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Дополнение списка учебников и пособий по дисциплине с аннотациями (не менее 5 источников). Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом. | ||
| Тема 4. Методы психологии и их классификация. | Содержание учебного материала | |
| 1. Характеристика методов психологии и их классификация. | ||
| 2. Наблюдение. Методика организации наблюдений за детьми раннего и дошкольного возраста. | ||
| 3. Эксперимент. Методика организации эксперимента. | ||
| 4. Опросные методы. Беседа. Анкетирование. Особенности проведения беседы с дошкольниками. | ||
| 5. Тесты, тестирование. Проективные тесты и их применение с дошкольниками. | ||
| 6. Анализ продуктов деятельности. | ||
| 7. Специфика применения методов исследования в возрастной психологии. | ||
| 8. Специфика применения методов исследования в педагогической психологии. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| 1. Составление плана изучения индивидуальных особенностей ребенка раннего или дошкольного возраста с перечислением методов исследования. 2. Составление таблицы с указанием достоинств и недостатков методов исследования. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. Изучение методов исследования по книге Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Практикум по детской психологии. | ||
| Тема 5. Психика и ее развитие | Содержание учебного материала | |
| 1. Мозг и психика. Функции психики. | ||
| 2. Сознание как форма психического отражения | ||
| 3. Сознание и бессознательное. | ||
| 4. Роль сознания в жизни человека. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Семинарское занятие «Развитие психики животных и человека» | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Составление глоссария по теме. Подготовка к семинару по теме «Развитие психики животных и человека». | ||
| Тема 6.Познавательные процессы и их развитие. | Содержание учебного материала | |
| 1. Чувственная ступень познания. Ощущения, их виды закономерности, взаимодействие и развитие. 2. Восприятие, виды, свойства, индивидуальные особенности. | ||
| 3. Рациональная ступень познания. Память, виды, процессы, качества, представление, индивидуальные различия. | ||
| 4. Мышление и речь, основные формы мышления, мыслительные операции и их формирование, виды мышления, качества ума. | ||
| 5. Воображение, виды, механизмы, развитие воображения. | ||
| 6. Внимание, виды, свойства. | ||
| 7. Развитие познавательных процессов у детей от рождения до 7 лет. | ||
| 8. Познание в младенчестве и раннем возрасте. | ||
| 9. Развитие познавательной сферы дошкольника. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Анализ и выбор методик исследования познавательных процессов в соответствии с целью и возрастом ребенка. | ||
| Презентация сообщения по развитию конкретного психического процесса у детей от года до 7 лет. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Поиск, анализ и отбор информации для подготовки сообщения. Подготовить сообщение по развитию конкретного психического процесса у детей от года до 7 лет. Разработка м/м презентации по теме сообщения. | ||
| Тема 7. Общая характеристика личности. . . | Содержание учебного материала | |
| 1. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. | ||
| 2. Закономерности, движущие силы, факторы и условия психического развития человека. | ||
| 4. Характеристика структуры личности. | ||
| 5. Направленность личности. | ||
| 6. Способности и их развитие. | ||
| 7. Темперамент, типы и свойства. | ||
| 8. Характер, черты характера. | ||
| 9. Эмоции и чувства, отличия и взаимосвязь. | ||
| 10. Воля, ступени волевого действия. Развитие воли. | ||
| 11. Мотивация, мотивация и деятельность, мотивация и личность. | ||
| 12. Предпосылки формирования личности в раннем детстве. | ||
| 13. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Подбор и анализ диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Изучение карт нервно–психического развития детей раннего возраста. Изучение психолого–педагогических характеристик детей дошкольного возраста. Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по развитию и воспитанию детей от раннего и дошкольного возраста. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. Подбор психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития личности детей раннего и дошкольного возраста. | ||
| Тема 8. Общая характеристика деятельности. | Содержание учебного материала | |
| 1. Деятельность как способ существования. | ||
| 2. Структура деятельности, уровни освоения. | ||
| 3. Основные виды деятельности. | ||
| 4. Деятельность и психические процессы. | ||
| 5. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. | ||
| 6. Деятельность в раннем и дошкольном возрасте. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Семинарское занятие: «Виды человеческой деятельности и их классификация. Умения, навыки, привычки». | ||
| Анализ и выбор диагностических методик для определения уровня развития различных видов деятельности детей дошкольного возраста. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Пополнение глоссария терминами по теме занятия Поиск, анализ и отбор информации для подготовки к семинарскому занятию. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. | ||
| Тема 9. Основы психологии игры. | Содержание учебного материала | |
| 1. Развитие игры в раннем и дошкольном возрасте. | ||
| 2. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. | ||
| 3. Структура сюжетно–ролевой игры дошкольника. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Семинарские занятия «Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста». Развитие и совершенствование игры в дошкольном возрасте». | ||
| Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к семинару по теме «Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста». Подготовка к семинару по теме «Развитие и совершенствование игры в дошкольном возрасте». Проведение в дошкольной организации наблюдения за организацией игровой деятельности (непосредственно в ДОО или на основе видеоматериалов). | ||
