Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория электросвязи»

Наименование  разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов

Уровень освоения

1 2 3

4

Раздел 1 Теория связи по проводам   42

Тема 1.1

Основные положения теории электросвязи

Содержание учебного материала Виды электросвязи. Принципы передачи сигналов электросвязи. Классификация линий и каналов связи. Виды и особенности сигналов электросвязи. Спектры сигналов электросвязи. Способы преобразования формы и спектра сигналов: модуляция, дискретизация, кодирование. Электрические характеристики многоканальных систем электросвязи: уровни передачи и приема, затухание сигналов; амплитудная характеристика (АХ), амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и фазо - частотная характеристика (ФЧХ) канала связи. Помехи и помехозащищенность каналов связи 7

2

 

 

3

 

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Составление таблицы "Основные характеристики первичных сигналов", представление классификации каналов связи и систем электросвязи в виде схемы, решение задач на определение числовых характеристик сигналов и каналов электросвязи. Составление тестовых заданий, кроссвордов, глоссария. Подготовка презентаций (докладов) по темам: «Сигналы электросвязи и их характеристики», «Классификация линий и каналов связи», «Помехи и помехозащищенность каналов связи»,  «Электрические характеристики многоканальных систем электросвязи». 8

Тема 1.2

Длинные линии

Содержание учебного материала Определение длинных линий и их эквивалентные схемы. Процесс распространения электромагнитных волн в длинной однородной линии. Возникновение отраженной волны в длинной линии. Параметры длинной линии, разомкнутой на конце, короткозамкнутой на конце и согласованно нагруженной. Применение длинных линий. 4

2

 

 

3

Лабораторная работа Исследование работы длинной линии Практическое занятие Определение параметров длинной линии 4

 

1 2 3 4  
  Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий. Подготовка к лабораторному и практическому занятию. Подготовка докладов: «Применение длинных линий в технике связи», «Режимы работы длинных линий». 6

 

Тема 1.3

Волноводы и световоды

Содержание учебного материала Устройство волноводов, их конструкция и параметры. Принцип распространения электромагнитных волн в волноводах. Режимы работы и возбуждение волноводов. Объемные резонаторы на основе волноводов. Использование волноводов в технике связи. Световоды (оптические волокна), их конструкция, параметры. Типы оптических волокон. Особенности распространения света в световодах, два подхода к объяснению распространения энергии. Типы волн в световоде. Использование световодов в технике связи Основные достоинства и недостатки ВОК 6

2

 

 

3

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Решение задач по темам раздела. Подготовка к контрольной работе по разделу 1. Подготовка докладов (презентаций) по теме: «Использование волноводов и световодов в технике связи». 6

 

Контрольная работа Раздел 1 Теория связи по проводам 1

3

Раздел 2 Генерирование и преобразование сигналов электросвязи   34

 

Тема 2.1 Генерирование колебаний

Содержание учебного материала Определение, классификация и обобщенная структурная схема автогенератора. Условия и режимы самовозбуждения автогенератора. Схемы автогенераторов с индуктивной, автотрансформаторной и емкостной обратной связью. Особенности и принципы работы одноконтурных и двухконтурных автогенераторов. Параметрическая и кварцевая стабилизации частоты автогенераторов. RC-автогенераторы и их особенности 9

2

 

 

3

Лабораторные работы Исследование работы автогенератора LC-типа. Исследование работы автогенератора RC--типа 4

 

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к лабораторным работам Решение задач по теме, построение схем автогенераторов по индивидуальному заданию 5

 

1 2 3

4

  Подготовка докладов (сообщений) по темам: «Классификация автогенераторов», «Использование автогенераторов в технике связи».  

 

Тема 2.2

Преобразование, умножение и деление частоты сигналов

Содержание учебного материала Использование линейных, нелинейных и параметрических элементов для преобразования частоты сигналов. Воздействие двух гармонических сигналов на нелинейный активный элемент. Методы аппроксимации характеристик нелинейных элементов. Преобразование спектра частот в нелинейных цепях. Умножение частоты. Основные схемы умножителей частоты. Деление частоты. Основные схемы делителей частоты 8

2

 

 

3

Лабораторная работа Исследование работы преобразователя частоты 2

 

Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по теме: «Использование преобразователей, умножителей и делителей частоты в технике связи». Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Решение задач. Подготовка к лабораторной работам. Подготовка к контрольной работе. 5

 

Контрольная работа Раздел 2 Генерирование и преобразование сигналов электросвязи 1

3

Раздел 3 Модуляция и демодуляция сигналов электросвязи   73

 

 Тема 3.1

Аналоговые виды модуляции

 

 

Содержание учебного материала Виды модуляции непрерывных сигналов и их особенности. Принцип и схемы амплитудной модуляции (АМ). Физические процессы, связанные с преобразованием сигналов в модуляторах и демодуляторах. Схемная реализация и принцип амплитудной модуляции и демодуляции. Назначение несущей частоты, возникновение боковых колебаний, временные и спектральные диаграммы, математическая модель AM -сигнала. Однополосная и балансная модуляция, их схемная реализация. Принцип реализации и схемы частотной модуляции (ЧМ). Принцип и схемы детектирования ЧМ сигналов. Принцип и схемы фазовой модуляции (ФМ). Принцип и схемы детектирования ФМ сигналов 12