| Тема 10. Учебная деятельность и ее специфика в раннем и дошкольном возрасте. | Содержание учебного материала | |
| 1. Структура и содержание учебной деятельности. | ||
| 2. Возрастные и индивидуально–психологические особенности формирования учебной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. | ||
| 3. Учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения. | ||
| 4. Психологическая готовность ребенка к школе. | ||
| 5. Методики определения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе. | ||
| 6. Профессиональная деятельность педагога. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| 1. Решение психолого–педагогических ситуаций по проблеме развития учебной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 2. Анализ и выбор диагностических методик для определения психологической готовности ребенка к обучению в школе. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Пополнение электронного варианта глоссария основных психологических понятий по данной теме. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине новым материалом. | ||
| Тема 11. Психологические аспекты социализации личности, механизмы социализации. | Содержание учебного материала | |
| 1. Сущность и содержание понятия социализация, виды и этапы социализации | ||
| 2. Этапы формирования половой идентичности. | ||
| 3. Особенности общения и группового поведения в раннем и дошкольном возрасте. | ||
| 4. Понятие групповой динамики и ее механизмы. | ||
| 5. Межличностные отношения в детской группе. Динамика вхождения в детскую группу: адаптация, индивидуализация, интеграция. | ||
| 6. Руководство детскими группами и коллективами. | ||
| 7. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Усвоение правил и норм общения. | ||
| 8. Метод социометрии. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Анализ и выбор диагностических методик для определения межличностных отношений дошкольников. | ||
| Подбор и презентация диагностической методики для определения межличностных отношений дошкольников. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск, анализ и систематизация информации по теме занятия. Пополнение электронной персональной папки–коллектора по дисциплине диагностическими методиками. | ||
| Тема 12. Проблемы социализации личности: дезадаптация, девиантное поведение | Содержание учебного материала | |
| 1. Понятие социальной дезадаптации, предупреждение и коррекция. | ||
| 2. Социальная дезориентация детей дошкольного возраста. | ||
| 3. Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации. | ||
| 4. Психологические основы девиантного поведения. | ||
| 5. Типология и классификация девиантного поведения. | ||
| 6. Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения. | ||
| 7. Взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации. Анализ и выбор рекомендаций для родителей по предупреждению и коррекции девиантного поведения. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Поиск, анализ и систематизация информации о факторах и причинах социальной дезадаптации. Составление каталога игр, направленных на профилактику девиантного поведения детей с учётом возраста. Законспектировать материал на тему «Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением». | ||
| Тема 13. Психология творчества как область психологических исследований творческой деятельности. | Содержание учебного материала | |
| 1. Объект, предмет и задачи психологии творчества. | ||
| 2. Теория творческой деятельности. Признаки творческого процесса. | ||
| 3. Психологические подходы к определению творчества. | ||
| 4. Творческая личность. Одарённость и её природа. | ||
| 5. Творческое мышление. Методы развития творческого мышления. | ||
| 6. Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально–неповторимые черты творческой личности. | ||
| 7. Развитие воображения у детей как путь формирования творческой личности. | ||
| 8. Методы определения творческих способностей. | ||
| 9. Влияние воспитания и обучения на проявление творческой активности ребенка. | ||
| 10. Особенности педагогической деятельности с одарёнными детьми. | ||
| В том числе, практических и лабораторных занятий | ||
| Анализ и выбор диагностических методик для определения творческих способностей детей дошкольного возраста. Презентация диагностической методики выявления уровня развития воображений и творческой фантазии у детей в различных видах деятельности: художественной, игровой, конструктивной. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся Подборка упражнений для развития творческого мышления и воображения Анализ и систематизация информации на тему: «Психолого–педагогические условия для развития одаренности и талантливости». | ||
| Курсовой проект (работа) (для специальности если предусмотрено) Указывается, является ли выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине обязательным или студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или иной общепрофессиональной дисциплины (общепрофессиональных дисциплин) или профессиональных модулей. Тематика курсовых проектов (работ) 1..……………………………………… n. ……………………………………….. | ||
| Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности) 1..……………………………………… n. ……………………………………….. | *[4] | |
| Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (для специальности если предусмотрено) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования) 1..……………………………………… n. ……………………………………….. | * | |
| Промежуточная аттестация | *[5] | |
| Всего: | * | |
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы в случае если в учебном плане п.5 выделен этот вид работ, если самостоятельная работа не выделяется на уровне примерной программы, то и тематика самостоятельных работ не указывается. Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
.