2

 

 

3

Лабораторные работы Исследование работы амплитудного детектора Исследование работы частотного модулятора 6

 

1 2 3

4

 

Исследование работы частотного детектора  

 

Практические занятия Определение параметров АМ сигнала Сравнительный анализ различных видов аналоговой модуляции 4

 

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Решение задач. Подготовка докладов (сообщений) по теме: «Применение аналоговой модуляции в технике связи» Подготовка к лабораторным и практическим занятиям 10

 

Тема 3.2 Импульсные виды модуляции

Содержание учебного материала Импульсные виды модуляции и детектирование модулированных сигналов: амплитудно-импульсной модуляции (АИМ), частотно-импульсной модуляции (ЧИМ), фазоимпульсной модуляции (ФИМ) и широтно-импульсной модуляции (ШИМ) 4

2

 

3

Практическое занятие Сравнительный анализ различных видов импульсной модуляции 2

 

Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по темам: «Применение импульсной модуляции в технике связи», «Импульсные модуляторы и детекторы». Решение задач. 4

 

Тема 3.3 Дискретная модуляция

Содержание учебного материала Виды дискретной модуляции (манипуляции): амплитудная (АМн), частотная (ЧМн), фазовая (ФМн) и относительная фазовая (ОФМн) манипуляция. 2

2

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка докладов (сообщений) по темам: «Виды дискретной модуляции», «Применение дискретной модуляции в технике связи». 3

 

Тема 3.4 Цифровые виды модуляции

Содержание учебного материала Цифровые виды модуляции и детектирование модулированных сигналов: импульсно-кодовая, разностно-дискретная и дельта-модуляция. Цифровая фильтрация сигналов 8

2

 

3

Лабораторная работа Исследование аналого-цифрового и цифроаналогового преобразования сигналов 2

 

Практические занятия Дискретизация непрерывного сигнала Формирование и проверка кодовых комбинаций корректирующих кодов Сравнительный анализ различных видов цифровой модуляции 8

 

1 2 3 4  
  Самостоятельная работа Подготовка докладов по теме: «Применение цифровой модуляции в технике связи». Решение задач. Составление тестовых заданий, кроссвордов, глоссария. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к практическому занятию. Подготовка к контрольной работе по разделу 3 6

 

Контрольная работа Раздел 3 Модуляция и демодуляция сигналовэлектросвязи 2

3

Раздел 4 Теория радиосвязи   58

 

Тема 4.1

Распространение электромагнитных волн в пространстве

Содержание учебного материала Классификация и свойства радиоволн (отражение, преломление и поглощение). Пути распространения электромагнитных волн в околоземном пространстве. радиоволн Землей. Роль ионосферы в радиосвязи. Особенности распространения длинных, средних, коротких и ультракоротких волн в около-земном и космическом пространстве 7

2

 

 

3

Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий) Подготовка докладов (сообщений) по теме: «Роль радиоволн в технике связи», «Спутниковая и сотовая связь». 6

 

Тема 4.2 Антенны

Содержание учебного материала Основы теории излучающих и приемных систем. Виды, особенности конструкции антенн, используемых в технике электросвязи 4

2

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов (сообщений) по теме: «Применение антенн». Решение задач. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий) 4

 

Тема 4.3. Основы теории радиопередачи

Содержание учебного материала Структурная схема многокаскадного радиопередатчика. Особенности преобразования спектра при радиопередаче 4

2

Практическое занятие Составление структурной схемы радиопередатчика 2

 

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов (сообщений) по теме раздела. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к практическому занятию 3

 

1 2 3 4  

Тема 4.4 Основы теории радиоприема

Содержание учебного материала Структурная схема многокаскадного радиоприемника. Особенности преобразования спектра при радиоприеме. Помехозащищенность радиоприема 6

2

Практическое занятие Составление структурной схемы радиоприемника 4

 

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов (сообщений) по теме раздела. Подготовка к практическому занятию 3

 

Тема 4.5 Расчет дальности радиосвязи

Содержание учебного материала Факторы, влияющие на дальность радиосвязи. Основные методы расчета в различных диапазонах радиоволн (гектометровом, метровом, декаметровом) 6

2

3

Практическое занятие Расчет дальности радиосвязи 4

 

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов (сообщений) по теме раздела. Подготовка к практическому занятию. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). 4

 

Контрольная работа Раздел 4 Теория радиосвязи 1

2

Раздел 5  Оптическое волокно как средство передачи для волоконно-оптических систем передачи (ВОСП)   12

 

Тема 5.1 Основные сведения о системах волоконно-оптической связи (ВОС)

Содержание учебного материала Принципы работы оптического волокна (свойства волокна, его физическая сущность). Волоконно-оптическая система передачи (ВОСП) Элементы волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Особенности и перспективы развития систем волоконно-оптической связи 6

2

Практическое занятие Расчет параметров многомодового оптического кабеля 2

 

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов, презентаций  по теме раздела. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). 4

 

1 2 3 4  
  Подготовка к экзамену. Решение задач по отдельным разделам дисциплины.  

 

Итого   219

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: